Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе рассматриваются следующие темы:
- экзистенциальная концепция культуры;
- типология культуры.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 19.13 Кб (Скачать)

Введение

 

Культура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти  пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней. Однако современная наука использует данное понятие в нескольких аспектах. Так, антропологи используют понятие культуры в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает «цементирующим» воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества. Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что культура обеспечивает интеграцию и целеполагание (постановку целей перед социальной системой).

Таким образом, понятие культуры в широком смысле можно определить, как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результат его использования. Это понятие отражает объект, которые включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано, делается и будет сделано человеком в будущем. В более узком смысле, культура представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей данного общества в данный отрезок времени.

В контрольной работе рассматриваются  следующие темы:

- экзистенциальная концепция  культуры;

- типология культуры.

 

1 Экзистенциальная концепция культуры

Экзистенциализм - это философия  существования. Она получила распространение  в ряде стран Западной Европы - Германии, Франции, Италии в 30 - 60-е годы. Классики экзистенциализма - это немецкие философы М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969), французские мыслители - Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973).

Экзистенциализм существовал как  в религиозной, так и атеистической  формах. Многие экзистенциалисты известны не только как философы, но и как  видные представители современной  литературы и театра. Камю и Сартр - лауреаты Нобелевской премии в  области литературы 1957 и 1964 годов. Романы, рассказы, драмы этих писателей - это  художественное выражение их философских  идей.

Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких социальных и  политических потрясений в современную  эпоху. Иногда экзистенциализм называют "философией кризиса", которая  выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в  бесчеловечный социальный мир. В центре внимания экзистенциалистов оказались вопросы отчуждения человека в обществе, смысла жизни, свободы и ответственности. Центральное место в философии экзистенциализма занимает понятие "существование". На французском языке это слово звучит как экзистенция, отсюда и пошло название этого философского течения.

Экзистенция - это духовный мир человека, поток его переживаний, чувств, мыслей. Это переживание человеком своего бытия в мире.

И среди этих переживаний, настроений у человека преобладают чувства  тоски, тревоги, одиночества, разочарования, страха, паники, отчаяния, ужаса. Экзистенциалисты делают акцент на негативных эмоционально-психологических состояниях человека. Эти негативные эмоции возникают у человека в безысходных, трагических ситуациях. Экзистенциалисты называют их пограничными (это ситуации на грани между жизнью и смертью, бытием и небытием). Отрицательные эмоции, настроения отражают истинный смысл бытия, действительное положение человека в обществе. Что касается положительных, приятных эмоций (радости, удовлетворённости, восторга), они всегда более или менее поддельны, фальшивы.

Человек предстаёт в философии  экзистенциализма как существо страдающее. "Жизнь есть боль" - считают  экзистенциалисты.

Человек одинок в этом мире, ему  неоткуда ждать поддержки и помощи. Таким образом, один из основных мотивов  в философии экзистенциализма - это мотив трагического существования человека в современном мире.

В философии экзистенциализма существует ещё один, очень важный мотив. Несмотря на трагичность существования человека в мире, он должен решать проблему выбора своего жизненного пути. Экзистенциалисты отстаивают положение об открытости человека, о том, что человек - это  проект, который им самим конструируется. "Человек сам себя выбирает" - пишет Сартр. Его жизнь - самоопределение, а не предопределение. И ничто - ни природные, ни социальные, ни божественные силы - не предрешают мышление и поведение  человека. Основной постулат этики  экзистенциализма состоит в том, что человек совершенно свободен в своей внутренней жизни, и от этой абсолютной свободы, как парадоксально выразился Сартр, ему не спастись. Свобода человека безгранична, во-первых, потому, что неисчерпаем духовный мир человека; во-вторых, человек не завершён как личность, он всегда пребывает в поиске.

Экзистенциалисты считают, что  свобода выбора существует даже в  самых трагических, казалось бы, фатальных  ситуациях. В своём произведении "Миф о Сизифе" Камю обращается к мифологическому персонажу  Сизифу, который в наказание за своё коварство и хитрость был  обречён богами вечно вкатывать  на высокую гору огромный камень. Едва достигнув вершины, этот камень выпадал  из рук Сизифа, скатывался вниз и  ему приходилось снова повторять  свой тяжкий труд. Нечто подобное происходит и в жизни каждого отдельного человека. Камю призывал увидеть в  образе Сизифа символ жизненного упорства и несгибаемости, желание не покориться своей судьбе. И в годы фашистской оккупации Франции "Миф о Сизифе" воспринимался как призыв к борьбе, к противостоянию фашистскому режиму, к выработке активной жизненной  позиции. Сартр и Камю сами были активными  участниками движения Сопротивления.

