Культура ассирии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 15:44, реферат

Краткое описание

Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II. История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 АССИРИЯ 9
2 СТРУКТУРА АССИРИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 15
3 КУЛЬТУРА АССИРИИ 17
4 КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ 24
5 БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА 25
6 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 27
7 БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНИХ АССИРИЙЦЕВ 29
8 АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ АССИРИЙЦЕВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 79.40 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно–Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г. Миассе

Факультет «Экономика, управление, право»

Кафедра «Социально–гуманитарные дисциплины»

 

 

 

 

Культура Ассирии

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

 

 

 

 

Руководитель, доцент

И.Г. Малкова

2014 г.

 

Автор работы

Студент группы МиЭУП –294

А.А. Асанова

2014 г.

 

 

Работа защищена

с оценкой (прописью, цифрой)

 

2014 г.

 

 

 

Миасс 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 АССИРИЯ 9

2 СТРУКТУРА АССИРИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 15

3 КУЛЬТУРА АССИРИИ 17

4 КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ 24

5 БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА 25

6 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 27

7 БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНИХ АССИРИЙЦЕВ 29

8 АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ АССИРИЙЦЕВ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II. История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).

Персидское нашествие. Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э., когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были не прочь сменить Набонида на Кира.

После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока. Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э. в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.

Что касается мифологии, то она, как и религиозные представления, у этого мира была довольно мрачной. Мир этот сильно боялся смерти. Языческий мир часто боится смерти и стремится ее преодолеть. Но мир, начинающийся шумерами и достающийся впоследствии все новым и новым народам, смерти боялся чрезвычайно. Эта религиозная система в шубартовой классификации представляет собой парадигму «здесь хорошо — там плохо».

Древнейший шумерский эпос, по наследству перешедший к семитам и хорошо сохранившийся, — эпос о царе и герое Гильгамеше. В нем рассказывается о невероятных подвигах, совершаемых Гильгамешем ради избавления своего друга Энкиду от случайной смерти и попадания в Царство мертвых. И Гильгамеша можно понять, зная, что этот мир представлял себе посмертие так: на ровном глиняном пространстве двора, полностью лишенном растительности, души умерших в полной темноте вечно бесцельно сидят на корточках, правда, не испытывая при этом страданий.

Вообще для большинства разных, далеких друг от друга религиозных систем загробный мир — не мир страдания, а мир теней, пребывающих во мраке, при полным отсутствием желания, воли, инициативы, т.е. не небытие, а призрачное бытие. Очень похож на это древнееврейский шеол (здесь четко прослеживается связь с культурой Месопотамии). Но и греческий мир теней (вот уж далекий от Библии и от Месопотамии народ!) тоже похож, только призраки ахейцев, а затем эллинов в темноте не сидят, а бесцельно слоняются в мире, лишенном смысла, эмоций, веры.

Ряд исследователей полагает, что миру Месопотамии принадлежит и самая ранняя из попыток магического воздействия на небеса с целью преодоления смерти. Именно для этого, — считают они, — и строилась знаменитая Вавилонская башня, являвшаяся магическим, а отнюдь не инженерным сооружением, с помощью которого наивные люди надеялись достичь небес. Их точка зрения косвенно подтверждается месопотамской культурной и культовой традицией возведения зиккуратов (ступенчатых пирамид). Объясняют ее обычно тем, что шумеры, пришедшие в Месопотамию с гор и возводившие прежде свои святилища на горах, оказавшись в болотистой равнине, начали строить искусственные горы. Однако гораздо интереснее, что представлял из себя сам зиккурат.

Древние зиккураты, в т.ч. и зиккураты старовавилонского периода, всегда трехступенчатые, верхняя ступень которых окрашивалась в белый цвет, средняя — в красный, а нижняя — в черный. Отчасти это может быть связано с отсутствием у древних обитателей Месопотамии сколько-нибудь заметных других красителей, нежели цвет растительных белил, обожженного кирпича и асфальта. Тем не менее, цвета символичны, и символизируют они власть над миром небесным (верхняя ступень), земным миром (средняя) и миром преисподним, т.е. миром тьмы (нижняя).

Итак, религия обитателей Месопотамии во многом основывалась на страхе перед смертью, а культ являл попытку магического воздействия на трехступенчатый мир, казавшийся им реальным. Более того, они исповедовали язычество, достаточно демонизированное, склонное к общению с обитателями преисподней. Не случайно библейская традиция весьма скверно относится к Месопотамии, откуда вышли предки евреев (праведный Авраам вышел из Ура). Добавим к тому же, что мир этот был не чужд человеческих жертвоприношений, в т.ч. и свершавшихся в святилищах на вершине зиккуратов.

