Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 16:59, курсовая работа
Рост интереса к проблемам культуры характерен для всей мировой науки XX века и связан со многими историческими и социально-культурными причинами: становлением мультикультурной постиндустриальной цивилизации; поиском средств "культурной адаптации" человека к достижениям техногенного мира и информационной культуры; распространение феномена массовой культуры; возрастанием "антропологичности" науки, переноса её интереса с человека - продукта культуры на человека - творца культуры.
1.Введение 1
2.Понятие культуры 2
3.Историческое происхождение элитарной культуры 3
4.Теоретики элитарной культуры 6
5.Представители элитарной культуры 12
6.Велимир Хлебников как представитель элитарной культуры 20
7.Заключение
В киноискусстве существуют направления, где нет деформации реальности и человека, но сложность, ассоциативность "языка", уход в тайные глубины сознания и подсознания делает их ориентированными на относительно ограниченный круг зрителей. Это творчество таких выдающихся как кинорежиссеров, как Ф.Феллини, М.Антониони, И.Бергмана, А.Тарковского, М.Хуциева, С.Параджанова, А.Куросавы и мн. др.
В элитарной культуре в отличие от народной носитель уже не составляет былого синкретического единства создателя и потребителя. Результат творчества обретает самостоятельное бытие, будучи ориентирован на аудиторию, которая может не являться участником творческого процесса, как в народной общине. Синкретическое единство сменяется дифференциацией элементов, составляющих культуротворческий процесс. Тем не менее создатель и "потребитель" принадлежат к одной социокультурной среде, ограниченной классовыми, сословными, групповыми рамками. Элитарная культура - это культура профессиональная, специализированная, требующая специального усвоения норм, ценностей, правил, навыков, технологий т.е. специального обучения. Здесь накопленный опыт (знания, навыки и приемы деятельности, смысли, образы и пр.) фиксируются в текстах, воплощаемых в знаковых системах (языках, естественных и искусственных), передается преимущественно опосредованно посредством целенаправленного обучения на базе специализированных институтов (учебных заведений, студий и др.). Оно основывается на специально разработанных, рационализированных методах, технологиях, как бы отчужденных от непосредственного "делания". В этом случае непосредственный контакт с учителем как носителем-транслятором тех или иных технологий, знаний, навыков также осуществляется в рамках этих институтов. В определенных условиях такой непосредственный контакт может отсутствовать, поскольку существуют учебные пособия, видео, аудио, Интернет. Одним словом, это культура не устной, а письменной и параписьменной (аудио, видео) традиции. С течением времени вырабатываются средства ее накопления (книги, нотные тексты, видео, аудиозаписи, компьютерные технологии), сохранения и передачи. Зафиксированная культурная информация не варьируется, а воспроизводится буквально ("дословно").
Индивидуально-личностный
характер элитарной культуры является
ее специфическим качеством, который проявляется
в политической деятельности, в науке,
искусстве. В отличие от народной культуры
не анонимность, а личное авторство становится
целью художественно-творческой, научной
и пр. деятельности. Уже древнегреческая
лирическая (аристократическая) поэзия
оставила немало блестящих имен: Архилох,
Анакреон, Сапфо и др.; Гераклит, Демокрит,
Платон, Аристотель и др. прославили философский
гений этого народа; рыцарское музыкально-поэтическое
творчество Кретьена де Труа, Бертрана
де Борна, Вальтера фон Эшенбаха также
пополнило сокровищницу мирового культурного
наследия. В разные исторические периоды
вплоть до наших дней авторскими являются
опусы философов, ученых, литераторов,
зодчих, кинорежиссеров и пр.
Велимир Хлебников как представитель элитарной культуры
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников – один из основоположников русского футуризма, хотя в официальной истории русской литературы ХХ века ему отводится достаточно скромное место. Велимир хлебников был очень разносторонней личностью. Он увлекался математикой, живописью, литературой, а самое главное, что он все это мог совмещать в своем творчестве.
Основные особенности поэтики Велимира Хлебникова.
I. "ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК" ("заумь") - центральное понятие философии языка Хлебникова, посредством введения которого он пытается решить проблему демаркации между словом и его знаково-числовой семантикой (т.е. между "цитатой" и "чертежом").
Классификация видов «заумного языка» у Хлебникова такова:
1)
"Звукопись" призвана
2)
"Числослово" - этим понятием
Хлебников характеризовал
3)
"Птичий язык" - особая форма
звукописи, при которой
4)
"Звездный язык" - особый вид
заумного языка, которым
5)
"Язык богов" Хлебников
II. Упорядоченная типология словотворчества:
- Скорнение слов
- Корнеизменение
- «Звездный язык»
2.
