Контрольная работа по "Культурология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:55, контрольная работа

Краткое описание

Культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. Одна из главных задач этой науки — познания явление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия. Своеобразие законов культурологии не означает, впрочем, что они не могут быть подобны законам других сфер бытия.

Оглавление

Введение 3
1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре 4
2. Культурогенез (происхождение и развитие культуры) 10
3. Динамика культуры 13
4. Культурные ценности и нормы 16
5. Морфология культуры 18
6. Культурные традиции 19
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Прежде чем изменять окружающую среду, человек уже сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

Психоаналитическая теория Фрейда: раскрытие генезиса культуры через феномен первобытной культуры, т. е. большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру.5

Данное свойство возникает  неожиданно, случайно, и тем не менее сама возможность его появления заложена в человеке. Это качество – совесть. Именно она выделила человека из царства животных и создала культуру. Феномен совести, по теории Фрейда, берет свое начало от первородного греха – убийства первобытного «отца».

Этот акт привел к  раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Таким  образом, только совершив коллективное преступление, пралюди обрели способность  к социальной жизни. Человеческая культура – все то, что возвышает человеческую жизнь над природными условиями и чем она отличается от жизни животных.

Культура имеет две  стороны:

1) она охватывает все  приобретенные знания и умения, дающие человеку возможность  овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей;

2) в нее входят все  институты, необходимые для упорядочения  взаимоотношений между людьми.

Таким образом, культура создается путем подавления и  принуждения природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и общество в целом от природы.

Последователь данной теории Э. Фромм делает еще один акцент: именно история и культура призваны раскрыть в человеке разрушительные способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Динамика культуры

 

Важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность  к развитию. Изменения культуры во времени и пространстве описывает  динамика культуры.6

Первые признаки культуры появились в первобытном обществе. Двигателями культурной динамики стали изобретения и открытия.

Открытие снабдило людей  новыми знаниями, которые затем, соединяясь с результатами изобретения, порождают  новые элементы.

Самыми первыми изобретениями  стали превращение палки и камня в средство обороны, превращение оружия в орудие труда, «приручение огня».

Истоки культуры восходят к тому моменту, когда неандертальцы 80-100 млн. лет назад начали хоронить своих предков. Это стало первым, что отличало человека от животного.

Основные формы распространения  культуры:

1) культурные заимствования;

2) культурная диффузия;

3) независимые открытия.

Культурные заимствования  относятся к добровольному подражанию одной культуры ценностям другой. Народ и культура заимствуют то, что является близким и понятным; то, что принесет какую-либо выгоду; то, что отвечает внутренним потребностям данного этноса, которые не могут удовлетворить собственные культурные артефакты и комплексы.

Страна или народ, заимствующий другое, – культура-реципиент; страна или народ, отдающий свое, – культура-донор.

Культурная диффузия – это взаимное проникновение  культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их распространении (культурном контакте).

Каналы диффузии: миграции, войны, торговля, туризм, научные конференции, миссионерская деятельность, выставки и гастроли и т. д.

Культурная межгрупповая диффузия – это горизонтальное распространение  культурных инноваций между несколькими  этносами, равными по статусу группами или индивидами.

Стратификационная культурная диффузия – вертикальное распространение элементов культуры между субъектами с неравным статусом. Стратификационная диффузия может выражаться двояко:

1) средний и низший  классы заимствуют у высшего  элементы престижного потребления,  высокой моды, литературного языка и т. д.;

2) высший класс перенимает  у низших раскрепощенные модели  поведения, манеры одеваться и  питаться.

О прогрессе культуры говорят, если сумма позитивных последствий  изменений превышает негативные. О регрессе говорят в противном случае. Социальный прогресс – это глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. Социальный прогресс имеет постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный) виды.7

Реформа – это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизнедеятельности, не затрагивающее основ существующего социального строя.

Революция – это комплексное  изменение большинства сторон общественной жизнедеятельности.

Революции носят не только социально-политический характер, но и научный, религиозный, управленческий, технический, экономический. Важнейшая революция в истории человечества – неолитическая – приручение животных и окультуривание растений.

Культурную динамику также описывает ряд следующих  понятий:

1) «культурный лаг»  – ситуация, при которой одни  части культуры изменяются быстрее,  а другие – медленнее;

2) культурная трансмиссия  – передача культуры от предшествующих  поколений к последующим через  обучение. Благодаря ей осуществляется  преемственность культуры;

3) культурная аккумуляция  – добавление к накопленному  культурному наследию новых элементов;

4) культурное истощение  – процесс, при котором культурных  черт исчезает больше, чем добавляется;

5) интеграция культуры  – объединение культурных различных элементов в некую целостность;

6) диверсификация культуры  – разделение доминирующей культуры  на множество субкультур;

7) культурная экспансия  – расширение сферы влияния  доминирующей (национальной) культуры  за первоначальные или государственные  границы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Культурные ценности и нормы

 

Собственно культурологические характеристики культурных ценностей  предполагают два подхода к их определению:

1) это сумма наиболее  выдающихся по своему качеству  произведении интеллектуального,  художественного и религиозного творчества (археолого-искусствоведческий подход);

2) это некоторая квинтэссенция  социального опыта, вобравшая  в себя наиболее эффективные  принципы осуществления жизнедеятельности  (нравы, стереотипы поведения  и сознания, оценки, мнения и т. д.). При этом подходе культурные ценности – это принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции общества, к росту взаимопонимания людей и т. д. Это ядро социальной жизни общества, впитавшее народную мудрость и интеллектуальные откровения.8

Культурные нормы –  это категория, отражающая законы и  стандарты социального бытия  людей. Наиболее полно это понятие  раскрывается при его типологии.

