Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Человек - центр Вселенной. Вот к каким выводам приходит Новое время, критически оценив искания Средневековья. Утверждается новый подход к пониманию культуры, который получил название "антропоцентризм". В этом случае человек, человеческое в человеке, становится точкой отсчёта, оценки, сопоставления при анализе социальных явлений. Признав "человеческое в человеке" главным при восприятии культуры, мыслители Нового времени обратились к наследию Античности, забытому, обращённому в эпоху Средневековья, и стали искать в образцах, памятниках, природе Древней Греции, Рима примеры для изучения и подражания.

Оглавление

Осмысление культуры в Новое время;
Культура античной Греции;
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

                            Министерство образования РБ

                        Белорусско-Российский университет

 

 

 

Культурология

 

 

 

                                   Индивидуальное задание

 Вариант №5

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила 

Учащаяся группы ПГСДЗ-111          Кондратенко(Воробьева) Ю.И.

 

 

Проверила преподаватель                                        Дубинина А.П.

 

 

 

 

                                              Могилев, 2013

                                           Содержание:

  1. Осмысление культуры в Новое время;
  2. Культура античной Греции;
  3. Список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Человек - центр Вселенной. Вот к каким выводам приходит Новое время, критически оценив искания Средневековья. Утверждается новый подход к пониманию культуры, который получил название "антропоцентризм". В этом случае человек, человеческое в человеке, становится точкой отсчёта, оценки, сопоставления при анализе социальных явлений. Признав "человеческое в человеке" главным при восприятии культуры, мыслители Нового времени обратились к наследию Античности, забытому, обращённому в эпоху Средневековья, и стали искать в образцах, памятниках, природе Древней Греции, Рима примеры для изучения и подражания. Средневековье отстаивало тезис о "ничтожестве человека и о презрении к миру". Возрожденческая культура отстаивает тезис о его величии, о том, что человек способен возвыситься от дикого, варварского состояния до истинно человеческого, человечного (humanitas - человечность). Возрождение не употребляло слово "культура", вместо него было введено понятие "humanitas", куда входила и культурная деятельность, занятия наукой, литературой, и цивилизованность.

  Сближение с Античностью в основах понимания культуры позволило освоить и античное наследие более полно, чем это сделало Средневековье. Заново читаются тексты Аристотеля, Цицерона, Плутарха, Лукиана, уточняются их переводы, заново осмысливаются этические и эстетические каноны. Огромную роль в низвержении "ложных авторитетов" Средневековья и религиозной схоластики играют географические открытия, сделанные в Новом Свете экспедициями Колумба и его последователей. Новая картина мира, разработанная Николаем Коперником, теория бесконечности Вселенной, предложенная Джордано Бруно, использование телескопа в астрономии Галилео Галилеем подтачивали авторитет Священного писания, заставляли искать новые пути в развитии культуры и человека. Пусть это была вначале утопия (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Эразм Роттердамский), но она заставляла людей задумываться о сущем, искать, пока в виде утопии, иные возможные формы человеческого общежития. Вместе с тем, внутри антропоцентризма как нового восприятия культуры обнаруживаются противоречия. Известно, что антропоцентризм может быть и теологическим в том случае, если признается, что человек - венец творения, ради которого создан мир, но который, будучи греховен, нуждается в божественном искушении и благодати для достижения вечного спасения, сам же по себе человек бессилен и ничтожен. Антропоцентризм гуманистический может трактоваться и в неоплатоническом духе, при этом человек рассматривается как центральное звено в иерархической "цепи" мироздания, на вершине которой находится Бог. Таким образом, антропоцентризм в своих вариантах сохраняет место для религии, веры, схоластики. Одним из первых, кто выступил против такого понимания антропоцентризма, был Мишель Монтень (1533-1592). В своих "Опытах" он скептически отмечает, что человек "...мнит себя стоящим выше луны и попирающим небо. По суетности того же воображения он равняет себя с богом, приписывает себе божественные способности..." Действительно, кто уверил человека, что весь мир, всё сотворено ради него, для его удобства и к его услугам? Человек - как часть природы - не может претендовать на особое положение, ставящее его над естественными закономерностями. Ни богу, ни природе нет дела до человека. А раз так, то человек должен рассчитывать только на себя, на силу и умение своих рук, на мощь своего разума. Вот что должен "культивировать" человек. "Лучшее наше творение - жизнь согласно разуму".  Таким образом, для Нового времени характерно дальнейшее осмысление феномена культуры. Оно обнаруживается в следующих пунктах:

1. На месте средневекового теоцентризма  утверждается антропоцентризм в  представлениях о культуре человека  и общества.

2. В своих исследованиях природы человека, общества Новое время обращается к наследию Античности, отбрасывает "ложные авторитеты", подвергает их осмеянию и критике.

3. Хотя в представлениях о  культуре ещё содержится признание  "божественной" природы человека, но в своих крайних формах (у М. Монтеня) антропоцентризм лишается теологического обоснования.

4. В результате такого изменения  на первый план выступает светская  составляющая культуры, наука, рациональная  форма знания. Культура начинает  пониматься, как продукт человеческого труда, причём труда разумного. Таким образом, подчёркивается духовная, рациональная сущность культуры. Религиозная культура всё чаще отождествляется с иллюзорными формами человеческого бытия. Хотя её существование признаётся необходимым, но только для обуздания толпы, тёмных людей.

  Подводя итоги развития представлений о культуре в истории человеческой мысли, мы можем отметить, что они не остаются неизменными, раз и навсегда установившимися и неразвивающимися. Нет, они развиваются, но отстают от развития самой культуры. Мысль человеческая ещё не в силах осмыслить всё многообразие, богатство бытия культуры, и сосредотачивает своё внимание на одной наиболее развитой стороне культуры, представляя её в качестве главной, основной, определяющей, абсолютизируя её.   Представления о культуре - беднее, проще, упрощённее самой культуры. Они появляются позднее, чем сама культура. Если культура появляется вместе с человеком, обществом как их часть, составляющая сторона, то представления о культуре в качестве специального предмета размышления появляются в цивилизации, когда классовые противоположности привлекают внимание к проблемам культуры. Более ранние представления о культуре не исчезают в более поздних и развитых, но представляются недостаточными. Они входят в "снятом" виде в более развитые, представляя в них частный случай развернутого определения. Таким образом, между "ранним" и "поздним" представлениями о культуре действует принцип дополнительности, а не только генетического соответствия. Так, представления о культуре как организованной части жизни общества, упорядоченной, нормативной, сохраняется и в современных высказываниях. То или иное понимание культуры строится на основе определённой философской, мировоззренческой системы.

  Культура понимается прежде всего как "культура человека", как особое качество (свойство) человека. Таким образом, в этом наиболее полно проявляется антропоморфизм ранних представлений, характеристик для истории человеческого мышления. Понимание того, что существует "культура общества", придёт позднее, когда цивилизация и культура будут отождествлены немецкими просветителями. "Культура" отождествлялась с культурой господствующего класса. В этом сказался классовый характер господствующих представлений. "Культура" "угнетённых классов" рассматривалась как "не культура", как явление, лежащее за пределами культуры. В представлениях о культуре отражалась социальная иерархия, характерная для цивилизации. Отсюда появляются более ценные и менее ценные "культурные" качества человека. Неравномерность развития общества и вызревания его противоречий приводили к тому, что культура воспринималась как частичное явление, охватывающее какую-то одну сторону, часть или сферу сознания, или форму сознания - нравственность, религиозность, искусство и др. Только в ХХ веке появляются попытки представить культуру как целостное явление, охватывающее и человека, и общество. Под культурой часто понимается такое социальное свойство, недостаток которого воспринимается как тормоз в развитии человека и общества. Так, разумность, знания, моральность - это то, чего не хватает в обыденной жизни и что призвана восполнить система воспитания и образования. Те же качества, которые освоены человечеством, не воспринимаются как "культурные", например, способ передвижения на двух ногах, а не на четвереньках, воспринимается как "природное", а не культурное свойство, и только изменение ситуации (например, феномен Маугли) заставляет воспринимать это свойство как культурное и ценить его.

  Как правило, те или иные представления о культуре лежат в основе сознательного, организованного строительства культуры в цивилизации.

                                 Культура античной Греции

В истории культуры древней  Греции принято выделять пять периодов:

  • период эгейской, чаще называемой крито-микенской, культуры (III-II тысячелетия до н.э.),
  • гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.),
  • период архаики (VIII-VI вв. до н.э.),
  • период классики (V  в. до н.э. — три четверти IV в. до н.э.),
  • эллинизм (IV—I вв. до н.э.).

Эгейская (крито-микенская) культура — прямая предшественница греческой античности. Она развивалась на островах Эгейского моря и в материковой Греции. Археологи исследуют дворцы в Кноссе, Микенах и Тиринфе, где найдены замечательные настенные росписи, богатейший погребальный инвентарь в царских гробницах, различная утварь, скульптура и т.п. Сохранились письменные памятники, часть из которых не расшифрована до сих пор (в частности, так называемый  Фестский диск). Память об эгейской культуре сохранилась в греческой мифологии. Так, владельцем Кносского дворца считается легендарный царь Минос; подземелья этого дворца — знаменитый лабиринт, где жил страшный Минотавр. Лабиринт был построен по просьбе Миноса великим изобретателем, строителем, мастером Дедалом. Убил Минотавра герой по имени Тезей, которому помогла дочь Миноса Ариадна («нить Ариадны»). Эта культура увяла в ХIII-ХII вв. до н.э. в связи с вторжением дорийцев и природными катастрофами (извержения вулканов, цунами). 
Ещё в XXI в. до н.э. на землю Греции обрушились завоеватели  из степей Евразии, эллины, которые и принесли сюда греческий язык. Страна получила самоназвание Эллада. Эллины были кочевниками, разводили коней, овец и коз. Их одежда – женская (пеплос) и мужская (хитон) — делалась из неокрашенной шерсти, посуда — из серой глины. Входившие в состав эллинских племён ахейцы ранее всех восприняли местную высокую агрикультуру, стали разводить виноград и оливковые деревья. Они освоили каменное строительство, литье из бронзы, переняли у доэллинских аборигенов гончарное мастерство, навыки мореходства. Ахейцы  начали осваивать политические и экономические достижения местного населения. 
Именно ахейцы в XIX в. до н.э. основали Микены,  первый греческий протополис, где правил царь. В XVI в. до н.э. ахейцы заняли о. Крит. А в XV в. до н.э. в Греции существует уже несколько сот протополисов,  в том числе Фивыи Афины. Все они были защищены мощными крепостными сооружениями, в них были дворцовые комплексы и некрополи и тоже действовала царская власть – басилейя. В XII в. до н.э. Элладуопять завоевали пришельцы с Севера —дорийцы. Дорийцы были кочевниками, их культура была много ниже, чем культура эллинов, они были очень воинственны и крайне жестоки. Микены, Афины, Тиринф, Пилос — все эллинские протополисы были разрушены. Города опустели, ремесленники, художники и ученые бежали. Эллинская культура претерпела жестокий ущерб: почти исчезла грамотность, она даже стала преследоваться как занятие чёрной магией. Прекратились морские сообщения, пришли в упадок дороги и мосты, дома стали строить из дерева и необожжённого кирпича. Глиняная посуда упростилась, роспись на гончарных сосудах уступила место  архаическим геометрическим орнаментам. Исчезла царская власть, не стало жречества. Культура Эллады была отброшена назад на века.  
Единственное, в чём дорийцы явно опередили эллинов, было военное дело.Дорийцы пользовались железным вооружением, придумали особый боевой строй, впоследствии названный фалангой, у них была конница.  
  Наступивший период обычно и называется гомеровским (предполисным, он же мифологическим), по имени легендарного поэта-певца Гомера. В ней, как в глубокой древности, опять установилась изустная эпическая традиция и совершали подвиги герои. Гомер описал многие события этих веков. В «Илиаде» и «Одиссее» содержатся богатейшие сведения о греческой культуре данной  эпохи. 
  Хозяйственная культура основывалась на технологии бронзового века. Развитое сельское хозяйство включало в себя скотоводство (крупный рогатый скот, лошади, свиньи, овцы, козы...) и земледелие (зерновые культуры, виноградарство, садоводство, огородничество). От эгейской (крито-микенской) культуры было унаследовано высокое гончарное мастерство (амфоры и другие сосуды с геометрическими орнаментами). Строили в гомеровский период из сырцового кирпича, колонны делались деревянными: искусство каменного зодчества было утрачено.  