Словотворчество с перевесом
поэтической функции «
Изменение начального согласного на основе принципов звездного языка
- Звуко- и образо-творчество;
- Звукоподражание и
- Звукопись;
- Медиумическая речь
Некоторые
особенности поэтики я
Я выбрала стихотворение,
* * *
Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.
Облакини сени кидали
Над печальными далями далей.
Облакини сени роняли
Над печальными далями далей...
Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.
Март
1908
СТРОФИКА И РИФМА
Я думаю, что это стихотворение делится на два катрена.
Схема
рифмовки в этом стихотворении кольцевая:
аbаb. То есть наблюдается чередование.
ФОНИКА
Во всем стихотворении аллитерация звука «л» (22 звука):
л - л - л - л
л - л
л - л
л - л - л
л - л
л - л - л
л - л - л - л
л - л
Также звуком «м» и «н»:
н
н - м - м
н - н
н - н - м - м
н
н - м - м
Преобладают сонорные звуки. Создается впечатление, что поется грустная, печальная песня.
Функция этих звуков состоит не только в том, чтобы придать мелодичность стиху, но они несут в себе цветовую семантику. У Хлебникова звук «л» означает белый цвет, «м» – синий. Таким образом, мы можем представить себе картину неба: синее небо с белыми облаками.
Также кроме цветового значения, звуки у Хлебникова несли в себе смысловое значение. Например, «Эль» – это движение плоскостью, поперечной падающей точке (или остановка падения). «Эм» – распыление объема на бесконечно малые части. Таким образом, я могу предположить, что Хлебников хотел изобразить дождь. В одном из своих произведений «Слово о Эль» (1920г) он писал: «Эль – это луч весовой / Воткнутый площадь ладьи /Нить ливня и лужа./ Эль – путь точки с высоты, /остановленный широкой / Плоскостью».
Также наблюдается ассонанс звуков «и» и «ы»:
и - и - ы - и - и - ы - и
ы - и - и - и
и - и - и - и - и
ы - и - и
и - и - и - и
ы - и - и
и - и - ы - и - и - ы - и
ы - и - и - и
С помощью этих звуков мы можем почувствовать протяженность, представить как будто что-то плывет – плывущее состояние облаков.
Во
всем стихотворении наблюдается
анафора: в 1-3-5-7 строках «облакини»,
в 2-4-6-8 строки «Над». Опять же эффект плавности
и гармонии.
ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ.
Лирический сюжет сохраняется на протяжении всего стихотворения один и тот же. Основные образы – земля, небо, облака. Охватывается большое, огромное пространство, ощущение бесконечности (также благодаря кольцевой композиции). Все глаголы в прошедшем времени, создается впечатление чего-то утраченного, потерянного. Чувствуется печаль, но эта печаль все-таки светлая.
Также видна гармония между небом и землей. Складывается впечатление, что облака наблюдают за всем происходящим на земле сверху и даже в какой-то мере оберегают землю, оплакивают своими слезами.
В
этом стихотворении Хлебников
Более
или менее глубоко изучив поэзию
Велимира Хлебникова, я пришла к
выводу, что этот поэт был новатором
в литературе, который вынашивал
глобальную идею – «найти единство вообще
мировых языков, построенное из единой
азбуки». Хлебников показал пример "самовитого
слова". "Словотворчество" Хлебникова,
ломка привычных поэтических форм, взрывная
сила его поэзии - привлекали к себе футуристов,
видевших в ней многообещающие открытия.
Футуристы основывали на поэзии Хлебникова
свои теории. Его утопия явилась новаторством.
Заключение
В
своем реферате я рассмотрела
происхождение элитарной
Проделав определенную работу, я пришла к выводу, что элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервацию, сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве новое добивается признания, преодолевая подчас немалые трудности. Например, не встретили понимания в свое время гелиоцентрическая теория Коперника, неэвклидова геометрия Лобачевского, не отступал без боя классицизм, выродившись в сугубо академическое, в чем-то окостеневшее направление в Х1Х в. Ортега-и-Гассет говорит о том, что всякий только что появившийся стиль переживает "период карантина". Элитарная культура, включая направления экспериментального, даже демонстративно нонконформистского характера, внесла свою лепту в обогащение идейно-теоретической, образно-содержательной канвы, в расширение спектра практических навыков, средств выражения, идеалов, образов, представлений, научных теорий, технических изобретений, философских, общественно-политических учений.