Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

1. Предмет и методы культурологи. Подразделы культурологии.
Развитие культуры порождает новые ее формы, которые интегрируются, встраиваются в существующие культурные системы. Также происходит адаптация прежних состояний к новым условиям, наконец, видоизменение того, что на протяжении длительного времени было относимо к традиции.
2. Первобытная культура: черты, особенности.
Все начинается с архаики (греч. — древний), с тех первых шагов, которые делает человечество на пути культурного развития.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Все начинается с архаики (греч. — древний), с тех первых шагов, которые делает человечество на пути культурного развития. Следует подчеркнуть, что архаичная, или первобытная, культура выглядит таковой только для нас, для людей, принадлежащих современности. Она предстает в наших глазах весьма примитивной, и нам начинает казаться, что в те давно прошедшие времена люди в организации своей жизни еще чего-то не додумали, не рассчитали и не поняли.

Однако первобытная культура не нуждается ни в похвалах, ни в осуждении: в период своего расцвета она была данностью и не могла быть подвергнута какого-либо рода критике. Понимание этого обстоятельства весьма важно. Поэтому «примитивность» здесь желательно понимать как «особенность».

Своеобразной  чертой поведения людей этого  далекого времени являлось, например, то, что в примитивных культурах  плохо различали наличествующее и воображаемое. Люди верили в «слово» и вымысел расценивали как реальность. Так что в указанном плане она была более «буквальна», чем культура нашего времени. Во многих случаях такая «чувственность» мысли играла положительную роль. Например, «заклинание зверя» перед грядущей охотой на него.

Но такой  «буквализм» оказывался иногда опасным  для самой жизни людей. Современный этнограф-теоретик рассказывает о трагической судьбе одного из племен Северо-Восточной Бразилии. В 1950 г., через несколько лет как их открыли, «урубу» заразились корью. Возникла эпидемия.

Ученый знакомит читателя с описанием этой эпидемии, которое оставил один из ее очевидцев. «Первую деревню мы нашли покинутой. Все жители ушли из нее, так как были убеждены, что этим способом они избавятся (уйдут!!) от болезни, которая, по их представлениям, напала (!!) на селение.

Жителей этой деревни мы нашли в лесу. Почти все они стали жертвами болезни. Истощенные, дрожащие в лихорадке, лежали они под проливным дождем. Дети ползали по земле, пытаясь сохранить огонь в надежде согреться. У них не было даже воды, и они умирали не от болезни, но от голода и жажды».

Существуют  ли такие («буквалистские!») связи и  отношения внутри современной культуры? Да, но они не буквальны. Они —  всегда метафора (то есть перенос значений). Тем не менее еще до недавнего  времени ученые вели споры: связан ли акустический облик слова с тем, что оно обозначает? С первого взгляда может показаться, что это так: «жук» — он жужжит. Но возможен и другой пример: в русском языке слово «яма» указывает на значительное углубление в земле а в Японии слово «яма» — это гора («Фудзи-яма»).

Вера в то, что «обозначающее» должно быть сходно с «обозначаемым», произрастает из архаики. Когда-то человек давал имена предметам, и они соответственно становились их символами (эмоциональными «двойниками»). Потому-то древние люди (о чем свидетельствуют наблюдения этнографов) не различали символ и вещь. Слово-имя начинало жить самостоятельной жизнью. Так и наши современники подчас опасаются говорить вслух об опасностях и болезнях, боясь, что слова могут «притянуть» к себе соответствующие события.

К началу XIX в., когда, казалось бы, все человечество шло  по пути прогресса, первобытная культура не растворилась в океане времени. В  наступившем XXI в., веке рассудочности  и едва ли не безграничных технических возможностей, архаика находится подле нас, хотя нам не всегда хочется признаваться в этом. Тысячи лет архаической культуры не могли исчезнуть бесследно.

Так, одним из ее элементов, дошедших до наших дней, является «культ предков». Древние  люди не могли поверить в смерть, они считали, что умершие живут где-то рядом с ними, наблюдают и комментируют их поступки. Отсюда ритуалы и обряды, дошедшие до наших дней, призывы живущих к соответствующему поведению с мотивирующей ссылкой на героев и достойных людей минувшего исторического времени. Как если бы они (кого уже нет!) лицезрели тех, кто продолжает жить.

Существуют  также бесчисленные приметы (архаичного) прошлого: амулет в реактивном самолете, татуировка, боязнь темноты, привидений и пр. При этом чем актуальнее и даже опаснее (для человека) жизненная ситуация, тем заметнее проявление черт архаики в поведении людей.

Рождение, наступление  зрелости, брак, болезнь, смерть, похороны — во всех этих ритуалах, иногда вполне видимо, а иногда неявно, присутствует культурная архаика. Это хорошо различимо, когда вполне современные люди ведут войны. Все вместе они клянутся убить врага и тем вводят себя в состояние «социального гипноза», известного еще с первобытности. Еще раз напомним, что люди доисторического времени относились к символу как к вещи. Символы жили в воображении людей в тесном единении с тем, что было ими обозначено.

Животное, растение, неодушевленный предмет — все  они в пространстве мысли получали четко обозначенное словом место. «"Каждая сакральная вещь должна быть на своем месте", — глубокомысленно

заметил один туземный мыслитель», — не без иронии цитирует работу

своего коллеги  Леви-Строс.

Исторически очень  медленно начала формироваться реальность нового типа — духовная культура.

В первобытной культуре люди верили в  «слово» и вымысел расценивали как реальность. Так что в указанном плане она была более «буквальна», чем культура нашего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. «Культурология» Ю. И. Романов.
  2. Лекции по культурологии.



Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"