Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

1. Раскройте вопрос: учение Альберта Швейцера (1875-1965) о культуре.
2. Раскройте вопрос, приведите примеры: доминирующая культура.
3. Дороманское искусство Средневековой Европы (V-Х вв.). Определите временные рамки, географическое положение, духовную и материальную составляющие. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?
4. Раскройте вопрос: ментальность русской культуры.

Файлы: 1 файл

Kulturologia_Moy_26_variant.docx

— 25.66 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Иркутский государственный технический  университет»

Заочно-вечерний факультет

Кафедра общеобразовательных  дисциплин

 

 

Контрольная работа

по культурологи

 

Студент:______________ФИО

Группа,№ зачетной книжки

_______________________

                                                                    Проверил:

Преподаватель:________ФИО

Должность ________________

Оценка:______________

 

Иркутск, год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант контрольной работы № 26

1. Раскройте вопрос: учение Альберта Швейцера (1875-1965) о культуре.

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: доминирующая культура.

3. Дороманское искусство Средневековой Европы (V-Х вв.). Определите временные рамки, географическое положение, духовную и материальную составляющие. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: ментальность русской культуры.

 

  1. Учение Альберта Швейцера (1875-1965) о культуре

 

     Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель, философ, гуманист, теолог, музыковед, врач, естествоиспытатель, лауреат Нобелевской премии - не создал стройную концепцию культуры, однако среди множества имен, без которых просто невозможно представить себе развитие современной культурологической мысли, его имя занимает почетное место. Швейцер был не только одним из ярчайших интеллектуалов сер.20в, но и величайшим гуманистом, отдавшим всю свою жизнь служению человечеству.

 

     В своем известном  труде "Культура и этика"  Швейцер характеризует современную западную культуру, как культуру, в которой исчезли этические нормы, а гуманизм заменен принципом технической целесообразности и материальной эффективности. Показателем же зрелости культуры он считает степень развития гуманизма, достигнутого обществом. По мнению Швейцера научно-технический прогресс опережает духовный.

 

     Философ подвергает  всесторонней критике западную  культуру: человек в ней потерял  этические ориентиры ("патологически  нарушается высшее чувство ориентирования"), общество "поглотило" человека, он превратился в "несвободное,  несамостоятельное, бездумное, лишенное  чувство гуманности существо", "люди страдают от безработицы,  нищеты и голода". В своей  критике современной культуры  Швейцер солидаризируется со многими уже рассмотренными мыслителями.

 

     Швейцер разрабатывает оригинальное учение, в центре которого - идея спасения гибнущей культуры. Спасти современную культуру, убежден философ, должно этическое обновление человечества, осознание им идеи, что не технический прогресс, а моральный должен стать целью культурного развития. Культура, считает Шпенглер, становится духовной только тогда, когда "индивиды и всевозможные сообщества соизмеряют свои желания с материальным или духовным благом целого" *. Иными словами, в своем поведении человек обязан руководствоваться принципом - частные интересы должны учитывать общие, "соразмеряться" с ними.

 

     В целях спасения  культуры Швейцер выдвигает требование преклонения, благоговения перед жизнью. Основой новой культуры должно стать этическое обновление человечества, разработка норм универсальной человеческой этики. Главной задачей этического обновления обязано стать осознанное желание сохранять и совершенствовать всякую жизнь.

 

     В своем учении  о культуре Швейцер исходил из веры в божественное происхождение человеческого духа. Таким образом, принцип благоговения перед жизнью был выработан им на основе веры в святость жизни, как совершенного творения Создателя.

 

     Поскольку критерием развития культуры у Швейцера выступает уровень развития гуманизма, он делит культуры на этические и неэтические (последние, как антигуманные, не могут претендовать на то, чтобы считаться культурами). Понятие же цивилизации Швейцер считает умозрительной, надуманной схемой.

 

     Швейцера часто обвиняют в абстрактном гуманизме, однако его идеи - утверждение этической концепции культуры, которая должна придти на смену существующей антигуманной, требование этического обновления человечества, задача выработки норм всечеловеческой этики протест против прогрессирующей дегуманизации - позволяют открыть новые грани решения острейших проблем современной цивилизации.

 

     Таковы наиболее  крупные школы и выдающиеся  концепции, оказавшие значительное  влияние на разработку всей  проблематики культорологии и определившие последующее развитие культурологической мысли. Думается, что непредвзятость анализа, ненавязывание "правильных" идей и направлений, отсутствие чрезмерного критицизма позволит студентам самостоятельно воспринять те или иные мысли культурологов позитивно или негативно, что неизбежно натолкнет на индивидуальный поиск, даст материалы для самостоятельных размышлений.

 

  1. Доминирующая культура. Виды

 

Доминирующая культура —  совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и  религии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает  господства путём контроля социальных институтов, таких как учебные  заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс  и бизнес.

