Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:44, реферат
Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. Таким образом цель данной контрольной работы изучить культуру Древнего Египта.
Встречается три типа рельефов: слегка выпуклый, слегка углубленный по отношению к фону, рельеф находящийся на одном уровне с плоскостью, но контуры глубоко вырезаны. На плите Хени фигура вельможи дана в выпуклом рельефе, маленькая человеческая фигура - углубленном (как обратная сторона выпуклости), прочие иероглифы - некоторые тоже углубленны в фоне, некоторые вырезаны по контурам. При боковом освещении контуры сочно подчёркиваются тенями - в выпуклых рельефах тень ложится со стороны, удалённой от источника света, а во впалых - с противоположной. Плоскость живёт и дышит. Это артистическое мастерство обработки камня оттачивалось многими столетиями.
Градация размеров - от больших к средним и малым, - которая постоянно встречается в рельефах и придаёт им такое декоративное очарование, для египтян была, прежде всего, градацией ценностей. Чем значительнее предмет, тем он больше. Самым большим изображался хозяин гробницы, его родственники меньше, рабы или пленники - ещё меньше. Фараон, почитавшийся богом, мог быть в набедренной повязке, как его подданные, - на царственное происхождение указывает только головной убор, а главное - большой масштаб фигуры. Никакой крикливости, никакой мишуры - только внушительность масштабов, ритмов, повторов. Сдержанной была и раскраска. Преобладали сочетания желтых и коричневых с голубым и зелёным - тона земли и безоблачного неба Египта.
После
долгого периода смуты и
С другой стороны - каноны все-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблоны и схему. Когда древние скульпторы высекали из скалы первого Великого Сфинкса, их благоговение и тайный ужас запечатлелись в этом громоздком, но истинно величавом стороже пустыни.
Когда же в Среднем царстве искусные, понаторевшие мастера изготовляют неизвестно какую по счёту, ставшую привычной фигуру льва с лицом фараона, - они отдают дань традиции. Танисский сфинкс исполнен куда более «виртуозно», чем его древний предок, - уверенно изваяно львиное туловище, безукоризненно портретно волевое лицо Аменемхета 3, превосходна лепка лица - и всё же это произведение выглядит официально-холодным.
Много
непосредственности, наивности в мелкой
пластике Среднего царства - деревянных
и фаянсовых статуэтках слуг, пахарей,
носильщиков, лодочников, прачек, пастухов.
Часто они комбинировались в группы, в
целые жанровые сценки. С нашей точки зрения
это детские игрушки. Но это не игрушки,
а предмету заупокойного культа: все статуэтки
найдены в гробницах номархов, где им полагалось
делать то же, что и при жизни, - обслужить
своего хозяина.
4.2
Скульптура
Труд художников, считался священнодейственным.. Ведущие художники - зодчие, скульпторы и живописцы (особенно зодчие) - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почётом. Зодчий Хёмиун, руководящий строительством пирамиды Хеопса, был племянником этого царя. До нас дошла портретная статуя Хёмиуна: он изображен сидячим на кубическом постаменте в такой же неподвижной, фронтальной, строго симметричной позе, как фараон Хефрен.
Художники гордились деяниями своих рук и ума едва ли не так же, как цари своими победами; только гимны царей начинались словами: « Я разрушил…», «Я покорил…», а гимны художников: « Я воздвиг…», «Я соорудил…».
Тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго ограниченно: роль его мыслилась как роль хранителя священных канонов, вершителя божественной воли.
Так как в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем жизни вечной, то оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. Египетское искусство выработало язык, отвечающий идее постоянства, - язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, чёткого контура, компактных предельно обобщенных объёмов.
В
Древнем царстве сложились
В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-политический и культурный подъём. Искусство Древнего царства - это египетская классика; оно монументально, спокойно и торжественно, в нём особенно ощутима та размеренность, ритмичность, которая ток характерна для египетского искусства вообще. Изобразительные каноны в Древнем царстве хотя и соблюдались особенно строго, но ещё не покрылись лоском тысячелетних традиций и были ближе к жизненным первоистокам.
Портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира» создан в начале 3-го тыс. до нашей эры - 50 веков тому назад! Мускулистое, стройное тело живёт: чувствуется мерный ритм пружинящей поступни, орлиный профиль прекрасен. Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной основы туловища и раз навсегда выделили эту выразительную горизонталь, пренебрегая тем, что она скрадывается при профильном положении фигуры. Они отображали из фасного и профильного положения самые чёткие, ясно читаемые аспекты, помещая их в двухмерную плоскость. Умение или неумение, правильность или неправильность проявляются лишь в пределах исторически сложившейся художественной концепции. В пределах египетской концепции мы водим в «Зодчем Хесира» высокий реализм и безупречное мастерство.
