Консерватизм и неоконсерватизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:29, реферат

Краткое описание

Идеологии стали зарождаться в XIV веке, в период Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рацио-нальная система представлений о мире. Существовавшее прежде религиозное мировоззрение обосновывало общественную жизнь, политический порядок в терминах трансцендентных, т. е. потусторонних и не доступных человеческому познанию абсолютных значимостей («Бог», «душа», «бессмертие», «судьба»).

Оглавление

• Введение
• Возникновение консерватизма
• Сущность консерватизма и его основные положения
• Модернизация консерватизма в ХХ веке
• Предпосылки неоконсерватизма и его зарождение
• Общие положение неоконсерватизма
• Заключение

Файлы: 1 файл

Консерватизм и Неоконсерватизм.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

    • Введение
    • Возникновение консерватизма
    • Сущность консерватизма и его основные положения
    • Модернизация консерватизма в ХХ веке
    • Предпосылки неоконсерватизма и его зарождение
    • Общие положение неоконсерватизма
    • Заключение

 

 

 

 

 

Введение.

Идеологии стали зарождаться в XIV веке, в период Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рациональная система представлений о мире. Существовавшее прежде религиозное мировоззрение обосновывало общественную жизнь, политический порядок в терминах трансцендентных, т. е. потусторонних и не доступных человеческому познанию абсолютных значимостей («Бог», «душа», «бессмертие», «судьба»). Смысл человеческой деятельности задавался религиозными ценностями, которые претендовали на тотальную значимость. Регулируя общественные взаимосвязи и повседневные взаимодействия индивидов, они выступали в качестве мощной охранительной и сдерживающей силы, лежащей в основе традиционного общества. Также их роль и значение оказывались возможными в условиях полной зависимости индивида от сил природы и общественных связей (общины, рода, племени).

Развитие общественного разделения труда и связанный с ним процесс становления автономной личности привели к высвобождению политической и культурной систем из зависимости от религиозной картины мира. Процесс обмирщения (от слов «мир» - «земля», «мирской» - «земной») культурной сферы привел к тому, что политика перестала быть прерогативой церковной власти, перейдя в разряд светских дел. Такая смена породила состояние социальной аномии, для выхода из которого потребовалось создание новых идеалов и смыслов. Такие новые смыслы, призванные обосновать способность человека к разумной организации общественного порядка, и начали выдвигать политические идеологии. Они предлагали новые, земные идеалы, способные интегрировать и ориентировать индивидов. В числе первых появилась идея о приоритете ценностей свободы, собственности и права индивида на жизнь, выдвинутая либеральными мыслителями. В ответ на это и сформировалась консервативная идеология, которую мы подробно рассмотрим в данной работе.

Возникновение консерватизма.

Термин  «консерватизм» ( фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) означает политическую идеалогию, основанную на сохранении обществом традиционных ценностей, государственного и общественного порядка, социальных и политических институтов и религиозных верований.

Консерватизм возник как реакция на Великую Французскую  революцию 1789—1794 гг. Многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма, сформировали в умах французской аристократии мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков . Впервые термин «консерватизм» был введен в обиход французским писателем Франсуа Шатобрианом (1768-1848), основавшим журнал «Консерватор», который выражал взгляды сторонников политической и религиозной реставрации в послереволюционной Франции.

Первоосновой консервативной идеологии можно считать традиционализм - сторону общественного сознания, связанную с естественным стремлением человека стабилизировать, сохранить, укрепить существующий социальный порядок как привычную среду обитания. Ценности традиционализма являлись важнейшей составной частью мировоззрения доиндустриальных общественных систем. Но они проявлялись скорее в качестве определенного умонастроения, стиля поведения. Естественный, "инстинктивный" традиционализм не требовал дополнительной аргументации, системы доказательств. Ситуация изменилась с появлением либерализма - мировоззренческой системы, основанной на идеалах прогресса, отрицания прошлого во имя будущего и провозглашения индивидуальной свободы. Как альтернатива начала формироваться столь же целостная, рационально обоснованная идейно-политическая доктрина, отражающая принципы традиционализма.

