Культура Греции классического периода и эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:57, реферат

Краткое описание

В V—IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии); ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья и Европы.

Файлы: 1 файл

Культура Греции классического периода и эллинизма.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

    Парадным  и религиозным центром города был акрополь, здесь располагался храм главного божества — покровителя данного города, сюда вела дорога священных процессий во время важнейших праздников, здесь приносились наиболее торжественные жертвоприношения.

    Принципы  гипподамова города могли быть реализованы  лишь в городах, построенных на новом  месте, как, например, в Олинфе на Халкидике или в портовом городе Пирее, городе Фурии или в заново отстроенном Милете. В городах, возникших в незапамятные времена, таких, как Коринф, Афины, Эфес, Фивы, положение было иным — вместо регулярных кварталов, сетки прямых улиц, благоустроенных площадей можно было видеть беспорядочно стоящие частные жилища, разбросанные среди них храмы, узкие кривые улочки. Однако элементы регулярности в V—IV вв. до н. э. проявляются и здесь: архитектурно украшаются акрополь, центральная площадь, место для народных собраний. Ремесленные мастерские с вредным производством (керамические, кожевенные) переносятся на окраину города. Здания театров и стадионы устраиваются в наиболее удобных местах. В V—IV вв. до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружения, система крепостных стен с башнями, которые вносят элементы организации во всю городскую планировку.

    Греческое зодчество классического времени  развивалось на основе так называемой ордерной системы, ставшей великим  завоеванием мировой архитектуры. Эта система, зародившаяся в архаический период, достигла наибольшей полноты и законченности именно в V—IV вв. до н. э. Два основных типа ордера — дорический и ионический —сформировались еще в VII—VI вв. до н. э., но в V—IV вв. появился еще более нарядный и изысканный коринфский ордер. В то же время греческие зодчие начинают прибегать к смешению разных ордеров в одном здании, внося элементы легкости и изящества в дорический стиль, и придают большую нарядность и пышность ионическому ордеру. Умелое смешение разных архитектурных стилей расширило возможности греческих строителей, позволило им создать многие шедевры греческой и мировой архитектуры.

    Основой греческого зодчества, как и в  архаическое время, был храм —  самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. Были разработаны различные типы храмовых зданий, от скромных героонов в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов. Храмовые здания в зависимости от количества колонн делились на несколько типов: храм в антах (две колонны перед главным входом), простиль (четыре колонны перед главным входом), амфипростиль (колонны поддерживали портик перед главным входом и такой же портик с колоннами располагался с противоположной стороны), периптер (когда колонны окружали храмовое помещение с четырех сторон) и самый сложный тип греческого храма — двойной периптер, когда портик с четырех сторон здания поддерживался двойным рядом колонн. В большом храме внутренние апартаменты состояли из зала, где находилась статуя главного божества города (Зевса, Посейдона, Геры, Афины, Аполлона и др.), и второго помещения, где хранилась священная утварь, а также храмовые, а зачастую и городские сокровища. Антаблемент над колоннами, верхние части наружных и внутренних стен здания, фронтоны украшались скульптурными группами и рельефами, что придавало храмовому зданию нарядный и торжественный облик. Греческие зодчие на основе этих общих принципов построили ряд храмов, ставших шедеврами греческой и мировой архитектуры: Афины-Девы, Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, 448—432 гг. до н. э.), Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 465—456 гг. до н. э.), Эрехтейон, интересный своей расчлененной композицией и применением фигурных, в виде несущих корзины девушек, колонн (так называемых кариатид), храмы Аполлона в Дельфах, в Дидимах около Милета и многих других.