 

Доминирующая культура может  быть национальной или этнической в  зависимости от сложности организации  данного общества и количества населения  страны. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определённые культурные комплексы, характерные только для этих групп, такие группы называют субкультурами.

 

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные  комплексы ценностей социальных групп начинают претендовать на универсальность  и противопоставлять себя фундаментальным  принципам, доминирующим в культуре. В этом случае можно говорить о  феномене контркультуры. Значение контркультуры  для доминирующей культуры неоднозначно: с одной стороны протест против существующих норм может привести к  ослаблению или исчезновению некоторых  элементов культуры, с другой —  изменения, происходящие в доминирующей культуре приводят к её трансформации и обновлению.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно  обыденной жизнедеятельности, быта. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Виды:

Этническая культура - это  культура людей, связанных между  собой общностью происхождения (кровным  родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Территориальная  ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком  социальном пространстве (племя, община, этническая группа) - одно из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения  в поколение на семейном или соседском  уровне.

 

Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Структура национальной культуры сложнее этнической. А поскольку  нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может  не быть у этнической культуры. Более  того, последняя входит в состав национальной. В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Необходимым условием появления национальной культуры считается новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, рождением литературного языка и национальной литературы.

 

  1. Дороманское искусство Средневековой Европы (V-Х вв.). Определите временные рамки, географическое положение, духовную и материальную составляющие. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

 

 

Дороманское искусство значительно меньше связано с античностью, чем раннехристианское. В эпоху франкской династии Меровингов (486—751) на территории Галлии, в центральных областях Рейна на руинах античности: римских крепостей, цирков, базилик в смеси с готскими шатрами — возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила. Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства. Так, не умея рассчитать купол, строители гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (около 530 г.), о которой уже вскользь упоминалось, создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола. Христианизация Европы ведет к интенсивному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но трансепт отодвинут от апсиды к западу, придавая плану церкви форму латинского креста, что было вызвано усложнением богослужения и увеличением количества духовных лиц, занятых в отправлении службы. Полностью в базиликах исчезает атриум, наследие античности, ранее отдельно стоящая колокольня сливается со зданием и часто помещается на перекрестье нефа и трансепта. Встречается и храм типа ротонды. Нередко используются старые античные колонны разных ордеров — вперемешку.

 

 От VI—VIII вв. сохранились  произведения прикладного искусства  — ювелирные изделия, утварь  бытовая, чаще церковная. Яркие  краски и драгоценные материалы  — характерные черты произведений  искусства раннего средневековья.  Этот период —царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь —украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц. Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Переписывание книг было трудным делом, этим занимались в основном монахи в специальных мастерских — скрипториях. Особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей.

 

 Французские рукописи  в основном украшены изоморфическими инициалами: заглавной буквой в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животного. На полях часты рисунки христанских символов: крест, голубь и т. д. Англо-ирландские рукописи заполняет плетенка, мотивы которой восходят еще к дохристианскому времени, когда они имели магическое значение. Встречаются фигуры Христа, святых, но они всегда геометризированных форм, в обрамлении все той же излюбленной плетенки. Животные при всей стилизации сохраняют удивительную жизненность, правдоподобие. Монументальная живопись и скульптура в VI—VIII вв. развития не получили. В сохранившейся же резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще же это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями (резьба деревянных украшений корабля, найденного в Озеберге около Осло, IX—Х вв.).

 

 Но в дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII —первая половина IX в.) —по имени императора франков Карла Великого (768—814), объединившего огромные земли современной Франции, Германии, Италии, Испании и с 800 г. короновавшегося как император римлян. Походы на Рим, завоевание Равенны, конечно, познакомили франков с искусством Древнего Рима и с раннехристианским искусством. Возникли произведения искусства, носящие несомненные следы влияния античности или, лучше сказать, подражания античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, около 796—805 гг.) —по примеру церкви св. Виталия в Равенне (VI в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха (начало VI в.).

 

 При Карле Великом  особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика с ризницей при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке, иногда резные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой. Монументальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. Это фрески церкви св. Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположении сюжетов: «Христос в славе» и «Вознесение» помещались в апсиде; на стенах нефов — сцены из Священного Писания, на западной стене — «Страшный суд». Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Экспрессивность же, напряженность повествования — это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.

 

  1. Ментальность русской культуры

 

  Русский характер –  это сплошная завеса тайн, которую  образует, в духовном понимании,  ментальность. По научной терминологии  мы называем свои психологические  установки, основные стереотипы  мышления и прочие модели поведения  ментальностью. В быту определение  всех этих черт получило название национального характера, т.е. отличительных черт твоей национальности от других. Прежде чем подойти к изучению менталитета, разумно будет дать определение изучаемого нами объекта.

 

Национальным менталитетом культуры называются такие глубинные  структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Как  правило, черты, характеризующие ментальностью  той или иной культуры, в отличие  от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных культуротворческих факторов, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе историй, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в "серебряный век", и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"