Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:52, реферат
Фактически первоначальное значение завоеваний было не религиозным, но экономическим и политическим; завоевания помогли недавно объединенным арабским племенам сохранить порыв, т.е. остаться политически и экономически единой общиной. Религиозная вера была, безусловно, самым важным элементом, объединившим различные арабские племена в том величественном, но и рискованном предприятии, на которое они решились.
Как распространялся
ислам
существует старый
миф о том, что великие арабские
завоевания распространили ислам огнем
и мечом на всем Ближнем Востоке
и в Северной Африке. Фактически
первоначальное значение завоеваний было
не религиозным, но экономическим и
политическим; завоевания помогли недавно
объединенным арабским племенам сохранить
порыв, т.е. остаться политически и
экономически единой общиной. Религиозная
вера была, безусловно, самым важным
элементом, объединившим различные
арабские племена в том величественном,
но и рискованном предприятии, на
которое они решились. Однако в
пору ранних завоеваний между арабами-мусульманами
и покоренными народами существовала
отчетливая грань. Только со временем
неарабы приняли ислам. Причин тому было
множество, и не последняя из них — стремление
получить свою долю благ исламской империи.
Христиане, иудеи и другие религиозные
общины, также имеющие Писание, — Коран
называет их «людьми Книги» — получали
статус «покровительствуемых» и должны
были платить подушный налог. Налог взимался
на нужды защиты и администрации. Мусульмане
были освобождены от него, так как они
были обязаны платить религиозный налог,
Закат, т.е. отдавать определенную часть
принадлежащего им имущества. В пределах
Аравии, в частности, обращению в ислам
насильно подвергались идолопоклонники,
но не люди Книги. Подвигнутые на это скорее
национальной гордостью, даже фанатизмом,
чем страхом перед уничтожением, язычники-арабы
становились паствой ислама. Это мощное
групповое чувство, называвшееся асабийа,
было известно задолго до появления ислама.
Но только с Мухаммадом и Кораном появляются
вера и чувство принадлежности к некоей
целостности, достаточно сильные для того,
чтобы преодолеть родовой и региональный
партикуляризм и сплотить арабов в единый
народ, в подлинную «Арабскую Общину»
(Умма Арабийа).
На всем Ближнем
Востоке и в Северной Африке обращение
в ислам было, как правило, добровольным,
однако бывали времена, когда немусульмане
переживали гонения, дискриминацию и другие
унижения. Постепенно сила и размеры христианских
общин тех стран, где они были весьма влиятельны
до прихода ислама, заметно сократились.
В Африку южнее Сахары ислам проник через
Эфиопию и Судан на востоке и через берберские
регионы Северной Африки на западе. Немалое
значение в распространении ислама имела
торговля, как, впрочем, и военная экспансия.
На Индийском субконтиненте мусульманское
вооруженное вторжение с самого раннего
времени играло важную роль в распространении
ислама и обращении индусов. Однако при
этом не обязательно использовалась сила.
Приток переселенцев с северо-запада укрепил
мусульманскую прослойку, расширению
которой способствовало также обращение
в ислам индусов. Юго-Восточная Азия, территория
современной Малайзии, южные Филиппины,
Индонезия и Бруней начали свое обращение
в ислам по меньшей мере с XII—XIII вв., когда
Марко Поло, путешествовавший по Северной
Суматре, сообщал о существовании там
мусульманских городов. С Суматры ислам
через Малаккский пролив проник на полуостров
Малакка, а затем достиг северного побережья
Явы. Купцы и торговцы, приверженные к
мистическому исламу, сыграли особенно
выдающуюся роль в мирном распространении
ислама на малайско-индонезийском архипелаге,
и сегодня половина Малайзии, практически
весь Бруней и 90% Индонезии исповедуют
ислам. Крупные мусульманские общины существуют
также на юге Филиппин и Таиланда.
В нашем столетии
проповедническая активность исламских
миссионеров и миграция мусульман
со Среднего Востока и Южной Азии
(в первую очередь) принесли ислам
в Западную Европу и на Американский
континент.