Таким образом, экзистенциалисты показывают в своих работах, что человеку всегда приходится выбирать способ поведения, жизненную позицию. При этом он может принять существующий порядок вещей, приспособиться к нему. Такую жизненную позицию Камю называет конформизмом. Она, по мнению Камю, ведёт к духовной деградации и распаду личности. А применительно к обществу она означает забвение, игнорирование индивидом общечеловеческих проблем, несмотря на их остроту и масштабность. Но возможна и другая жизненная позиция - это бунт - т.е. добровольный и активный протест человека против пороков существующего мира. Бунт - это подлинный способ существования человека. Одна из основных работ Камю называется "Бунтующий человек". Бунт - это восстание человека против собственного рабства, это обретение им чувства собственного достоинства, проявление человеческой свободы. Вся философия экзистенциализма была протестом против конформизма. Она призывала человека занимать активную жизненную позицию, стремиться к осуществлению своих целей, воплощению своих надежд.

Экзистенциалисты поднимают и  разрабатывают ещё одну важную проблему - отношения свободы и ответственности. Они считают, что свободный человек несёт ответственность за всё совершённое им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины за всё совершающееся вокруг него - это чувство свободного человека.

Экзистенциализм оказал большое влияние  на общественную жизнь и духовную культуру ХХ века. Он - один из источников контркультуры на Западе.

 

2 Типология культуры

Начало [книга стр. 58-59, 65-69] далее продолжение текст ниже

 

Типология культур А. Тойнби. Неизменные черты родовой природы  человека составляют, по мнению А. Тойнби, основу единства истории, просматривающегося в многообразии локальных цивилизаций. К их числу он относит присущие человеку сознание, волю, способность  к различению добра и зла, религиозность. Именно религия и задает возможность  сплочения людей в истории, их единства в поиске финального смысла бытия.

Цивилизация, избираемая Тойнби в качестве единицы членения исторического  процесса, отождествляется с состоянием общества, при котором появляется творческая элита, свободная от вовлеченности  в воспроизводство материальной жизни. Принадлежащие к ней администраторы, профессиональные солдаты и священники наделены даром мистического порыва, ведущего к универсализации всемирно-исторического  процесса. Именно они создают неповторимый духовный облик каждой цивилизации, находящий воплощение в ее символах. Тойнби говорит о существовании  в истории 36 цивилизаций, среди которых  им, прежде всего, выделяются получившие полное развитие и неудавшиеся (несторианская  христианская, монофизитская христианская, дальне-западная христианская и др.). Цивилизации, получившие полное развитие, он подразделяет на независимые и сателитов. Первые, в свою очередь, делятся на цивилизации, не связанные с другими (среднеамериканская, андская), цивилизации, не являющиеся производными от других (шумеро-аккадская, египетская, эгейская и др.); цивилизации, порожденные иными (сирийская, африканская, православно-христианская, западная и др.).

Первоначально Тойнби полагал, что античная история дает единственно  уникальный образец, выявляющий все  грани процесса, проходимого локальной  цивилизацией. Позднее под огнем  критики он выдвинул еще две классические модели цивилизационного развития –  китайскую и диаспорическую. Хотя эти цивилизационные модели и рассматриваются как дополнение античной, именно она всегда оставалась основой схематизации эволюции локальной цивилизации, проходящей стадии генезиса, роста, «надлома» и падения.

В поздний период своей  деятельности Тойнби подчеркивал, что  тенденция единения различных цивилизаций  преобладает над изоляционистской. Она проявляется не только в их сосуществовании, культурном обмене и  порождении родственных цивилизаций, но и в феномене ренессансов, воскрешении  традиций, забытых ценностей в  новом историческом контексте. Объединительная  тенденция в истории человечества во многом связана с религиями, именуемыми «высшими». Относя к ним зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство и ислам, он особенно высоко оценивает роль трех последних мировых религий.

Современная типология имеет  следующую структуру:

- первобытная культура;

- традиционная культура (древняя и средневековая);

- рациональная культура (классическая, нового времени, модернистская,  современная, массовая);

- глобальная культура (неклассическая, постнеклассическая, постмодернистская).

 

Заключение

В процессе выполнения работы ознакомились с основными понятиями, основоположниками направлений в культурологии, типологиями культур Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, экзистенциальной концепцией культуры.


Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"