Люди жили родовыми общинами, которые снова переходили в ранние (архаические) формы полиса (предполисы). Каждый такой полис представлял собой небольшое государство, совершенно самостоятельное. Этим определялась политическая культура. Управлялись ранние полисы (предполисы) либо царём, либо народным собранием вместе с советом старейшин и несколькими басилеями — аристократами, наподобие царей, причём реальная власть принадлежала последним. Были в ранних полисах и рабы, которые использовались преимущественно как домашние работники и слуги. Рабами были пленники (в результате военных столкновений, разбоя, пиратства). Рабы считались членами семьи, отношение к ним было патриархальным.  
  В течение гомеровского периода в основном сложилась система греческих мифов — знаменитая мифология. Сложилась иерархия олимпийских (живших на горе Олимп) богов. Верховным богом стал считаться Зевс, его жена Гера почиталась как покровительница брака и богиня неба. Богом моря стал Посейдон, богиней плодородия — Деметра. Высоко чтились также дети Зевса: Афина — богиня мудрости, Аполлон — бог света и искусства, Гефест — кузнец и изобретатель, бог мастерства. Память о древнейших богах сохранялась в фигурах Афродиты, богини любви и красоты (ипостаси Великой матери), и Диониса, бога виноградарства и виноделия.  
Тогда же вполне определились важнейшие особенности менталитета древних эллинов: ощущение внутренней свободы и состязательность (агональность, от греч. agon — состязание). Состязательность сопровождалась высочайшей чуткостью к похвалам и порицаниям сограждан, к славе и позору. Стремление опережать других, быть первыми  проявлялось у греков во всём; они устраивали конкурсы по пахоте, по ремеслу, по стихосложению, по питию вина и т.п. Проводились состязания в мужской красоте. Соперничество должно было быть благородным, честным. Конкурсы устраивали даже олимпийские боги: в знаменитом мифе об истоках Троянской войны не сочли для себя зазорным соревноваться за звание прекраснейшей три богини — Гера, Афина и Афродита. Наиболее очевидные проявления состязательности известны по многочисленным спортивным играм, без которых немыслимы древнегреческие праздники. Самыми важными были Олимпийские, проводившиеся раз в четыре года во славу Зевса. На время всегреческих игр по всей Элладе прекращались войны.  
В ту же эпоху, около ХI века до н.э., возник греческий алфавит. Греки положили в его основу финикийскую систему письма, добавив буквы для гласных звуков; он лежит в основе всех европейских алфавитов, включая русский.  
  Период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) в античной Греции характеризуется быстрым расцветом всех сфер жизни. В эти века, собственно, и возникло «греческое чудо», наметились основные направления культурного прорыва. Предложен даже термин «архаическая революция».  
Одним из важнейших результатов этого прорыва стало господство отношений частной собственности. Это обеспечило высокие темпы роста производства, ориентированного на рынок, всех видов ремесла. Начался бурный рост численности населения, патриархальное рабство сменялось классическим. В соединении с энергией и внутренней свободой эллинов всё это привело к росту внешней торговли и к великой колонизации: на берегах Средиземного, Эгейского, Мраморного, Чёрного морей стали появляться многочисленные греческие города. Берега южной Италии и Сицилии оказались сплошь заселены греками, их стали называть Великой Грецией. Множество богатых греческих городов появилось на побережье Малой Азии. На Чёрном море почти все города сегодня находятся на месте бывших греческих колоний. Города в архаическом периоде становятся классическими полисами; это одно из самых важных достижений античной политической культуры. Такой полис представляет собой государство, часто небольшое, средоточием которого является хорошо укреплённый город. На прилегающих землях ведётся сельское хозяйство. Полисы вели оживлённую торговлю. Управлялись полисы по-разному; отмечено, что в них были на практике опробованы все мыслимые формы правления, организации общественной жизни. Наибольшее значение для нас имеет демократия, детально разработанная во многих полисах, прежде всего в Афинах. Важнейшей особенностью жизни в полисе можно считать ориентацию на справедливость в отношениях между гражданами. Все граждане считались равными перед законом, но личность должна была подчиняться решениям большинства. Важнейшую роль в жизни полиса играла агор — рыночная площадь, по сути общественный центр, где регулярно встречались все горожане и проходили общие собрания граждан полиса. Самым известным и влиятельным полисом надолго становятся Афины, вокруг которых объединились полисы Аттики (центральной Греции).  