Все сомнения в способности египетских художников чувствовать и передавать объёмную форму отпадут, когда мы посмотрим на скульптуру мужской головы того времени из собрания Сальт, ныне хранящихся в Лувре. Она высечена из известняка, сравнительно мягкого камня, который часто использовали в скульптуре, наряду с более твёрдыми породами - базальтом и диоритом. Это молодое лицо, с чертами чёткими, но не утратившими юношеской мягкости, вылеплено обобщённо, но замечательно живо.
Среди
шедевров круглой скульптуры Древнего
царства нужно назвать
Устойчивый композиционный принцип в рельефах Древнего царства утвердился мотив шествия, процессия, где фигуры движутся одна за другой по фризу, через одинаковые интервалы, часто с ритмическими повторами жестов.
Классический
пример такой композиции - рельеф из
гробницы в Саккара. Слуги усопшего
ведут быков, выступающих с царственной
важностью. В нижнем поясе этого
фриза шествуют стайками гуси и журавли.
Движения слуг довольно не принуждённы
- они нагибаются, оглядываются назад,
поглаживают быков по спине (такая вольная
трактовка допускалась при изображении
слуг, но никогда - при изображении хозяев).
Однако равномерная повторяемость фигур,
их движений и поз лишает сцену оттенка
жанровости и придаёт ей нечто ритуально-торжественное:
это не скотный двор - это вереницы живых
существ движущихся в вечность. Среди
иероглифических знаков, идущих по верху
фриза и заполняющих пустоты между фигурами,
встречаются и фигурки гусей и быка - такие
же, только маленькие; они чередуются с
неизобразительными знаками, и все, вместе
с основным изображением, создаёт впечатление
одухотворённого узора. Нигде больше,
даже в Китае, изображения и надписи не
образуют такого прочного художественного
синтеза, как в Египте. Связь обусловленная
мировоззрением египтян и их пониманием
искусства.
5.Научные знания древних египтян.
Господство религиозной идеологии не смогло полностью подавить стремление человека хотя бы в некоторой степени объективно познать окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании», как таковом, и о высокой ценности «знания». В древнеегипетском языке появляется особое словосочетание «знающий вещи» (рех хету) для обозначения «образованного, ученого» человека, чаще всего писца.
Знания накапливались и передавались от старших поколений к младшим в особых школах. Это были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов-рабовладельцев, либо в период Нового Царства школы, находившиеся при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники для данного ведомства. Существовали и высшие писцовые школы, носившие название «дом жизни». Во всех школах учеников обучали искусству правильной хорошей речи, своего рода ораторскому искусству.
От эпохи Среднего царства и времени гиксосов дошли первые математические и медицинские тексты, содержащие практические и конкретные задачи: Московский математический папирус и математический папирус Ринд Британского музея, Кахунский папирус, магико-медицинские папирусы IV и V из Рамессеума и др. Большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита являются текстами Нового Царства, хотя восходят к значиталеьно более древним трактатам. В папирусе Эберса, где впервые в истории медицины изложено учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце, в общем контексте магического знания уже виден проблеск научных обобщений. В папирусе Эдвина Смита, содержащем древнейшее учение о мозге, магическая терминология почти полностью уступает место терминологии практической.
Египетская медицина имела особое значение для соседних с Египтом народов. Ее достижения, прежде всего в области хирургии, ценились при дворах иноземных владык, и слава египетских лекарей надолго пережила их самих.
Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки Зодиака и др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии.
Египетские нормы права и государственного управления в той или иной мере были усвоены напатско-мероитскими царями, державой Ахеменидов и эллинистическими монархиями, Аршакидами и Сасанидами, римлянами и Византией, народами христианского Востока, Русью.
Развитие
хозяйства, торговли и наблюдения над
природой приводили к постепенному накоплению
знаний, которые носили главным образом,
прикладной характер.
Заключение.
Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций, она внесла огромный вклад в культуру всемирную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор. Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме).
Сокровища египетской мысли - научной, практической и мистической - оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.
Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. Ранние религиозные системы Древнего Египта - сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.