Китайская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную, а в бурную эпоху Средневековья многовековые традиции великой китайской культуры не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием.

Файлы: 1 файл

китай.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

В эпоху Хань Китайская империя становится одной из сильнейших в мире. Ее население достигло 60 млн жителей, что составляло 1/5 мирового населения. Современные китайцы называют себя ханьцами.

В этот период Китай переживает настоящий социально-экономический  расцвет. Страна покрывается сетью  дорог, связавших центры провинций  со столицей. Сооружаются многочисленные каналы как дешевые транспортные артерии, что стимулировало торговый обмен.

 

В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии взращивания  с использованием удобрений и  севооборотов. Высокого уровня достигают  ремесла. Особого выделения заслуживает  производство шелка, где Китай обладал  абсолютной монополией. Соседние с траны тщетно пытались раскрыть тайны шелковой технологии. К I в. до н.э. объемы производства шелка достигают огромных размеров. Он становится главным товаром китайского экспорта.

Примерно то же самое можно  сказать о лаковом производстве. Созданный китайцами лак не знал себе равных. Он использовался для покрытия оружия и предметов воинского снаряжения, дерева и тканей, увеличивая срок их сохранности и придавая им прекрасный эстетический вид. Лаковые изделия имели огромный спрос как внутри страны, так и за ее пределами.

Величайшим достижением  Древнего Китая стало изобретение  бумаги (II-I вв. до н.э.), которая вызвала  настоящий переворот во всей культуре. Не меньшее значение имело также  доведенное до совершенства иероглифическое  письмо, воспринятое в Корее, Вьетнаме и Японии.

В художественных ремеслах данного периода утверждаются черты  зрелого и высокого совершенства, которые становятся основными стилистическими  свойствами последующих эпох. В частности, бронзовые сосуды имеют более обтекаемые и простые формы, они утрачивают свой магический смысл. Орнамент уступает место инкрустации разноцветными металлами.

В Цинь-Ханьскую эпоху Китай устанавливает широкие и интенсивные связи с другими государствами. Особую роль в этом играл Великий шелковый путь протяженностью в 7 тыс. км, по которому шли торговые караваны в Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья. Помимо шелка Китай поставлял на международный рынок железо, никель, драгоценные металлы, лаковые, бронзовые, керамические и другие изделия.

 

В Ханьский период складываются благоприятные условия для развития науки. Китайские ученые как бы подводят итоги, систематизируют уже накопленные знания о мире и смело идут дальше. В математике создается трактат «Математика в девяти книгах», где впервые в истории математической науки говорится об отрицательных числах и приводятся правила операций над ними.

В астрологии уточняется и  расширяется карта звездного  неба, на которой отмечается 28 созвездий, делается запись о наблюдении солнечных  пятен, изобретается первый небесный глобус. В медицине составляется каталог  медицинских книг, где перечислены 36 трактатов. содержащих сведения по различным болезням, пишется первый китайский трактат по фармакологии. К этому следует добавить изобретение первого в мире сейсмографа.

Не менее успешно развиваются  гуманитарные науки. В частности, возникают  филология, поэтика, составляются первые словари. Сыма Цянь (145-86 до н.э.) — «отец» китайской истории — создает фундаментальный труд «Исторические записки» (130 томов), в которых не только излагается почти вся древнекитайская история, но и даются сведения по истории соседних стран и народов.

Невиданный подъем переживает художественная культура. В Цинь- Ханьскую эпоху окончательно складываются классические формы традиционной китайской архитектуры, которые сохраняются до наших дней. Высокого уровня достигает градостроительство. Главные центры империи — Лоян и Чань-ань — отличаются четкой планировкой и красотой улиц. Китайские зодчие с успехом строили дома в два-три этажа и более, с многоярусной крышей из цветной черепицы. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая стала Великая китайская стена. Наиболее известный ее участок (750 км) находится недалеко от Пекина, где она имеет ширину 5-8 м и высоту до 10 м. Вся же длина стены со всеми ответвлениями составляет более 6 тыс. км.

Не менее удивительным памятником является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди. Он поражает не только своими грандиозными масштабами, но и содержимым гигантского подземного дворца. Помещения этого дворца заполнены рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных в натуральную величину. Все это глиняное войско насчитывает три тысячи пехотинцев и всадников.

Значительного уровня достигает  скульптурный рельеф. Наиболее интересными  представляются рельефы из Шаньдуна, обнаруженные в погребальном храме знатного рода У, а также каменные рельефы их могильных склепов в Сычуане. На первых изображены сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцены сражений, охоты, приема гостей и т.д. На вторых встречаются сцены из народной жизни — жатва, охота, тяжелый труд в соляных рудниках.

В Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.

Эпоха Хань была временем расцвета литературы, а последние ее десятилетия (196-220 н.э.) — считаются золотым веком китайской поэзии. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства. приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых. Именно так поступал император Уди. создавший при своем дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные песни, творились новые музыкальные произведения.

Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал Сыма Сянжу (179-118 до н.э.). Он воспевал бескрайние просторы и красоты Империи, ее могущество, а также самого «великого человека» — императора Уди.

Наиболее известными произведениями являются ода «Красавица» и песенка  «Удочка», созданная в подражание народным лирическим песням. Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

Наивысшего подъема и  расцвета китайская культура достигнет  позже, в середине века, однако все  необходимые основы и предпосылки  были заложены уже в древнекитайской  цивилизации и культуре. Эпоха  Чжаньго-Цинь-Хань имела для Китая и всей Восточной Азии примерно такое же значение, что и греко-римская культура для Западной Европы.

