Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:03, реферат
Целью этого реферата является показать, как развивалась древнеримская культура, каковы ее характерные черты и как она повлияла на развитие европейской цивилизации.
Введение.
1. Организация государства и право Древнего Рима.
2. Римская наука, философия и религия.
3. Литература и художественная культура Древнего Рима.
4. Значение древнеримской культуры для европейской цивилизации.
Заключение.
Список литературы.
РЕФЕРАТ по курсу культурологии
на тему: «КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕГО РИМА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
ДОНЕЦК 2008 г.
ПЛАН
Введение.
Заключение.
Список
литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие античной культуры и
цивилизации происходило в
Первые поселения на территории будущего Рима появились в X в. до н. э. По преданию, Рим был основан в 753 г. до н. э. Пережив легендарную эпоху семи королей, римляне в 509 г. до н. э. установили республиканскую форму правления, которая просуществовала около 500 лет. В результате многочисленных завоеваний в I в. до н. э. Рим становится мощной державой, которая при императоре Траяне простиралась от побережья Адриатики до берегов Каспия, от Британских островов до просторов Магриба. Эта могущественная империя оставила человечеству богатейшее культурное наследие. Побежденная им Эллада покорила завоевателя богатством своей культуры. Римляне стали усердными учениками греков, подражая им в поэзии, религии и науке. Римляне, прежде всего, заимствовали у греков все, что могло помочь им в практической жизни. Сформировалась римская культура, вобравшая в себя элементы этрусского и древнегреческого искусства. На их основе она выработала собственные формы и традиции, обусловленные своеобразным мироощущением римлян, которому был присущ реалистический подход к действительности. Это проявилось во всех сферах культурной жизни.
Целью
этого реферата является показать,
как развивалась древнеримская культура,
каковы ее характерные черты и как она
повлияла на развитие европейской цивилизации.
В основе организации государства у римлян лежала жесткая и расписанная регламентация, зафиксированная и развитая в форме римского права. Демократизация римского общества представляла собой не что иное, как введение имущественной иерархии (реформа Сервия Туллия) с целью обеспечить содержание армии — регламентировать участие в его снаряжении в зависимости от дохода. Введение имущественной классификации населения, в отличие от греческого территориального деления полиса на филы, не затрагивало родовую структуру римского общества, а лишь оценивала ее и разнообразила экономическими критериями. Поскольку цари избирались и делили власть с советом старейшин, можно говорить о том, что римляне находились на стадии военной демократии. Высшие должности государства совпадали с воинскими званиями.
Древнейшее римское право представлено Законами XII таблиц, в которых кодифицированы обычаи и традиции предков. Составлены эти таблицы в 451—450 гг. до н. э., позже в них вносились изменения и дополнения. Правовые нормы регулировали вопросы землевладения и наследования собственности. Право еще не было разделено на уголовное, гражданское, имущественное и административное. Римское право носило обобщенный, комплексный характер. В дальнейшем произошло некоторое разделение: в «Институциях» Гая Гракха право разделено на естественное и гражданское. Затем выделилось государственное право, а позже правовые нормы, которые впоследствии стали общими для человечества. Наиболее разработано было частное право.
Римское право прошло определенные стадии развития: если в Законах XII таблиц действующим признавался общинный принцип «трудовой собственности», т. е. земля считалась собственностью того, кто в течение двух лет пользовался ею, то в кодексах Гая Гракха, Юстиниана этот принцип заменен правилами аренды и покупки земли.
Важной особенностью римского законодательства было исключительное право, согласно которому вся собственность семьи юридически принадлежала лишь отцу, который распоряжался не только имуществом, но и людьми. Сын в семье не имел никакой собственности, независимо от того, какое положение он занимал в обществе. Подчеркивая особое место права собственности в системе римского права, Цицерон говорил, что закон справедлив и соответствует природе лишь в том случае, если защищает собственность.
В период существования Республики римское право было более демократичным. Так, оно утверждало, что все свободные граждане Рима равны перед законом, что суд должен совершаться открыто, что свободного гражданина нельзя пытать. Все это не оставалось простой декларацией, а осуществлялось в реальной жизни. В эпоху империи суд перестал быть публичным и из обязанности гражданской общины превратился в дело государственное, право и суд стали централизованными, влияние общинного права было уничтожено. Рабы становились подданными не только господ, но и государства, в компетенцию которого перешел суд над рабами.
Особенностью римского права периода империи был принцип favor libertatis. Он состоял в том, что в случае сомнений в достаточности доказательств виновности обвиняемого суд должен решать вопрос в его пользу. В правление Августа утверждается частная собственность императора на всю землю государства. Все остальные собственники земли становятся просто пользователями. Принцип «трудовой собственности» видоизменился: человек, в течение двух лет не обрабатывавший землю, терял свое право на владение его.
Согласно Гаю, суд, рассматривая преступление, должен учитывать и оценивать волю человека к совершению преступления, а не сам факт совершения преступления. Этот принцип был впоследствии воспринят и освящен христианством, о нем говорится в посланиях апостола Павла.
В римском праве содержались и курьезные, с точки зрения современного человека, положения. Например, желающий найти свою вещь у вора должен был явиться к нему со свидетелями обнаженным и держать в руках чашу, чтобы руки его были заняты и он не мог чего-нибудь подбросить обвиняемому.