Типы норм:9

1) институциональные  – нормы как система разрешения  и запретов на совершение каких-либо действий, высказывание каких-либо мнений. Они зафиксированы в официальных документах, и контроль за их исполнением осуществляется государством;

2) статистические –  нормы, складывающиеся стихийно  в виде массового обычая поступать  конкретным образом, мыслить и оценивать так, а не иначе. Примером подобных норм выступают народные традиции;

3) конвенциональные –  нормы, появившиеся в результате  общественного договора, но не  вступившие в силу закона. Это  могут быть нормы дружеских,  соседских, любовных отношений. Исполнение этих норм осуществляется по усмотрению конкретного человека;

4) эталонные – нормы,  созданные специально в качестве  образца для подражания. К этому  типу норм в первую очередь  обращаются искусство и религия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Морфология культуры

 

Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и  особенности, называется морфологией  культуры. Среди таких компонентов: национальная культура, мировая культура, городская культура христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т. д. Наиболее существенны для культурологии такие структурные подвиды, как материальная и духовная культура, воспринимающиеся как антиподы. Материальная культура – культура быта и труда – связана с чисто физическим комфортом, с необходимостью удовлетворять потребности человечества. Духовная культура – важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества. Нередко материальная и духовная культуры выступают во взаимосвязи.

Структура культуры рассматривается  по-разному. Некоторые культурологи выделяют в ней такие подсистемы, как социальная культура, технологическая  культура, поведенческая культура, идеологическая культура. Советские  культурологи выделяли в качестве основных два уровня: специализированный и обыденный.

Специализированный уровень  включает такие подсистемы культуры, как экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная.10

К обыденному уровню относятся домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика.

 

 

 

 

6. Культурные традиции

 

Культурные традиции – это основные накопители и трансляторы  стандартизированного социального  опыта общества. Они аккумулируют:

1) совокупность норм  и образцов социального поведения;

2) сложившиеся формы  социальной организации, коммуникации  и регуляции;

3) нравы и обычаи, обряды  и ритуалы. Функции традиций:

- регуляция межличностных и межгрупповых отношений;

- трансляция социального опыта.11

Традиции могут появляться на основании частных случаев, пройдя в дальнейшем процесс селекции. Это  позволяет расширять действующие  традиции какими-либо социокультурными новациями. Другой, более распространенный механизм сложения традиций – это процесс многовекового опыта повторения жизненных типовых ситуаций, зафиксированных в памяти народа.

В традиционных обществах  традиции являются доминирующим средством  социальной регуляции. Степень этой доминантности зависит от уровня развития общества.

В модернизированных  странах традиции, выполняющие функции  социальной регуляции и трансляции, культурных образцов, локализованы в основном в области обыденной культуры.

В области образования  и общественной жизни модернизированных  сообществ эти традиции заменены институционализированными регуляторами и трансляторами. Ими становятся законы, конституции, профессиональные уставы, государственные институты и т. п.

 

 

 

Заключение

 

Слово (лексема), термин и  понятие культуры многозначны. Этимологически восходит к латинскому термину “ cultura ” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “культом”, верой, полагая, что культ — это бутон, из которого произрастает культура.

 Слово и понятие  “культура” используются и применяются  в несовпадающих отношениях. Насчитывается  несколько сотен теоретических  определений (дефиниций) культуры. Ее определяют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно человеком, противостоит натуре (природе), как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека; как форму традиционного поведения, программу образа жизни и т. д. Наличие такого множества определений демонстрирует сложность того, что именуют культурой. Это зависит от того, что пестр и противоречив, неисчерпаем и многогранен сам человек, ее творец и потребитель. Многие из этих определений (как бы они ни отличались друг от друга) вполне правомерны, но только во взаимодополнении, в интегративном единстве они могут высветить ее сферический полнокровный облик. Достаточно краткое и наиболее емкое определение могло бы звучать так: культура по внутренней сущности — это технология (способ созидательной деятельности) общественного человека, это надприродный способ накопления и передачи человеческого родового и индивидуального опыта, его оценивания и осмысления, это то, что выделяет человека из внешнего мира и открывает путь самобытного свободного развития. Культура включает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и оценки.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Антология исследований культуры. Т.1. СПб.: Питер ,1997. – 290 с.
  2. Введение в культурологию. Воронеж: Изд-во Феникс,1994. – 337 с.
  3. Есин А.Б. Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. – М.: Знание, 2008. – 297 с.
  4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Литера ,1996. – 316 с.
  5. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Д.: Мысль, 1995. – 342 с.
  6. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: КосМО,1994. – 361 с.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурология"