Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:51, реферат
В IX веке до н.э. на берегу Тибра возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.
Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках.
Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вела узкая лесенка в несколько ступеней - по ней поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.
История сохранила имена двух великих римских актёров - комика Росшая и трагика Эзопа, живших в I в. до н.э. До этого времени актёры выступали без масок, Эзоп и Росший ввели маски в театральную практику.
Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. и вмещал до 40 тысяч человек. В конце Iв. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.8
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись.
В изобразительном искусстве в середине I в. стал формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показывающий неодушевлённые предметы. . В Гробнице Вестория Приска в Помпеях блистательно написан золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставленные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Тихий, призрачный мир вещей группируется вокруг центрального кратера — сосуда для смешивания вина и воды, воплощения бога плодородия Диониса-Либера.
С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литераторы писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала играть немаловажную роль в древнеримской культуре. Император Август привлекал к себе лучших писателей своего времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Первым из плеяды выдающихся лириков был Ка-тулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие "ученые" произведения и легкие небольшие стихотворения. В дальнейшем прославленными поэтами были Вергилий, Горация, Овидий. Под пером Луцилия родился новый, чисто римский жанр — сатира. Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал пороки римского общества. Это его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», которое так мастерски переводили Ломоносов, Державин, Пушкин.
Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман.
Современниками Августа были известные историки Тит Ливий, Дионисий Геликарнасский, географ Клавдий Птолемей, анатом и физиолог Гален, архитектор Витрувий, автор великолепного трактата по архитектуре, прославившего его имя9.
Календарь в Древнем Риме
В древнейшие времена римский (или Ромулов) год делился на 10 месяцев. Первым месяцем был март, названный в честь бога Марса, считавшегося, согласно преданию, отцом Ромула.
К VI веку был принят календарь, по которому в году было 12 месяцев: добавились январь, названный в честь бога дверей и всякого начала — двуликого Януса, и февраль — месяц, завершающий год и требующий искупительной жертвы (februare — очищать, жертвовать), которую приносили в Луперкалии. В середине I века до н.э. римский император Гай Юлий Цезарь под влиянием александрийского математика и астронома Сосигёна внес в римский календарь изменения, которым суждено было сформировать знакомую нам систему исчисления времени. Начало года было перенесено на 1 января, поскольку с этого дня консулы приступали к своим обязанностям. Был установлен годичный цикл (по движению Солнца) в 365.25 дня; 0,25 дня за четыре года складывались в целый день, который и прибавляли к каждому четвертому году, но не 29 февраля, как принято сегодня, а дважды считали шестой день перед мартовскими Календами — 24 февраля. В честь Цезаря месяц Квинтилий был назван июлем, т.е. месяцем Юлия, а измененный им календарь "юлианским". Когда Цезаря сменил император Октавиан Август, месяц секстилий был переименован в август. Названия месяцев древнего римского года сохранились и в нашем календаре. В латинском языке эти названия первоначально выступали в роли прилагательного к слову mensis — месяц. Отчет месяцев в календаре шел от марта, так, например, сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, декабрь – десятый.
Количество дней в каждом
В новых языках до наших дней сохранились и названия дней недели, которые у римлян обозначались по именам богов:
Понедельник — день Луны
Вторник — день Марса
Среда — день Меркурия
Четверг — день Юпитера
Пятница — день Венеры
Суббота — день Сатурна
Воскресенье — день Солнца11.
Право
в Древнем Риме
Важнейшие
культурные новации римской античности
связаны с
Древний Рим – родина юриспруденции. Если в небольших городах, с их разнообразными и часто менявшимися формами правления, многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собраний граждан, то управление огромной Римской дермы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ — Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях.
Среди
древнеримских юристов выделяются фигуры
Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Оригинальный
вклад внес в область права выдающийся
законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан.
Римский историк Полибий уже во II в. до
н. э. усматривал в совершенстве политико-правового
устройства Рима залог его могущества.
Древнеримские юристы действительно заложили
фундамент правовой культуры. Римское
право до сих пор остается основой, на
которую опираются современные правовые
системы. Увлечение политикой и юриспруденцией
привело к высокому уровню развития ораторского
искусства (Гай Гракх, Цицерон, Юлий Цезарь)
и логики. Речи, письма, философские сочинения,
трактаты по ораторскому искусству Цицерона
оказали большое влияние на современников12.
Заключение
Культура
и искусство Древнего Рима оставило
человечеству громадное наследие, значимость
которого трудно переоценить. Великий
организатор и создатель современных
норм цивилизованной жизни. Древний Рим
решительно преобразил культурный облик
огромной части мира. Только за это он
достоин непреходящей славы и памяти потомков.
Кроме того, искусство римского времени
оставило множество замечательных памятников
в самых разных областях, начиная от произведений
архитектуры и кончая стеклянными сосудами.
Каждый древнеримский памятник воплощает
спрессованную временем и доведённую
до логического конца традицию. Он несёт
информацию о вере и ритуалах, смысле жизни
и творческих навыках народа, которому
он принадлежал, месте, какое занимал этот
народ в грандиозной империи. Римское
государство очень сложно. Ему единственному
выпала миссия прощания с тысячелетним
миром язычества и сотворения тех принципов,
которые легли в основу христианского
искусства Нового времени.
Использованная литература: