Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:16, контрольная работа
В контрольной работе рассматриваются следующие темы:
- экзистенциальная концепция культуры;
- типология культуры.
Введение
Культура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней. Однако современная наука использует данное понятие в нескольких аспектах. Так, антропологи используют понятие культуры в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает «цементирующим» воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества. Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что культура обеспечивает интеграцию и целеполагание (постановку целей перед социальной системой).
Таким образом, понятие культуры в широком смысле можно определить, как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результат его использования. Это понятие отражает объект, которые включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано, делается и будет сделано человеком в будущем. В более узком смысле, культура представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей данного общества в данный отрезок времени.
В контрольной работе рассматриваются следующие темы:
- экзистенциальная концепция культуры;
- типология культуры.
1 Экзистенциальная концепция культуры
Экзистенциализм - это философия существования. Она получила распространение в ряде стран Западной Европы - Германии, Франции, Италии в 30 - 60-е годы. Классики экзистенциализма - это немецкие философы М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969), французские мыслители - Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973).
Экзистенциализм существовал как в религиозной, так и атеистической формах. Многие экзистенциалисты известны не только как философы, но и как видные представители современной литературы и театра. Камю и Сартр - лауреаты Нобелевской премии в области литературы 1957 и 1964 годов. Романы, рассказы, драмы этих писателей - это художественное выражение их философских идей.
Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких социальных и политических потрясений в современную эпоху. Иногда экзистенциализм называют "философией кризиса", которая выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в бесчеловечный социальный мир. В центре внимания экзистенциалистов оказались вопросы отчуждения человека в обществе, смысла жизни, свободы и ответственности. Центральное место в философии экзистенциализма занимает понятие "существование". На французском языке это слово звучит как экзистенция, отсюда и пошло название этого философского течения.
Экзистенция - это духовный мир человека, поток его переживаний, чувств, мыслей. Это переживание человеком своего бытия в мире.
И среди этих переживаний, настроений у человека преобладают чувства тоски, тревоги, одиночества, разочарования, страха, паники, отчаяния, ужаса. Экзистенциалисты делают акцент на негативных эмоционально-психологических состояниях человека. Эти негативные эмоции возникают у человека в безысходных, трагических ситуациях. Экзистенциалисты называют их пограничными (это ситуации на грани между жизнью и смертью, бытием и небытием). Отрицательные эмоции, настроения отражают истинный смысл бытия, действительное положение человека в обществе. Что касается положительных, приятных эмоций (радости, удовлетворённости, восторга), они всегда более или менее поддельны, фальшивы.
Человек предстаёт в философии экзистенциализма как существо страдающее. "Жизнь есть боль" - считают экзистенциалисты.
Человек одинок в этом мире, ему неоткуда ждать поддержки и помощи. Таким образом, один из основных мотивов в философии экзистенциализма - это мотив трагического существования человека в современном мире.
В философии экзистенциализма существует
ещё один, очень важный мотив. Несмотря
на трагичность существования
Экзистенциалисты считают, что
свобода выбора существует даже в
самых трагических, казалось бы, фатальных
ситуациях. В своём произведении
"Миф о Сизифе" Камю обращается
к мифологическому персонажу
Сизифу, который в наказание за
своё коварство и хитрость был
обречён богами вечно вкатывать
на высокую гору огромный камень. Едва
достигнув вершины, этот камень выпадал
из рук Сизифа, скатывался вниз и
ему приходилось снова
Таким образом, экзистенциалисты показывают в своих работах, что человеку всегда приходится выбирать способ поведения, жизненную позицию. При этом он может принять существующий порядок вещей, приспособиться к нему. Такую жизненную позицию Камю называет конформизмом. Она, по мнению Камю, ведёт к духовной деградации и распаду личности. А применительно к обществу она означает забвение, игнорирование индивидом общечеловеческих проблем, несмотря на их остроту и масштабность. Но возможна и другая жизненная позиция - это бунт - т.е. добровольный и активный протест человека против пороков существующего мира. Бунт - это подлинный способ существования человека. Одна из основных работ Камю называется "Бунтующий человек". Бунт - это восстание человека против собственного рабства, это обретение им чувства собственного достоинства, проявление человеческой свободы. Вся философия экзистенциализма была протестом против конформизма. Она призывала человека занимать активную жизненную позицию, стремиться к осуществлению своих целей, воплощению своих надежд.
Экзистенциалисты поднимают и
разрабатывают ещё одну важную проблему
- отношения свободы и
Экзистенциализм оказал большое влияние на общественную жизнь и духовную культуру ХХ века. Он - один из источников контркультуры на Западе.
2 Типология культуры
Начало [книга стр. 58-59, 65-69] далее продолжение текст ниже
Типология культур А. Тойнби. Неизменные черты родовой природы человека составляют, по мнению А. Тойнби, основу единства истории, просматривающегося в многообразии локальных цивилизаций. К их числу он относит присущие человеку сознание, волю, способность к различению добра и зла, религиозность. Именно религия и задает возможность сплочения людей в истории, их единства в поиске финального смысла бытия.
Цивилизация, избираемая Тойнби
в качестве единицы членения исторического
процесса, отождествляется с состоянием
общества, при котором появляется
творческая элита, свободная от вовлеченности
в воспроизводство материальной
жизни. Принадлежащие к ней
Первоначально Тойнби полагал, что античная история дает единственно уникальный образец, выявляющий все грани процесса, проходимого локальной цивилизацией. Позднее под огнем критики он выдвинул еще две классические модели цивилизационного развития – китайскую и диаспорическую. Хотя эти цивилизационные модели и рассматриваются как дополнение античной, именно она всегда оставалась основой схематизации эволюции локальной цивилизации, проходящей стадии генезиса, роста, «надлома» и падения.
В поздний период своей
деятельности Тойнби подчеркивал, что
тенденция единения различных цивилизаций
преобладает над
Современная типология имеет следующую структуру:
- первобытная культура;
- традиционная культура (древняя и средневековая);
- рациональная культура
(классическая, нового времени, модернистская,
- глобальная культура (неклассическая, постнеклассическая, постмодернистская).
Заключение
В процессе выполнения работы ознакомились с основными понятиями, основоположниками направлений в культурологии, типологиями культур Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, экзистенциальной концепцией культуры.