    Велики  достижения эллинских мастеров в  области скульптуры. Жители греческих  городов любили и понимали скульптурные изображения, и их мастера охотно удовлетворяли вкусы современников. Греки охотно украшали здания, особенно храмы, самой разнообразной скульптурой

    Наиболее  популярными художественными образами были образы величавого, могущественного  и спокойного божества (мужского и  женского), обнаженного воина-атлета. В IV в. до н. э. происходит очеловечивание образа божества, смягчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. Скульптуры богов и богинь в IV в. до н. э. больше напоминают смертных людей, чем могущественных небожителей.

    Греческие мастера создавали скульптуры из самых различных материалов: из известняка, мрамора, дерева и слоновой кости, из обожженной глины. Скульпторы овладели в совершенстве техникой бронзового литья и по восковой модели научились  изготовлять превосходные бронзовые статуи.

    Эллинские скульпторы создавали и прославляли, полисный идеал гражданина, который  реалистически отражал политическое и социальное преобладание средних  слоев гражданства в большинстве  греческих городов-государств. 
 

    1.4. Философия и религия. 

      Наука о наиболее общих законах природы, человеческого общества и мышления зарождается, когда общество и культура достигают известной зрелости. На первых этапах своего существования философия тесно связана с религиозным мировоззрением. Преодоление религиозного мировоззрения привело к появлению первых элементов собственно философской науки. В VII—VI вв. до н. э. греческая философия представляла собою комплексную дисциплину, которая охватывала по существу всю науку (естественные и гуманитарные науки в целом), т. е. философия как таковая не выделилась, еще не определила свой собственный предмет исследования. Эта стадия философской мысли (так называемая натурфилософия) была представлена школой ионийских философов конца VII—VI вв. до н. э.— Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом, а также Пифагором и его учениками (пифагорейцами).

    Традиции  натурфилософии сохранялись и в  первой половине V в. до н. э., например в творчестве Анаксагора из Клазомен и Эмпедокла из Акраганта (490—430 гг. до н. э.). Эти философы, давшие оригинальное понимание сущности мира, вместе с тем были крупными учеными своего времени (Анаксагор высказал ряд интересных мыслей в области астрономии — он считал звезды, включая Солнце, раскаленными шарообразными массами, Эмпедокл создал теорию возникновения и эволюции растительного и животного мира из простейших организмов). Однако общий высокий уровень греческого общества, расцвет эллинской культуры в середине V в. до н. э, способствовали разделению собственно науки философии. Уже в элеатской философской школе (от города Элея в Южной Италии) преобладающее место стали занимать чисто философские вопросы. Основатель и руководитель элеатов Парменид (ок. 540 — ок. 470 гг. до н. э.) впервые стал проводить принципиальное различие между неизменным, вечным сверхчувственным бытием, постигаемым разумом, и видимым миром изменчивых и преходящих вещей, воспринимаемых чувствами. Поскольку сверхчувственный мир рассматривался как действительное бытие и познается только разумом, т. е. через мышление, то отсюда Парменид выводил положение о тождестве мышления и бытия, которое впоследствии станет основой всех идеалистических систем.

    Усложнение  общественной жизни, накопление знаний способствовали дальнейшему движению философской мысли. В конце V—IV вв. до н. э. в греческой философии  были созданы три законченные, глубоко оригинальные системы, которые стали основой развития мировой философии в последующие периоды: материалистическая концепция Левкиппа —Демокрита, идеалистическая система Сократа — Платона и философская теория Аристотеля.

    Огромным  достижением греческой науки была разработка материалистической системы Левкиппом из Милета (500— 440 гг. до н. э.) и Демокритом из Абдер (460—370 гг. до н. э.). Они были создателями атомистической теории строения мира, считая его основой мельчайшие, не подверженные дальнейшему делению материальные частицы — атомы (атом по-гречески — неделимый).

    Система, заложившая основы философского идеализма, была создана Сократом (470—399 гг. до н. э.) и его учеником Платоном (подлинное  имя Аристокл, 427— 347 гг. до н. э.). Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений, поскольку он учил своих учеников путем устных бесед. Главные положения его философии были переданы его учениками Ксенофонтом и Платоном. Платон не только изложил основы сократовской философии, но развил их и создал законченную идеалистическую теорию.

