Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:30, реферат
До XIV века средневековая Европа – колыбель мировой культуры – являлась рабыней религии в лице всеконтролирующей католической церкви. Средневековые люди не проявляли интереса к человеческой личности, да и самого понятия личности в то время как такового не существовало; богатый внутренний мир людей, их мысли и чувства оставались за гранью допустимо познаваемого. Ведь церковь утверждала, что только Богу подвластен человек, всё контролируется Богом, только ему доступен и никому другому не может быть открыт секрет миросозданья; всё в мире идёт своим чередом; мир таков, какой он есть, ничего в нём нельзя изменить.
Эпоха Возрождения как величайший прогрессивный переворот
Для понимания данной фразы, сказанной Ф. Энгельсом, нам следует разобраться с самим понятием эпохи Возрождения, его временными рамками, чем было вызвано это явление в жизни европейского общества.
Эпоха Возрождения – определённый временной промежуток в жизни Европы, который приходится на XIV-XVI века.
До XIV века средневековая Европа – колыбель мировой культуры – являлась рабыней религии в лице всеконтролирующей католической церкви. Средневековые люди не проявляли интереса к человеческой личности, да и самого понятия личности в то время как такового не существовало; богатый внутренний мир людей, их мысли и чувства оставались за гранью допустимо познаваемого. Ведь церковь утверждала, что только Богу подвластен человек, всё контролируется Богом, только ему доступен и никому другому не может быть открыт секрет миросозданья; всё в мире идёт своим чередом; мир таков, какой он есть, ничего в нём нельзя изменить. Это делало ненужным существование науки как таковой, ведь всё заранее известно Богу и не может быть доступно познанию никого больше.
Но в XIV веке
происходят кардинальные перемены. В Европе
все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием
все большее значение приобретали города,
их торговля и промышленность. Появились
первые капиталистические предприятия
— мануфактуры. Многие города разрастались.
Эти богатые города протянули свои щупальца
к отдаленным гаваням и чужеземным краям
и уже не могли жить без постоянного обмена
со многими странами.
Горожане обменивались не только товарами,
но также и сведениями, познаниями, деловым
опытом, техническими новинками, изобретениями,
идеями. В основе их познаний лежал производственный
опыт, их интересовали свойства сырья,
из которого делаются товары, и способы
его обработки.
Всё это порождало у людей нарастающий интерес к природе, её тайнам, вызванный практической необходимостью. Жажда раскрыть тайны природы стала отличительной чертой людей эпохи Возрождения. Смелые мореплаватели открывали новые материки и земли, ученые стали проникать в тайны Вселенной и достигли больших успехов во многих областях науки.
В это время появляется поток научных открытий, изобретений, книг, произведений искусства. Расцветает наука. Все это рождало в человеке гордое чувство уверенности в своих силах, в могуществе своего ума. В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т. е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека (от латинских слов «гомо» — человек, «гуманус» — человеческий). Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т. е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Художники Возрождения
воспевали красоту
Талантливые архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы для богатых и знатных людей. Изменилась даже традиционная церковная архитектура: церкви начали строить более похожими на светские здания — красивые, светлые, просторные.
Вспомним здесь ещё раз фразу Энгельса относительно эпохи Возрождения, продолжив её до конца:«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества». «Только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена».
Ключевым, на мой взгляд, является здесь последнее предложение: «Духовная диктатура церкви была сломлена». А это значит, что теперь люди не хотели находиться в неведении, жить по указанному порядку, но хотели (и это было им нужно) познавать новое. Наука в целом переживала великолепие своего расцвета. Развивались, прогрессировали естественные науки. Причём их развитие имело своим результатом технический, промышленный прогресс.
Также люди воспрянули духом, поняли, что мир каждого в отдельности человека, да и вообще мир людей сам по себе, очень интересен. Следствием этого вилось развитие гуманитарных наук, искусства, музыки, архитектуры. Всё же это в сумме давало общий прогресс общества, прогресс в мире.
Отсюда и получается, что эпоха Возрождения явилась величайшим прогрессивным переворотом.
Информация о работе Эпоха Возрождения как величайший прогрессивный переворот