Наиболее важные, коренные изменения в эпоху архаики произошли в духовной жизни. Принципы свободы и состязательности продолжали действовать. Важное место в представлениях о мире, «космосе», занимал человек. Протагором был сформулирован знаменитый тезис «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют».  Главными достоинствами считались доблесть, слава, красота тела и души. Родилось понятие калокагатии — совершенства души и тела. В полисах появились люди, которые много времени уделяли размышлениям, в том числе и на отвлечённые темы. Это были мудрецы. Каким-то образом они начали думать, используя рефлексию, то есть наблюдая за самим процессом мышления. Поэтому греческие мудрецы научились доказывать свои тезисы, овладели искусством вывода, особенно в математике.  
Математические тексты древней Месопотамии и Египта представляют собой сборники решений отдельных задач, причём каждая задача уникальна, и изучение математики сводилось к зазубриванию готовых решений. Греческие мудрецы начали формулировать правила решений, искать общие закономерности вычислений, доказывать теоремы, делать выводы и т.п.  
Мудрецы размышляли обо всём, в том числе о космосе, об устройстве мира, о происхождении всех вещей. Слава о проницательности того или иного мудреца расходилась по всей Греции, существуют списки семи мудрецов того времени. В VII веке до н.э. мудрецы стали всё больше задумываться о сущности мира, и появились философы, первым из которых обычно называют Фалеса из Милета. Философия стала самостоятельным занятием. Пифагор был философом, который интенсивно занимался математикой и пытался объяснять мир на основе математических построений («мир есть число»). В это же время появляется театр, первым драматургом стал Эсхил. В архитектуре возникли знаменитые архитектурные ордеры — дорический и ионийский. Около VIII в. до н.э. создал свои поэмы Гомер, а в VII в. до н.э. творил второй великий эпический поэт, Гесиод, автор поэм «Теогония» и «Труды и дни». Авторы художественных произведений в глазах эллинов не отличались от ремесленников, каких-нибудь гончаров или сапожников. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика даже обозначались тем же словом, что и ремесло, — «техне». 
Достижения культуры архаического периода стали основой взлёта в следующей эпохе, классической. 
  Период классики (V  в. до н.э. — три четверти IV в. до н.э.) назван так потому, что в эти века культура греческой античности достигла своего высшего уровня. Важнейшую роль в этом сыграла система полисов. Были созданы произведения искусства, считающиеся непревзойдёнными образцами; сформировалась в общих чертах существующая сегодня система наук; сложился ряд философских школ; философами была исследована демократия и другие формы правления. Афины оставались крупнейшим культурным, экономическим и политическим центром античной Греции. 
В классическую эпоху работал Гиппократ, считающийся основоположником медицины. Геродот и Фукидид были первыми историками. Удивительны достижения философов — Сократа, Платона, Аристотеля. Аристотель, кроме того, стал основоположником физики, психологии, этики; его авторитет у европейских философов Средневековья был так высок, что в книгах его часто и по имени не называли, а писали просто «Философ».  
Наиболее известны шедевры художественной культуры.  
Греческие скульпторы классического периода добились замечательного мастерства в передаче красоты человеческого тела, движений, душевных состояний. Для скульпторов и архитекторов важнейшими критериями стали гармоничность, пропорциональность, естественность. Всем известна, например, скульптура Мирона «Дискобол», изображающая атлета в момент броска. Сохранились работы Поликлета, Фидия, Праксителя, Лисиппа и Праксителя. По инициативе Фидия в Афинах на скалистом холме — Акрополе — был возведён комплекс храмов, самый известный из которых был посвящён Афине и назывался Парфенон. Его останки и сегодня поражают гармоничностью и красотой, являясь, наравне со статуями античных  богов  и героев, своеобразным символом античного искусства.  
В драматургии прославились Софокл и Еврипид (Эврипид), писавшие трагедии, и Аристофан, первый комедиограф. Сохранились лирические стихи Сапфо, Пиндара, известно имя Анакреонта.