    В своей системе Платон уделил много  внимания разработке разных форм и  сущности полисного государства  и дал проект идеального государственного строя и социального порядка. Два основных трактата Платона — «Государство» и «Законы» — посвящены детальному обсуждению этих философских проблем. Одним из выдающихся греческих мыслителей был Аристотель из Стагиры (384—322 гг. до н. э.). Аристотель — ученик Платона, но затем разошелся во взглядах со своим учителем и создал собственную философскую систему. Аристотель занимался глубокими исследованиями в области физики, астрономии и метеорологии, медицины и зоологии и строил философскую систему на основе собственных научных наблюдений.

    В греческой философии V—IV вв. до н. э. были заложены основы многих философских направлений последующего времени, она стала фундаментом, на котором развивалась мировая философская мысль Древнего Рима и средневековой Европы. 

    Культура  Греции классического времени представляла собой новый шаг в судьбах  мировой цивилизации, она обогатила всемирный процесс культурного творчества многими плодотворными идеями, образами, шедеврами, которые вошли в художественную сокровищницу человечества, послужили исходным пунктом развития разных направлений культурной жизни многих последующих поколений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Культура Греции  эпохи эллинизма 

    Для культурного развития Греции эпохи  эллинизма имели большое значение политические перемены в стране. Утрата Грецией политической независимости  положила конец существованию столь характерной для греков в прежние времена полисной формы государственного и общественного устройства. Город-государство превратился теперь в простую единицу местного самоуправления. Почти все крупные центры, где продолжала развиваться греческая культура, располагались отныне за пределами собственно Греции, в столицах новых, эллинистических царств. Выйдя за пределы полиса, греческая культура стала более открытой.

    Достижения  эллинистической культуры высоки и  многообразны. На рубеже III—II вв. до н. э. — бурный расцвет науки: и естествознания, и филологии, и техники. Каллимах и Феокрит проложили новые пути в поэзии, поиск новых форм вызвал к жизни шедевры лирики. Первоначально центром культурной деятельности была Александрия Египетская, во II в. до н. э. также Пергам. Не утратили значения и Афины, славившиеся своими философскими школами. Несмотря на обнищание, Афины сохраняли обаяние и привлекательность города высокой культуры, были местом паломничества для образованных римлян еще в I в. до н. э.

    Тогда же, в III в. до н. э., греки впервые соприкоснулись с миром римской цивилизации.

    Непрестанные  грабительские войны на территории Греции вычерпали силы страны, отношения  между беднотой, свободной и несвободной, и кучкой богачей чрезвычайно обострились, что привело к тяжелым политическим конфликтам, прежде всего в Спарте времен царей-реформаторов Агиса и Клеомена. Последним актом этой драмы в Спарте явилось правление тирана Набиса (207—192 гг. до н.э.). После гибели Набиса судьба Спарты, как и других греческих политических организмов, оказалась в руках римлян, которые повсюду поддерживали состоятельные слои населения.

    Лозунги о новом переделе земли распространились в III в. до н. э. по всей Греции, с ними выступали и другие тираны: Аристомах в Аргосе, Аристодем в Мегалополе. В середине столетия волнениями оказались охвачены также острова Иос и Тера. О росте податей свидетельствуют хотя бы ставки выплат греческих полисов общегреческому святилищу в Делосе.

