Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:36, реферат
осле окончания Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы. Под эпохой Средних веков настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического продвижения вперед. Неуклонно наступала эпоха Возрождения, Ренессанса.
Ослабление, а то и - подрыв господства церкви в политической жизни народов Европы самым положительным образом сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни народов Европы. Мы отставим в сторону детали и анализ социального и исторического аспектов периода Возрождения. Нас сейчас интересует, прежде всего, культурная жизнь европейских народов, в частности и главным образом - развитие и состояние философской мысли.
Целесообразно будет не только сказать, но и подчеркнуть, что в отличие от христианства ислам (мусульманство) воспринял и почти полностью сохранил в себе и в арабской культуре культуру античности. В исламе античная культура нашла свое естественное продолжение и развитие. Именно в этом кроется причина того, что арабы из скопища кочующих племен на протяжении буквально нескольких десятилетий создали могущественную и наиболее высокоразвитую и культурную в то время страну. Датой возникновения ислама считается 622 год, а в 644 году арабы уже владели кроме Аравийского полуострова еще и Сирией, Палестиной, Египтом и Персией. Вплоть до 13 столетия исключительно арабская культура по всем параметрам превосходила культуру христианизованных народов, была образцом для последних. Как не удивительно может показаться, но культура античности вернулась к народам Европы благодаря... арабам.
Вернувшись из четырех крестовых походов (1096-1204) крестоносцы принесли в Европу новую для нее культуру. У арабов рыцари научились правилам аристократического поведения ("куртуазности"); в подражание арабам начали более тщательно следить за своим телом: ходить в бани, пользоваться косметикой; развлекаться чтением, игрой в шахматы... А самое главное - из Византии и, в основном, из Арабского Востока крестоносцы доставили в Европу книги Аристотеля, Платона, Евклида, Пифагора, Эсхила и других выдающихся деятелей античной культуры. Эти книги переводились на латинский язык, изучались, пропагандировались. Именно таким образом, благодаря исламу и крестовым походам в Европе (практически - среди окатоличенных народов) начала возрождаться уничтоженная некогда христианством античная культура да еще с тем довеском, который присоединили к ней арабы. Опираясь на античность, Возрождение по необходимости развивалось как культура и философия, которая противопоставляет себя христианству
Введение………………………………………………..3
Особенности культуры эпохи Возрождения ……….4
Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения…………………………………………….4
Гуманизм ………………………………………………..5
Натурфилософия……………………………………….7
Никколо Макиавелли ………………………………...9
Заключение…………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………….16
Монтень решительным
образом отрицает авторитет Библии,
святых отцов, философов, особенно - Аристотеля,
как "царя философов". Для Монтеня
"Философствовать - значит сомневаться".
Он пишет: "Ну, невозможно высказать
ни одной глупости без того, чтобы его
уже не изрек какой-то философ". "Бог
- противоразумен. Доказать его существование
или выявить его природу - невозможно".
"Все боги, которых выдумали люди, - зловредные,
переполнены заблуждениями и безбожием".
Философ призывает проводить жизнь в спокойствии
и довольстве. Его скептические размышления
над смыслом бессмысленной жизни, о непостоянстве
всего и вся задевают каждого, кто хотя
бы раз задумается над содержанием и предназначением
своей собственной жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самое важное открытие
Ренессанса - открытие человека. В античности
чувство рода не благоприятствовало
развитию индивидуальности. Стоицизм,
выдвигая идею личности и ответственности,
и христианство, настаивая на реальном
существовании души, лежащей вне сферы
и юрисдикции мирской власти, создали
новую концепцию личности. Но социальная
система средневековья, построенная на
статусе и обычае, обескураживала личность,
упирая на значение класса и группы.
Ренессанс пошел
дальше моральных установок стоицизма
и духовной уникальности христианства
и увидел человека во плоти - человека
в его отношениях к себе, к обществу, к
миру. Человек стал вместо Бога центром
Вселенной. Многие страны участвовали
в Ренессансе, но с начала и до конца доля
Италии была наибольшей. Италия никогда
не порывала с античностью, мертвая тяжесть
единообразия не давила ее так, как в других
странах. Здесь кипела общественная жизнь,
невзирая на войны и вторжения, и города-государства
Италии были островками республиканизма
среди моря европейских монархий. Первенство
в международной торговле и финансах сделало
итальянские города богатыми и создало
условия для расцвета наук и искусств.
Деятели Возрождения
сформулировали новые взгляды на
общественную жизнь. Библейские рассказы
о райской жизни Адама и Евы, о жизни
евреев в Земле Обетованной, учение Августина
(Аврелия) о церкви как царстве божьем
на земле уже никого не устраивали. Деятели
Возрождения попытались изобразить нужное
человеку общество без всяких упоминаний
Библии или учения святых отцов. Для них,
деятелей Возрождения, общество - это необходимая
среда жизни человека. Оно не на небе, не
дар божий, а на земле и результат человеческих
усилий. По их мнению, общество, во-первых,
должно строится с учетом природы человека;
во-вторых - для всех людей; в-третьих -
это общество далекого будущего. Наибольшее
влияние на историю философской мысли
и на исторические судьбы европейских
народов оказало учение деятелей Возрождения
на государственное устройство. Это их
учение о монархии и о коммунистическом
строе. Первое из них было идейной основой
утвердившегося позже Абсолютизму, а второе
- способствовало созданию различного
рода коммунистических теорий, в том числе
и марксистского коммунизма.
На этом мы завершаем
обзор необозримой истории
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев П.
В., Панин А. В. Хрестоматия по философии,
учебник - М.: Проспект, 2002.
2. Коротец И.
Д., Штомпель Л. А., Штомпель О.
М. Человек и общество. Философия
- Ростов н/Дону, Феникс, 1996.
3. Спиркин А. Г. Философия, учебник - М.: Гардарики, 2001