Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:55, контрольная работа
Культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. Одна из главных задач этой науки — познания явление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия. Своеобразие законов культурологии не означает, впрочем, что они не могут быть подобны законам других сфер бытия.
Введение 3
1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре 4
2. Культурогенез (происхождение и развитие культуры) 10
3. Динамика культуры 13
4. Культурные ценности и нормы 16
5. Морфология культуры 18
6. Культурные традиции 19
Заключение 20
Список литературы 21
Прежде чем изменять окружающую среду, человек уже сделал это в собственном воображении, в сфере игры.
Психоаналитическая теория Фрейда: раскрытие генезиса культуры через феномен первобытной культуры, т. е. большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру.5
Данное свойство возникает неожиданно, случайно, и тем не менее сама возможность его появления заложена в человеке. Это качество – совесть. Именно она выделила человека из царства животных и создала культуру. Феномен совести, по теории Фрейда, берет свое начало от первородного греха – убийства первобытного «отца».
Этот акт привел к раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Таким образом, только совершив коллективное преступление, пралюди обрели способность к социальной жизни. Человеческая культура – все то, что возвышает человеческую жизнь над природными условиями и чем она отличается от жизни животных.
Культура имеет две стороны:
1) она охватывает все приобретенные знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей;
2) в нее входят все
институты, необходимые для
Таким образом, культура
создается путем подавления и
принуждения природных
Последователь данной теории Э. Фромм делает еще один акцент: именно история и культура призваны раскрыть в человеке разрушительные способности.
3. Динамика культуры
Важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность к развитию. Изменения культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры.6
Первые признаки культуры появились в первобытном обществе. Двигателями культурной динамики стали изобретения и открытия.
Открытие снабдило людей новыми знаниями, которые затем, соединяясь с результатами изобретения, порождают новые элементы.
Самыми первыми изобретениями стали превращение палки и камня в средство обороны, превращение оружия в орудие труда, «приручение огня».
Истоки культуры восходят к тому моменту, когда неандертальцы 80-100 млн. лет назад начали хоронить своих предков. Это стало первым, что отличало человека от животного.
Основные формы
1) культурные заимствования;
2) культурная диффузия;
3) независимые открытия.
Культурные заимствования
относятся к добровольному
Страна или народ, заимствующий другое, – культура-реципиент; страна или народ, отдающий свое, – культура-донор.
Культурная диффузия – это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их распространении (культурном контакте).
Каналы диффузии: миграции, войны, торговля, туризм, научные конференции, миссионерская деятельность, выставки и гастроли и т. д.
Культурная межгрупповая диффузия – это горизонтальное распространение культурных инноваций между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами.
Стратификационная культурная диффузия – вертикальное распространение элементов культуры между субъектами с неравным статусом. Стратификационная диффузия может выражаться двояко:
1) средний и низший
классы заимствуют у высшего
элементы престижного
2) высший класс перенимает
у низших раскрепощенные
О прогрессе культуры
говорят, если сумма позитивных последствий
изменений превышает
Реформа – это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизнедеятельности, не затрагивающее основ существующего социального строя.
Революция – это комплексное изменение большинства сторон общественной жизнедеятельности.
Революции носят не только социально-политический характер, но и научный, религиозный, управленческий, технический, экономический. Важнейшая революция в истории человечества – неолитическая – приручение животных и окультуривание растений.
Культурную динамику также описывает ряд следующих понятий:
1) «культурный лаг»
– ситуация, при которой одни
части культуры изменяются
2) культурная трансмиссия
– передача культуры от
3) культурная аккумуляция
– добавление к накопленному
культурному наследию новых
4) культурное истощение
– процесс, при котором
5) интеграция культуры
– объединение культурных разли
6) диверсификация культуры
– разделение доминирующей
7) культурная экспансия
– расширение сферы влияния
доминирующей (национальной) культуры
за первоначальные или
4. Культурные ценности и нормы
Собственно культурологические характеристики культурных ценностей предполагают два подхода к их определению:
1) это сумма наиболее
выдающихся по своему качеству
произведении
2) это некоторая квинтэссенция
социального опыта, вобравшая
в себя наиболее эффективные
принципы осуществления
Культурные нормы – это категория, отражающая законы и стандарты социального бытия людей. Наиболее полно это понятие раскрывается при его типологии.
Типы норм:9
1) институциональные
– нормы как система
2) статистические –
нормы, складывающиеся
3) конвенциональные –
нормы, появившиеся в
4) эталонные – нормы,
созданные специально в
5. Морфология культуры
Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией культуры. Среди таких компонентов: национальная культура, мировая культура, городская культура христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т. д. Наиболее существенны для культурологии такие структурные подвиды, как материальная и духовная культура, воспринимающиеся как антиподы. Материальная культура – культура быта и труда – связана с чисто физическим комфортом, с необходимостью удовлетворять потребности человечества. Духовная культура – важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества. Нередко материальная и духовная культуры выступают во взаимосвязи.
Структура культуры рассматривается по-разному. Некоторые культурологи выделяют в ней такие подсистемы, как социальная культура, технологическая культура, поведенческая культура, идеологическая культура. Советские культурологи выделяли в качестве основных два уровня: специализированный и обыденный.
Специализированный уровень включает такие подсистемы культуры, как экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная.10
К обыденному уровню относятся домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика.
6. Культурные традиции
Культурные традиции – это основные накопители и трансляторы стандартизированного социального опыта общества. Они аккумулируют:
1) совокупность норм
и образцов социального
2) сложившиеся формы
социальной организации,
3) нравы и обычаи, обряды и ритуалы. Функции традиций:
- регуляция межличностных и межгрупповых отношений;
- трансляция социального опыта.11
Традиции могут появляться
на основании частных случаев, пройдя
в дальнейшем процесс селекции. Это
позволяет расширять
В традиционных обществах традиции являются доминирующим средством социальной регуляции. Степень этой доминантности зависит от уровня развития общества.
В модернизированных странах традиции, выполняющие функции социальной регуляции и трансляции, культурных образцов, локализованы в основном в области обыденной культуры.
В области образования
и общественной жизни модернизированных
сообществ эти традиции заменены
институционализированными
Заключение
Слово (лексема), термин и понятие культуры многозначны. Этимологически восходит к латинскому термину “ cultura ” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “культом”, верой, полагая, что культ — это бутон, из которого произрастает культура.
Слово и понятие
“культура” используются и
Список литературы