(Именно поэтому, кстати, возведение мавзолея на Красной площади — фактически зиккурата в центре Москвы — есть прямой вызов и христианскому вероисповеданию, и христианской культуре. Особенно мрачны черные отверстия вдоль верхнего его яруса. По всей вероятности, это не вентиляционные отверстия, а в зиккуратах Древней Месопотамии это были дымоходы. Причем исполнитель проекта архитектор А. В. Щусев сам не выбирал прототипа — образ зиккурата для нашего мавзолея был заказан (он повторяется во всех конкурсных проектах.)

Вавилон становился все значительнее во второй половине II тысячелетия до Р.Х. — начале I тысячелетия до Р.Х. уже независимо от того, кто преобладал в Месопотамии и прежде всего в Южной Месопотамии. Он был значителен сам по себе. Любой царь, в т.ч. и царь-захватчик, с ним считался. С ним считались даже такие «стальные» правители, как касситские цари. Он постепенно превращался не только в один из крупнейших ремесленных центров (их было много), но и в крупнейший торговый, а затем и ростовщический или, говоря современным языком, банковский центр Древнего Ближнего Востока.

В конце II тысячелетия до н.э. появляется очередной семитический народ — халдеи. С начала I тысячелетия они основывают свои города, да и среди старых (аморейских по сути) городов халдеев становится все больше и больше. Они — нувориши, очень молоды, энергичны и чем далее, тем более прорываются к власти в Вавилоне, занимают ключевые позиции в обществе, тесня аморейский патрициат — старую знать, привыкшую опираться прежде всего на свое исключительное богатство, а также на мощнейшую религиозно-культурную традицию, которая, кстати, постепенно перестает быть темной.

Тогда вавилоняне обращаются за помощью к своей довольно близкой родне, самому воинственному народу в Месопотамии — ассирийцам. И ассирийцы в лице Саргона II (722-705 гг. до н.э.) занимают Вавилон и начинают им править. Если не принимать гипотезу о Древнем царстве египтян, как империи, то именно ассирийцев следует признать первыми в мировой истории, кто начал правильно созидать империю. Ассирийцы относились к вавилонской традиции в высшей степени уважительно. Ассирийский царь либо сажал одного из своих сыновей с вавилонским тронным именем править в Вавилоне в качестве подвластного царя; либо, если даже сам становился царем Вавилона, то, сохраняя местную традицию, принимал вавилонское аморейское тронное имя, а не правил под ассирийским именем. Вавилон был огражден не только от прямого политического вмешательства, но и получил определенные гарантии — он был защищен военной силой. Вне всякого сомнения, ассирийское владычество не было разорительным для Вавилона, хотя, конечно, на содержание армии великого северного соседа пришлось раскошелиться.

Но вавилоняне привыкли считать свой город пупом земли. Более того, к этому привыкли и окружающие. В Вавилоне участились беспорядки, и в конце концов произошло восстание. Этого ассирийская военная традиция потерпеть не могла. Зимой 689-688 гг. до н.э. по велению грозного ассирийского царя Синаххериба (705-680 гг. до н.э.) Вавилон, практически неприступный, все-таки был разрушен. Инженеры Синаххериба провели великолепную осадную гидротехническую работу (недаром уже не первую тысячу лет этот мир был миром сложнейшей ирригации), и отведенный в новое русло Евфрат просто смыл вечный город. Не так трудно было смывать те города — они ведь строились из кирпича, а не из камня. В этом мире всегда была острейшая нехватка камня, как, кстати, и промышленного дерева.

Но Синаххериб не учел одного: Вавилон в глазах всего окружающего мира был вечным городом, и страшная весть о его гибели потрясла всех — от добравшихся уже до Испании финикийских колоний до долины Инда, от региона Черного моря до еще бывшей саванной Сахары. Вавилон мог не вызывать к себе добрых чувств, он мог вызывать раздражение, возбуждать зависть, стремление его захватить, что и случалось неоднократно (так же позднее будут стремиться захватить Рим, а еще позднее Константинополь — репутация великого города манит врагов). Но никому в голову не могла прийти мысль, что Вавилон можно не захватить, не воцариться в нем, а попросту стереть с лица земли!

Последние 8 лет жизни Синаххериб — талантливый правитель и блестящий военачальник — проводит пассивно. Он растерян. Он чувствует, что подвластный ему мир смотрит на него, как на святотатца. Что мир этот стал шатким. Что его боятся, но ненавидят. Что даже его собственный народ растерян. И стоило умереть Синаххерибу, его преемник ассирийский царь Асархаддон (681-669 гг. до н.э.) восстанавливает Вавилон, тратя на это средства своего колоссального государства, своей недостроенной, но строящейся империи. Вавилоняне и здесь выиграли!