  Период эллинизма (IV—I вв. до н.э.) связан с именем Александра Македонского и его завоеваниями. Греция в это время фактически была подчинена Македонии. Восточный поход Александра (334-325 гг. до н.э.) привёл к созданию гигантской империи от Адриатики до Индии. Империя Александра после его внезапной ранней смерти (323 г. до н.э.) была разделена между его друзьями-полководцами, соратниками по завоеваниям (диадохами). В частности, Птолемей стал царём Египта, Селевк — Сирии. Возникло положение, когда многочисленные царства в Африке, Малой Азии, ближнем Востоке управлялись греческими династиями, хотя население было местным. Границы полисов раздвинулись до пределов всей ближневосточной ойкумены (населённых земель).  
Это создало условия для синтеза эллинской культуры, принесённой греческими правителями, с достижениями местных культур. Скульпторы, зодчие, высокообразованные учёные и другие носители культуры начали всё чаще следовать приглашениям эллинистических монархов и переезжать из страны в страну. Появились люди, которые владели не только культурой своего народа, но и греческой. В Иудее они стали называть себя эллинистами.  
Результаты эллинистического культурного синтеза оказались впечатляющими. В   III — II веках до н. э. стремительно развивались естествознание, филология, математика, техника. Во многих городах возникли научные центры (Пергам, Антиохия). 
Афины, хотя Греция утратила своё богатство и политическое влияние, славились высокой культурой и особенно своими философскими школами.    Там на рубеже IV—III вв. до н. э. возникли две новые философские школы: стоическая и эпикурейская. Стоики проводили мысль о равенстве всех людей в социально-этическом плане. Они верили в возможность создания идеального «всемирного государства», управляемого на разумных началах. Эпикурейцы  видели сущность счастья в отсутствии страданий, называя это удовольствием. Поэтому потребности надо ограничивать: «у кого меньше потребностей, у того и больше наслаждения». Вместе с тем не следует отказываться от удовольствий духовных, и  особенно высшего из них — любви. Третья школа — скептическая, основанная Пирроном в Элиде. Скептики считали вещи совершенно непознаваемыми. Они рекомендовали вообще воздерживаться от суждений. Самым известным был научный центр Мусейон в египетском городе Александрии.  Его сердцем была гигантская библиотека. Имеются сведения, что в ней хранилось более 700 тыс. книг. При библиотеке имелся настоящий научный городок, куда приглашались работать учёные. Там, например, учился Архимед, долго работали Евклид, Герон Александрийский, там создал свою систему астроном и математик Птолемей. Эллинистические монархи организовывали экспедиции в неизвестные земли, поощряли создание более совершенных географических карт. Эратосфен, одно время возглавлявший Александрийскую библиотеку, составил собственное подробное описание тогдашней ойкумены. Он впервые довольно точно определил длину меридиана, ввёл деление на Север и Юг, параллели и меридианы. Он является основоположником географии. Астрономические наблюдения, проводившиеся в Александрийской обсерватории,  позволили уточнить календарь. Тогда же в общий обиход вошло старое вавилонское деление дня и ночи на часы, часа — на 60 минут, минуты — на 60 секунд. Аристарх выдвинул гипотезу о вращении Земли и других планет вокруг Солнца (за 1800 лет до Коперника!).  
Развивалась техника, в первую очередь военная. Строились осадные орудия (например, катапульты, метавшие в осажденных ядра, камни и огромные балки). Архимед  для защиты родных Сиракуз от осаждавших город римлян изобрёл различные эффективные машины. Герон Александрийский описал все достижения античной механики, сам построил прототип паровой турбины, дальномеры, нивелиры. Изобретались разного рода насосы, гидравлический орган, первая водяная турбина.  
В медицине была открыта нервная система, описаны ее роль и значение. Правда, многие из медицинских открытий оказались забыты, так что в Новое время их пришлось делать заново. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Список используемых источников:

  1. Культурология /Под ред. А.Н. Марковой) М. 2000, 600с. 10экз.
  2. Культурология в вопросах и ответах /Под ред.Г.В. Драча. Ростов

н/Д.2001.4 экз. 430 с.

  1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб. 2001, 1экз. 670с.
  2. Золкин А.Л. Культурология. М., 2001. 335с. 5 экз.
  3. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д. 1999. 576с. 5экз.
  4. Культурология. /Под ред. А.А.Радугина. – М.: 1996. 120стр., 4 экз.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"