Музыка

На рубеже нашей эры  появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат  «Юэцзи». В нём отражены представления китайцев о музыке.

Уже в I тыс. до н.э. шёл процесс  формирования слоя профессиональных музыкантов-важнейший этап в развитии музыкальной культуры любой страны. Во II в. до н.э. была создана придворная музыкальная палата Юэфу, в задачи которой входили специальная подготовка музыкантов, а также организация музыкального сопровождения всех церемониалов. Каждый император Китая содержал при дворе штат музыкантов и танцовщиц. Придворная музыкальная палата не только обучала музыкантов и танцоров, но и осуществляла строгое наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство тею. Таким образом, даже эта сфера культуры, менее других поддающаяся регламентации, была в Китае регламентирована и подвластна государству.

 

Концепция счастья в старом Китае

В китайской культуре в  целом отразилось отношение китайцев к жизни и их концепция счастья: они считали, что реальная жизнь-это  и есть по сути единственная жизнь, которую следует ценить и которую надо устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности.[4]

Теоретически счастье  доступно каждому, а практически-очень  немногим и является наградой за терпенье, труд, рвение, способности, важнейшей  из которых была способность соответствовать  своей социальной роли. Если же судьба не была щедрой к человеку, его учили  довольствоваться малым, наслаждаться тем, что у него есть.

Символом счастья в  Древнем Китае была летучая мышь, прежде всего из-за созвучия её названия (фу). Пять летучих мышей означали много счастливых благ, прежде всего долголетие, богатство, здоровье, благонравие и естественную смерть.

Наука

Математика зародилась в  Китае в глубокой древности. За несколько  сот лет до новой эры китайские  математики написали сочинения о  расчётах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н.э. китайцы знали  свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан знаменитый трактат  «Математика в девяти главах», суммирующий  математические знания, накопленные  в Китае за несколько веков. Китайские  учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных  чисел, они знали действия с обыкновенными  дробями, которые умели сокращать, решали задачи на проценты, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

Развивалась астрономия. Уже  во II тыс. до н.э. древние жители Китая  делили год на 12 месяцев, месяц-на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения и дали названия 28 созвездиям, которые к  тому времени они выделили из множества  звёзд. В IV в. до н.э. ими был составлен  первый в мировой истории звёздный каталог на 800 светил. Тогда же ими  были написаны две самые первые книги  по астрономии, впоследствии сведённые  в одно сочинение. В этих книгах имелись  карты звёздного неба, составленные впервые астрономом Чжан Хэн, жившим во II в. н.э. Он же впервые создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Значительный вклад в  мировую медицину внесли китайские  врачи. Одним из самых крупных  достижений китайских лекарей стало  изобретение наркотиков-уже в I тыс. до н.э. их широко применяли в лечебной практике. Самая ранняя из книг о лекарственных средствах была составлена во II в. до н.э. Авторство её приписывают императору Шэнь Нунцу, которого считают основателем китайской фармакологии. Китайские врачи также были лидерами в применении иглоукалывания и прижигания.

Из технических изобретений  следует назвать магнитный прибор-предшественник компаса, который появился на свет в III в. до н.э., водяную мельницу, изобретённую на рубеже новой эры, созданную тогда  же водоподъёмную машину-насос, поднимающую  воду на поверхность земли. Кроме  того, именно китайцами был сконструирован первый в мире сейсмограф.

Письменность

Современные представления  о жизни Древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из которых  были составлены в самые разные периоды  китайской истории. Известно, что  уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывавшая более 2000 иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры. Введённое в это время единообразное для всей страны письмо впоследствии и легло в основу современной китайской письменности.[2]

Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках царапающей палочкой к письму не шёлке натуральными красками специальной кисточкой, изобретение  которой приписывают Мын Тяню. Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н.э. Её варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь. Примерно тогда же была создана тушь.

 

 

Заключение

 

Особенностью духовной жизни  Древнего Китая было наличие в  ней конфуцианства и даосизма, а также буддизма, возникшего в  Индии. Китайская иероглифическая  письменность, возникшая во II тыс. до н.э., сохраняется до сих пор и  в современном мире остаётся единственной иероглифической письменностью. Дошли  до наших времён и такие литературные произведения, как «Книга песен» и  «Книга перемен». В Древнем Китае  знали более 20 музыкальных инструментов. Получило развитие театральное искусство, акробатика, театр кукол и теней.

 

Жители Древнего Китая  создали интересную культуру, оказавшую  сильное влияние на культуру других народов Дальнего Востока. Жители же Средневекового Китая развивали  эту культуру, внося в неё различные  новшества и изменения, тем самым, сделав Китай самой обособленной цивилизацией в мире. Поэтому культура китайского народа внесла значительный вклад и в мировую культуру.

 

Литература

 

1.      Культурология:  История мировой культуры.  /  Под ред. проф. А.Н.Марковой.-М.:ЮНИТИ,1998.

2.       История  мировых цивилизаций / Хачатурян В.М.-М.:Дрофа,1996.

3.      Некоторые  особенности системы мышления, поведения  и психологии в традиционном  Китае /  Васильев Л.С.-М., 1976.

4.      Энциклопедия  символов: Пер. с нем. /  Бидерман Г.–М.:Республика,1996.

5.      Культурология. / Под ред. Радугина А.А. -М.: Центр 1996.

6.      История  и культура Китая.-М.:Наука, 1976.


Информация о работе Китайская культура