Вавилон не отплатил за подобное благодеяние добром. В Вавилоне восстановленном халдеи окончательно заняли лидирующее положение. В конечном итоге вся история с разрушением города пошла им на пользу. Она открыла им дорогу, так как с разрушением Вавилона была разрушена и аморейская традиции. Восстановив свое благосостояние весьма быстро (вспомним, что этот мир владел лучшими плантациями того времени, обладал высокой культурой, цивилизацией, наукой, ремеслами и был к тому же миром торговцев и ростовщиков), Вавилон тут же создает антиассирийскую коалицию. Не очень верится в высокие качества вавилонского войска, чья доблесть вряд ли была сравнима с доблестью ассирийцев. Своим успехом коалиция обязана прежде всего не ему, а войскам пришедших недавно с севера индоевропейцев — энергичных и храбрых мидийцев (Мидийское царство — первое крупное Иранское царство) и кочевников-скифов. Но именно искусство вавилонской дипломатии позволило привлечь, а вавилонские деньги — оплатить их участие в коалиции. И в 612 г. до Р.Х. столица Ассирии Ниневия пала. Вавилоняне проявили себя мелкомстительными. Они повторили акцию Синаххериба — Ниневия была смыта водами Тигра. Но, в отличие от Вавилона, она уже никогда не была восстановлена. А еще через 7 лет от Ассирии не осталось и следа.

Главным праздником вавилонян был ежегодный весенний религиозный праздник — свадьба бога Мардука. Невесту ему везли по реке из города Борсиппы — тоже древнего и крупного аморейского центра. Мардук (точнее, его статуя из храма Эсагилы) торжественной процессией доставлялся к воде, помещался на священную барку и отправлялся встречать свою невесту. Вообще это грандиозное празднество с очень сложным ритуалом. Особенно важную роль, причем жреческую, на этом празднике должен был исполнять царь, для чего ему необходимо было пройти посвящение в храме Эсагилы. Но совершал посвящение верховный жрец храма — лицо, принадлежащее к правящей олигархии. Поэтому устранить царя было очень легко, просто не проведя его через это посвящение. Тогда царь лишался возможности совершить празднество, а тем самым автоматически и возможности царствовать.

Вавилон обладал не только мощным ремеслом (в особенности, керамической традицией), но и великолепным земледелием на окрестных орошаемых землях, основанном прежде всего на финиковой пальме. Прекрасные плантации вавилонян были трехъярусными. Финиковые пальмы очень солнцелюбивы, поэтому они составляли верхний ярус, и их сажали на значительном расстоянии друг от друга. Следующим ярусом сажали плодовые деревья, менее прихотливые по части солнца, а под ними еще выращивали огородные или злаковые культуры.

Этот мир был миром высокой науки. Уже говорилось о значительных достижениях египетской астрономии в создании календаря, но и халдейская астрономия по-своему значительна. Между прочим, из Месопотамии мы получили 7-дневную неделю. Из Месопотамии происходит зодиак (зодиакальные созвездия и связанные с ними светила, включая Солнце и Луну) — основа астрологической системы, являвшаяся частью науки астрономии вплоть до XVIII в. н.э. Более того, оттуда происходит и семантика зодиакальных имен дней недели, которые сохранились по сию пору в ряде индоевропейских языков — прежде всего в романских, а также в германских.

Носителями утонченнейших научных, в т.ч. практических, знаний в Вавилоне перед ассирийским вторжением и позднее были люди, которые вошли в историю под именем «халдеи». Заметим, что халдеи — это народ, основавший Нововавилонскую державу. Но халдеями же называл ближневосточный мир и высоко ученых интеллектуалов-профессионалов Вавилона, а не жрецов, как часто ошибочно утверждается в литературе. Жрецы Вавилона были аристократами (точнее, олигархами), представителями самых знатных семейств. Жречество являлось символом их власти и общественной должностью. Но представители знати не были настолько грамотны, чтобы владеть всеми тонкостями вавилонского культа. Поэтому они совершали культовые действия, консультируясь с интеллектуалами-халдеями. А те были выходцами из всех слоев общества, ибо достичь положения интеллектуала мог любой человек, получив соответствующее образование. Сделать это было нелегко. В этом мире изучали халдейский, аморейский, ассирийский, а также давно уже мертвые шумерский и аккадский языки. В этом мире в совершенстве изучали астрономию. В этом мире была превосходная геометрия. Те же халдеи-интеллектуалы были консультантами по устройству каналов, строительству и осаде крепостей и многим другим инженерным вопросам. Это еще одна особенность Вавилона.

Информация о работе Культура ассирии