Ведущими теоретиками  консерватизма конца XVIII-начала XIX веков  были французские философы Жозеф Местр и Луи Бональд, а также английский политический деятель Эдмунд Бёрк. Их работы заложили основы охранительного, или традиционного консерватизма, а книга Бёрка «Размышления о французской революции», написанная в 1790 году, стала «Библией» консерватизма.

 

Сущность консерватизма  и его основные положения.

По представлению консерваторов, развитие общества есть процесс естественный и стихийный. Социальное творчество заключается не в радикальной ломке общественного порядка во имя рационально избираемых глобальных целей, а в решении ситуативных, текущих задач путем проб и ошибок, накопления позитивного опыта, поиска баланса между прагматичной политикой и базовыми традиционными ценностями. Стабильность, равновесия, преемственность - это основные ориентиры общественной жизни, способные преодолеть влияние прирожденной человеческой греховности, самонадеянности.

Залогом стабильного  существования общества, по мысли  консерваторов, является патриархальное государство. Сама власть божественна по происхождению. Но власть монарха и аристократии определяется не только сакральными, священными полномочиями. Во главе государства находится элита, несущая, прежде всего, особую ответственность за судьбу общества. Это аристократия не только крови, но, прежде всего, духа. Залог их власти - не политическое одобрение народа, а исключительно личные качества, "добродетели", верность традициям, готовность опереться на результаты многовекового естественного отбора институтов и форм экономической, политической, социальной организации общества. Демократия же, с точки зрения консерватизма, это просто организованное насилие большинства над меньшинством. Демократически устроенное государство не объединяет, а разделяет и противопоставляет людей. Оно является результатом искусственного компромисса между эгоистическими притязаниями и не основывается на нравственно-политическом единстве общества. Истинное государство - органическое по своей природе и форме. Оно объединяет не только живущих ныне, но и многие поколения предков и потомков. Это организм со своей судьбой, не делимой на индивидуальные судьбы, общим интересом, не являющимся суммой частных интересов.

На основе всего выше сказанного мы можем сформулировать характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:

1) существует универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией;

2) в силу природной  «греховности» и «неразумности»  людей функции власти должны  быть закреплены за государством (предпочтительный политический режим – монархия);

3) естественное неравенство  людей необходимым образом делит их на управляемых и управляющих, что является основой для правления аристократии;

4) попытки социального  уравнительства с помощью силы  закона бесперспективны;

5) важнейшая роль частной  собственности для достижения  личной свободы и защиты социального порядка;

6) неверие в силу  прогресса, опора на традиционные, проверенные временем способы власти и управления;

7) сфера человеческого  разума ограничена, отсюда вытекает  важность традиций, институтов, символов, ритуалов и даже предрассудков;

8) отношение к конституции  как к проявлению высших принципов,  воплощающих неписаное божественное право, поэтому они не могут произвольно изменяться человеком и другие.

 

Модернизация  консерватизма в ХХ веке.

Изложенные выше основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма, уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность, радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.

В послевоенный период консерватизм был вынужден приспособиться к более тонкому и сложному капиталистическому образу жизни, поэтому возникли новые формы этой идеологии.

К таковым относится  авторитарный консерватизм или консервативный национализм, который отстаивает сильное государство, необходимой для защиты консервативных ценностей. За государством признается право вмешиваться как в экономику, так и в деятельность отдельных институтов, поскольку рынок и личность считаются выражением анархистских начал. Национализм и популизм в значительно большей степени присущи именно данной разновидности. Консервативный национализм придает первенствующее значение национальным традициям, национальному единству и национальной гордости, что работает на укрепление государства.

Следующая разновидность - христианская демократия. Здесь главный  акцент ставится на ценности христианского морального порядка. Христианская демократия одобряет государственное регулирование поведения людей, а концепция органичного общества сохраняет большое влияние.

И наконец, отдельно мы рассмотрим концепцию неоконсерватизма.

 

Предпосылки неоконсерватизма и его зарождение.

