Концепция культуры Иоганна Готфрида Гердера

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 07:22, лекция

Краткое описание

Поначалу понятия «культура» и «цивилизация» развивались параллельно. Но в конце XVIII века немецким мыслителем Гердером было сделано нововведение, едва ли не решающее в истории изучения культуры: предметом осмысления стала не культура, а культуры, т.е. допускалась их множественность. Здесь же, в Германии, несколько позже возникает традиция противопоставления терминов «культура» и «цивилизация».

Файлы: 1 файл

концепция.docx

— 19.72 Кб (Скачать)

Концепция культуры И.Г. Гердера

Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.

И.Г. Гердер

Поначалу  понятия  «культура» и «цивилизация»  развивались параллельно. Но в конце XVIII века немецким мыслителем Гердером было сделано нововведение, едва ли не решающее в истории изучения культуры: предметом осмысления стала не культура, а культуры, т.е. допускалась их множественность. Здесь же, в Германии, несколько  позже возникает традиция противопоставления терминов «культура» и «цивилизация».

Согласно  Гердеру, человеческая история берет  свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает егоот животного. Культура истолковывалась им как второе рождение человека. Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала:

— надприродная сущность культуры;

— историческая причина развития данного явления.

Он выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:

— язык;

— государство;

— семейные отношения;

— религию, искусство, науку и т. д.

Согласно  пониманию Гердера, культура «захватывает человека и формирует его голову и ...члены его тела» . Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества.

Гердер  рассматривает общественное развитие в историко- географическом ключе. Он последовательно анализирует группу культурно-исторических'регионов, обращая внимание читателей на природные условия и традиции, населяющих их народов. Среди выделенных Гердером цивилизаций обозначены древние: Китай, Египет, Греция, Рим, а также славянский мир, культура Германии и т. д. В своем исследовании философ утверждает, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой

— представляют его как этап развития человеческой культуры вообще.

Наиболее  обстоятельно Гердер анализирует европейскую  культуру:

— выступая при этом против европоцентристской идеологии;

— подчеркивая  одновременно азиатское происхождение  многих культурных феноменов.

Различные типы культуры, размышляет философ, не должны разделять людей на «просвещенные  и непросвещенные народы». Гердер отмечает, что данное различие — не качественное, а количественное. Поэтому единая цепь культур имеет «...бесчисленные оттенки, цвета меняются с местом и временем» 

«Культура движется вперед, — пишет он в  своих «Идеях к философии истории  человечества», — но совершеннее  от этого не становился; на новом  месте развиваются новые способности; прежние, развившиеся на старом месте, безвозвратно уходят». Согласно Гердеру, история развития культуры крайне изменчива и непостоянна. Культура может состоять из крайне динамичных и статичных отрезков, ей свойственны взлеты, падения и состояния инерции. Философ приходит к выводу о том, что ни одной из культур никогда в истории человечества не было свойственно поступательное прогрессивное развитие.

Культурологические  идеи И.Г. Гердера оказали значительное влияние на становление данной области  гуманитарного знания. Активно используемый философом историзм в исследовании культуры:

— позволил увидеть ее сложную противоречивую сущность;

- явился  попыткой выявить ее подлинные  закономерности; содействовал формированию  методов ее постижения.

 


Информация о работе Концепция культуры Иоганна Готфрида Гердера