Эпоха Возрождения как величайший прогрессивный переворот

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:30, реферат

Краткое описание

До XIV века средневековая Европа – колыбель мировой культуры – являлась рабыней религии в лице всеконтролирующей католической церкви. Средневековые люди не проявляли интереса к человеческой личности, да и самого понятия личности в то время как такового не существовало; богатый внутренний мир людей, их мысли и чувства оставались за гранью допустимо познаваемого. Ведь церковь утверждала, что только Богу подвластен человек, всё контролируется Богом, только ему доступен и никому другому не может быть открыт секрет миросозданья; всё в мире идёт своим чередом; мир таков, какой он есть, ничего в нём нельзя изменить.

Файлы: 1 файл

Эпоха Возрождения как величайший прогрессивный переворот..doc

— 30.50 Кб (Скачать)

Эпоха  Возрождения как  величайший прогрессивный  переворот

Для понимания  данной фразы, сказанной Ф. Энгельсом, нам следует разобраться с  самим понятием эпохи Возрождения, его временными рамками, чем было вызвано это явление в жизни  европейского общества.

Эпоха Возрождения – определённый временной промежуток в жизни Европы, который приходится на XIV-XVI века.

До XIV века средневековая Европа  – колыбель мировой культуры – являлась рабыней религии в лице всеконтролирующей католической церкви. Средневековые люди не проявляли интереса к человеческой личности, да и самого понятия личности в то время как такового не существовало; богатый внутренний мир людей, их мысли и чувства оставались за гранью допустимо познаваемого. Ведь церковь утверждала, что только Богу подвластен человек, всё контролируется Богом, только ему доступен и никому другому не может быть открыт секрет миросозданья; всё в мире идёт своим чередом; мир таков, какой он есть, ничего в нём нельзя изменить. Это делало ненужным существование науки как таковой, ведь всё заранее известно Богу и не может быть доступно познанию никого больше.

Но в XIV веке происходят кардинальные перемены. В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия — мануфактуры. Многие города разрастались. Эти богатые города протянули свои щупальца к отдаленным гаваням и чужеземным краям и уже не могли жить без постоянного обмена со многими странами.  
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
 

Всё это порождало  у людей нарастающий интерес  к природе, её тайнам, вызванный практической необходимостью. Жажда раскрыть тайны  природы стала отличительной  чертой людей эпохи Возрождения. Смелые мореплаватели открывали  новые материки и земли, ученые стали проникать в тайны Вселенной и достигли больших успехов во многих областях науки.

В это время  появляется поток научных открытий, изобретений, книг, произведений искусства. Расцветает наука.  Все это рождало  в человеке гордое чувство уверенности в своих силах, в могуществе своего ума. В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.

Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т. е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека (от латинских слов «гомо» — человек, «гуманус» — человеческий). Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т. е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.

Художники Возрождения  воспевали красоту человеческого  тела, одухотворенность человеческого  лица, его индивидуальные особенности. Например, итальянские художники Рафаэль (1483—1520) и Леонардо да Винчи (1452—1519) в своих мадоннах воспевали не легендарную мать Христа, а величие и радость материнства, красоту своих вполне реальных современниц.

Талантливые архитекторы  стали строить преимущественно  светские здания, дворцы для богатых и знатных людей. Изменилась даже традиционная церковная архитектура: церкви начали строить более похожими на светские здания — красивые, светлые, просторные.

Вспомним здесь ещё раз фразу Энгельса относительно эпохи Возрождения, продолжив её до конца:«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества». «Только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена».

Ключевым, на мой  взгляд, является здесь последнее  предложение: «Духовная диктатура церкви была сломлена». А это значит, что теперь люди не хотели находиться в неведении, жить по указанному порядку, но хотели (и это было им нужно) познавать новое. Наука в целом переживала великолепие своего расцвета. Развивались, прогрессировали естественные науки. Причём их развитие имело своим результатом технический, промышленный прогресс.

Также люди воспрянули духом, поняли, что мир каждого  в отдельности человека, да и вообще мир людей сам по себе, очень  интересен. Следствием этого вилось развитие гуманитарных наук, искусства, музыки, архитектуры. Всё же это в сумме давало общий прогресс общества, прогресс в мире.

Отсюда и получается, что эпоха  Возрождения явилась  величайшим прогрессивным переворотом.

Информация о работе Эпоха Возрождения как величайший прогрессивный переворот