    Славу Греции как очага культуры продолжали поддерживать лишь Афины, где по-прежнему учили философы и существовало несколько традиционных школ скульпторов, подражавших творениям старых мастеров. Среди островов наибольшего экономического и культурного расцвета достиг тогда Родос, отстоявший свою независимость в борьбе с египетским царем Птолемеем Филадельфом. Корабли с острова Родос, очистившие Эгейское море от пиратов, доставляли товары не только из Сирии, Малой Азии, близлежащих островов и из Аттики, но и с берегов Черного моря, а с Родоса везли мед и сушеные фиги, например, в Александрию Египетскую. Среди изобилия товаров процветали искусства. Существовала местная школа скульпторов, чьим величайшим шедевром считается знаменитая группа «Лаокоон и его сыновья, борющиеся со змеями». Продолжала свою деятельность родосская ораторская школа, основанная, по всей вероятности, еще Эсхином; на рубеже II—I вв. до н. э. здесь обучался прославленный оратор Молон, учитель Цицерона. А в тени Родоса, на политически связанном с ним острове Кос, центре шелкоделия и виноделия, вела свои изыскания известная в античном мире «косская школа» врачей. 

    2.1 Философия и религия 

    Приход  новой, эллинистической эпохи был  особенно заметен в области религиозных  культов. Помимо своего традиционного  олимпийского пантеона греки попытались присвоить себе и обнаруженные ими на Востоке божества, отождествляя их со знакомыми с детства греческими богами. Малоазийский культ бога Сараписа утвердился в Египте, где греки стали отождествлять нового бога с Зевсом или Асклепием. Египетскую богиню Исиду греки называли Деметрой. В Сирии подвергся эллинизации культ богини Атаргаты. В Пергаме официальным культом стал фригийский культ Кибелы — Матери земли, который в глазах греческого населения был продолжением культа Афродиты или Артемиды. Все эллинизированные восточные религиозные культы носили характер мистический и экстатический. Подобно греческой Деметре с ее мистериями, принесенными также в Александрию, восточная Мать богов обещала посвященным в ее таинства бессмертие, счастливую жизнь в загробном царстве. Такие же таинства были связаны с культом Исиды, к которой, как к Деметре ее дочь Персефона, возвращался ежегодно ее воскресающий супруг и брат Осирис. Такое же вечное воскрешение сулило посвященным участие в таинствах богини.

    Немало  новых приверженцев обрел тогда и иудаизм: все больше греков, увлеченных своеобразием этой монотеистической религии, становились «прозелитами», т. е. новообращенными. Стремление к универсализму религии, к отказу от индивидуализированных божеств проявилось в строительстве так называемых пантеонов — храмов, посвященных всем богам сразу. Личность выходила на передний план не только в религии. В греческой философии того времени преобладала проблематика этическая, а главной отправной точкой всех суждений являлось признание человеческого счастья наивысшим благом. В чем сущность счастья, как его достичь? Ответы на эти вопросы искали на рубеже IV—III вв. до н.э. две новые философские школы: стоическая и эпикурейская.

    Первая, получившая свое название от места, где  собирались ее последователи, — украшенного росписями портика Стоя Пойкиле в Афинах, была основана Зеноном из Кития, учеником киника Кратета. Влияние кинической философии проявилось у стоиков в особенности в этике. Тогда же, на исходе IV в. до н. э., возникла в Афинах и школа Эпикура, названная «Сад» по своему местоположению: друзья и ученики философа собирались у него в саду. Споря между собой, во многом противостоя друг другу, стоическая и эпикурейская школы каждая по-своему давали ответы на этические вопросы, поставленные эпохой эллинизма. Этим влиятельнейшим философским школам III в. до н. э. заметно уступала по значению третья школа, скептическая, основанная в Элиде Пирроном. Все вещи, учил он, совершенно непознаваемы. О них ничего нельзя сказать — ни истинного, ни ложного; нельзя даже утверждать, что они вообще существуют. Ни одной проблемы нельзя решить однозначно, ни одно утверждение не более истинно, чем прямо противоположное. Поэтому мудрее всего воздерживаться от суждений: только это дает спокойствие, свободу от сомнений, равнодушие к горю и к радостям. «На всякое слово есть и обратное» — такова была любимая поговорка скептиков, последователей Пиррона Элидского.

Информация о работе Культура Греции классического периода и эллинизма