Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:58, контрольная работа
С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы.
Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу".
В конце XI - начале XII века христианство
окончательно утвердилось в Ростово-
Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли грахданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
"Князь, - говорил Митрополит
Никифор II великому князю Рюрику
Ростиславовичу, - мы поставлены
от Бога в земле Русской,
чтобы удерживать вас от
Воспитывая верующего для
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи.
Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные.
Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю.
Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; "богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.
Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом ново просвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.
Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе и Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков. "Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о Законе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.
Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных лет", которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной литературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год).
Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым.
Поскольку христианизация древнерусского
общества была идеологической акцией,
предпринятой великокняжеской властью
в целях освещения феодальных
отношений, то приобщение Киевской Руси
к христианству стимулировало социально-
Принятие в 988 г. Русью христианства
политически и духовно связывал
Условия жизни русского народа определили
своеобразие толкования сущности религии.
В противовес рассудку для православия
характерен перевес культа, ив частности
обряда, над учением и моральной стороной
христианства. Брань, драка, пьянство –
меньший грех, чем нарушение поста; участие
в богослужении более спасительное дело,
чем чтение Евангелия. Русское православие
ориентировало человека на смирение и
покорность, духовное преображение, стимулировало
стремление к самосовершенствованию,
приближало к христианским идеалам.
Таким образом, православие выступило
этическим регулятором средневекового
общества - основой его духовной жизни,
общественных идеалов и культурных ценностей;
уровень христианизации большинства населения
был весьма поверхностным
(формально-обрядовым).
Принятие христианства дало мощный толчок
развитию культуры. XI век – время зарождения
древнерусской литературы. Древнейшее
из известных произведений –
«Слово о законе и благодати». Важнейшую
роль в русской литературе играло летописание:
помимо погодных записей о важных событиях,
в летопись входили поэтические легенды
и придания. Получает развитие каменная,
прежде всего церковная, архитектура;
развивается монументальная живопись
- мозаика и фреска.
Христианство, оказав сильнейшее воздействие
на русскую культуру, особенно в области
литературы, архитектуры, искусства, развития
грамотности, школьного дела, библиотек
- на те области, которые были теснейшим
образом связаны с жизнью церкви, с религией,
так и не смогло преодолеть народных истоков
русской культуры. Долгими годами на Руси
сохранялось двоеверие: официальная религия,
которая преобладала в городах, и язычество,
которое ушло в тень, но по-прежнему существовало
в отдаленных частях Руси, особенно на
северо-востоке, сохраняло свои позиции
в сельской местности, развитие русской
культуры отразило эту двойственность
в духовной жизни общества, в народном
быту. По поводу принятия христианства
на Древней Руси можно сказать однозначно
только одно: она стала новым витком в
развитии общественных отношениях
восточных славян.
1. "Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии 1988 г.
2. “Крещение Руси”: Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г.
3. CD-ROM диск журнала Chip.
4. Одна гривна с портретом князя Владимира.
Информация о работе Крещение Руси: историческая обусловленность и социокультурные последствия