Неоконсерватизм является главным идейным течением в политическом пространстве США, возникшим после Второй Мировой войны, которая окончательно ликвидировала политическую самостоятельность Европы и полностью разрушила старый европоцентристский международный порядок. Как следствие, существенной трансформации подверглись и традиционные идеологии, определявшие облик предшествующей эпохи модерна. В 70-е гг. XX в. неоконсерватизм оказывал лишь скрытое воздействие на внутреннюю и внешнюю политику США, а, начиная уже с 80-х гг., неоконсерватизм является де-факто политической идеологией американской властной элиты.

Предпосылки для возникновения  неконсервативной идеологии были заложены после начала «холодной войны». Одним из приоритетов послевоенной деятельности спецслужб США было создание идеологии, способной соперничать с коммунизмом, влияние которого в мире на тот момент было колоссальным. В 1945 г. ЦРУ начало активно вербовать в свои ряды интеллектуалов, в большинстве случаев еврейского происхождения, из которых многие являлись бывшими радикальными социалистами и троцкистами, с целью ведения антикоммунистической деятельности.

Также причиной появления неоконсерватизма является структурный кризис капиталистической экономики и официально неоконсерватизм сформировался в качестве ответа на экономический кризис 1973—1974 гг. и массовые молодежные движения протеста в Западной Европе. Двигателем этой идеалогии стала отколовшаяся от Демократической партии США часть демократов, которые были не согласны с недовольством большинства войной во Вьетнаме и настаивающие на продолжении конфронтации с СССР. К 1980-м годам большинство неоконсерваторов стали членами Республиканской партии, поддержав политику президента Рональда Рейгана по увеличению военных расходов и более жесткому противостоянию СССР. Также неоконсерватизм появился в Великобритании после уверенной победы консерваторов на выборах 1979 года и назначения на пост премьер-министра Маргарет Тэтчер.

 

 

Общие положение  неоконсерватизма.

Основные положения  современной неоконсервативной  программы были изложены Уильямом Кристолом  и Робертом Каганом в 1996 году. Суть их была выражена в следующем: «США призваны осуществлять “гуманную глобальную гегемонию” во всем мире в силу изначального и абсолютного превосходства своих моральных, культурных, социальных и политических ценностей». Эта гегемония должна устанавливаться как такими международными институтами, как Международный валютный фонд и Всемирный банк, так и «с помощью наращивания военного потенциала, укрепления военного превосходства и прямых военных вмешательств» .

Авторы предлагают следующие «три императива»:

1) ежегодное увеличение  военного бюджета на 60 – 80 млрд. долл. с целью поддержания глобальной гегемонии США. Военная мощь США должна в несколько раз превышать любую возможную угрозу со стороны других стран;

2) повышение в обществе  авторитета армии, военных операций США, преодоление разрыва и отчуждения между обществом и армией, увеличение количества резервистов, пропаганда армейской службы как наиболее почетной обязанности гражданина;

3) «моральную ясность»  действий, т.е., не дожидаясь враждебных акций со стороны врагов, активно внедрять во всем мире демократию, рыночную экономику и уважение к свободе.

Таким образом, неоконсерватизм как главное идеологическое течение в политическом пространстве США, несмотря на свое «консервативное» название, представляет собой трансформированный либерализм, новую синтетическую идеологию, возникшую как реакция на просчеты и ошибки классического либерализма.

В мировоззренческом  плане неоконсерватизм выступает  за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется, прежде всего, через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.

В экономической области  неоконсерватизм выступает за ограничение  вмешательства государства в  рыночную экономику. Социальное рыночное хозяйство – вот формула неоконсерваторов. С их точки зрения это наиболее удачная экономическая форма, позволяющая укреплять и расширять класс собственников. Она также лучше всего подходит обычным людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.

В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции – демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность – не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы.

Внешнеполитическая доктрина неоконсерватизма уже в 1970 – 1980-е  гг. в скрытом виде предполагала возможность создания пространства «демократических стран», которые могли бы служить основой для утверждения мирового господства США. Центральным принципом неконсервативного внешнеполитического курса является предельно широкая, глобальная трактовка понятия «национальных интересов» США, которые простираются по всему миру. Любая страна в любой точке планеты, проводящая политику, которая противоречит интересам США, рассматривается как угроза их «национальным интересам», как опасность, которая должна быть ликвидирована любыми средствами.

Информация о работе Консерватизм и неоконсерватизм