Римское
право имеет всемирно-
Наука в Древнем Риме продолжила знания, полученные греками в древности, в классический период и особенно в период эллинизма. Собственные открытия римлян относятся к строительству, математике, медицине, земледелию, праву и области государственного управления. Основополагающим в римской культурной традиции был приоритет практического знания, эмпирического опыта над умозрительным. Это и обусловило особенности развития науки и образования в Древнем Риме. В области права, управления, а также в строительстве, архитектуре, в поенной и сельскохозяйственной технике римлянам в античном мире не было равных.
Вопрос о познавательном значении науки римляне решали с позиций философии стоицизма. Так, Сенека Луций Анней считал, что «постичь природу и самое себя может только философия. Она восходит к началам всех вещей, потом принимается за исследование души, затем разбирает, что такое истина, каковы ее доказательства, т. е. философия исследует весь мир». Теоретическое познание, согласно стоицизму, дает мудрость; последняя — необходимое условие достоинства личности; достоинство же, в свою очередь, — условие для счастья личности. Так, человек был поставлен в центр процесса познания; неважно, что предметом познания является весь мир, целью его становится человек с его стремлением к счастливой жизни. Под нею понималась блаженная жизнь мудреца — в невозмутимости и гордом спокойствии духа при любых обстоятельствах бренной земной жизни. Поэтому в стоической философии римляне выдвинули на первый план не логику, не натурфилософию, а этику. Практически ориентированная философия становилась этической доктриной.
Для этического учения стоиков было характерно тяготение к космополитизму, что отражало политику огромной средиземноморской империи во главе с блистательным Римом. Римские философы-стоики отождествляли природу с универсумом и в философских вопросах стояли на позициях пантеизма. Согласно им, мир управляется естественной необходимостью, а божество, представляющее собой разум и чувство вселенной, также находится во власти естественных законов и действует не свободно, а повинуясь естественной необходимости. Поэтому бог весьма ограничен в своих возможностях. Познание общих законов вселенной тождественно познанию божественного провидения, поскольку бог может действовать только в пределах естественных законов. Творящая природа есть начало и конец всего.
Религия древних римлян была не столько вопросом совести каждого, сколько государственным делом — ритуалом, который осуществлялся священнослужителями. В римских городах действовали храмы, посвященные различным богам и богиням: Весте — богине очага, Марсу — богу войны, Юпитеру — повелителю неба и др. Многие боги были заимствованы из греческого пантеона и получили новые латинские имена: Афродита стала Венерой, Гермес — Меркурием. Особенностью римской религии были боги, олицетворявшие моральные понятия. Так, богиня Фидес воплощала верность клятве, Конкордия — согласие, Гонор — почесть, служащую наградой за Виртус — доблесть, мужество.
Специфической особенностью римской религии был культ цезарей, т. е. обожествление императоров. Эта черта роднит ее с египетской и ассиро-вавилонскими религиями. Но причины появления культа и его функции существенно иные.
Первым римским императором, удостоенным обожествления, был Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.). За ним последовала череда императоров, изображавшихся в виде Юпитера, Геркулеса, Марса, Аполлона, и императриц — в виде Юноны, Венеры и даже Весты. Людская молва считала Цезаря потомком Венеры. Существовал даже обряд консакрации (т. е. посвящения) — постановлением римского сената определялось, какие почести следует воздавать императору, объявленному богом при жизни или посмертно.
Римляне отличались религиозной терпимостью и поэтому не сопротивлялись проникновению чужих богов и культов. Главным проводником последних был Восток. Культ Сераписа и Исиды пришел из Египта, Великой Матери Кибелы — из Малой Азии, таинственная религия Митры, бога воинов, проникла из Ирана. Среди прочих культов было и возникшее в Палестине христианство.
Христианство, возникнув как маленькая, презираемая религиозная секта, не только превратилось в государственную религию Римской империи (313 г.), но и пережило ее и стало самой распространенной религией в мире. Оно проповедует добро, любовь и равенство людей перед Богом. Благодаря христианству возникла новая форма гуманизма — вселенского, общечеловеческого, который не делил людей ни по этническим, ни по классовым признакам. Все христиане равно ответственны перед Богом.
Зачатки христианской теологии содержатся в Послании апостола Павла к римлянам, и Послании к евреям и Евангелии от Иоанна. В них проводится мысли, что в новой религии нет различия между эллином и иудеем, что она обращается ко всем людям независимо от их религиозной и племенной принадлежности. Суждения апостола Павла говорят об отрицательном отношении христианства к философии как «мудрости мира сего». Если у человека и есть знание, то оно — от Бога. Знание фактически подменяется верой.
Были среди христиан и образованные люди, которые не хотели довольствоваться простой, бесхитростной верой, а стремились понять, познать и углубить ее. Их называли гностиками (от греческого слова «гносис» — знание), а их учения — гностицизмом. Эти учения впоследствии были отвергнуты церковью как ереси. Образованные христиане выступали также в качестве защитников новой религии от язычества, иудаизма и гонений государственной власти.
Информация о работе Культура Древнего Рима и ее значение для европейской цивилизации