Элитарная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Рост интереса к проблемам культуры характерен для всей мировой науки XX века и связан со многими историческими и социально-культурными причинами: становлением мультикультурной постиндустриальной цивилизации; поиском средств "культурной адаптации" человека к достижениям техногенного мира и информационной культуры; распространение феномена массовой культуры; возрастанием "антропологичности" науки, переноса её интереса с человека - продукта культуры на человека - творца культуры.

Оглавление

1.Введение 1
2.Понятие культуры 2
3.Историческое происхождение элитарной культуры 3
4.Теоретики элитарной культуры 6
5.Представители элитарной культуры 12
6.Велимир Хлебников как представитель элитарной культуры 20
7.Заключение

Файлы: 1 файл

реферат элитарная культура.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

  В киноискусстве существуют направления, где нет деформации реальности и  человека, но сложность, ассоциативность "языка", уход в тайные глубины  сознания и подсознания делает их ориентированными на относительно ограниченный круг зрителей. Это творчество таких выдающихся как кинорежиссеров, как Ф.Феллини, М.Антониони, И.Бергмана, А.Тарковского, М.Хуциева, С.Параджанова, А.Куросавы и мн. др.

  В элитарной культуре в отличие  от народной носитель уже не составляет былого синкретического единства создателя и потребителя. Результат творчества обретает самостоятельное бытие, будучи ориентирован на аудиторию, которая может не являться участником творческого процесса, как в народной общине. Синкретическое единство сменяется дифференциацией элементов, составляющих культуротворческий процесс. Тем не менее создатель и "потребитель" принадлежат к одной социокультурной среде, ограниченной классовыми, сословными, групповыми рамками. Элитарная культура - это культура профессиональная, специализированная, требующая специального усвоения норм, ценностей, правил, навыков, технологий т.е. специального обучения. Здесь накопленный опыт (знания, навыки и приемы деятельности, смысли, образы и пр.) фиксируются в текстах, воплощаемых в знаковых системах (языках, естественных и искусственных), передается преимущественно опосредованно посредством целенаправленного обучения на базе специализированных институтов (учебных заведений, студий и др.). Оно основывается на специально разработанных, рационализированных методах, технологиях, как бы отчужденных от непосредственного "делания". В этом случае непосредственный контакт с учителем как носителем-транслятором тех или иных технологий, знаний, навыков также осуществляется в рамках этих институтов. В определенных условиях такой непосредственный контакт может отсутствовать, поскольку существуют учебные пособия, видео, аудио, Интернет. Одним словом, это культура не устной, а письменной и параписьменной (аудио, видео) традиции. С течением времени вырабатываются средства ее накопления (книги, нотные тексты, видео, аудиозаписи, компьютерные технологии), сохранения и передачи. Зафиксированная культурная информация не варьируется, а воспроизводится буквально ("дословно").      

  Индивидуально-личностный характер элитарной культуры является ее специфическим качеством, который проявляется в политической деятельности, в науке, искусстве. В отличие от народной культуры не анонимность, а личное авторство становится целью художественно-творческой, научной и пр. деятельности. Уже древнегреческая лирическая (аристократическая) поэзия оставила немало блестящих имен: Архилох, Анакреон, Сапфо и др.; Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и др. прославили философский гений этого народа; рыцарское музыкально-поэтическое творчество Кретьена де Труа, Бертрана де Борна, Вальтера фон Эшенбаха также пополнило сокровищницу мирового культурного наследия. В разные исторические периоды вплоть до наших дней авторскими являются опусы философов, ученых, литераторов, зодчих, кинорежиссеров и пр.      
 
 
 
 

   Велимир Хлебников как  представитель элитарной  культуры

   Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников –  один из основоположников русского футуризма, хотя в официальной истории русской  литературы ХХ века ему отводится  достаточно скромное место. Велимир хлебников был очень разносторонней личностью. Он увлекался математикой, живописью, литературой, а самое главное, что он все это мог совмещать в своем творчестве.

   Основные особенности поэтики Велимира Хлебникова.

   I. "ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК" ("заумь") - центральное понятие философии языка Хлебникова, посредством введения которого он пытается решить проблему демаркации между словом и его знаково-числовой семантикой (т.е. между "цитатой" и "чертежом").

   Классификация видов «заумного языка» у Хлебникова такова:

   1) "Звукопись" призвана отобразить  цветовую гамму природы; 

   2) "Числослово" - этим понятием  Хлебников характеризовал отдельные  числа и формулы, которые, будучи  включенными в поэтическую речь, позволяют транслировать больший  объем информации, чем слова, пусть даже в своей "заумной" интерпретации;

   3) "Птичий язык" - особая форма  звукописи, при которой фиксируются  естественные звуки, издаваемые  птицами.

   4) "Звездный язык" - особый вид  заумного языка, которым выявляется  и описывается направленность  и процессуальность воздействия вещи на сознание человека. Поэт говорит, что каждый согласный обладает некоторым инвариантным «пространственным» значением.

   5) "Язык богов" Хлебников сознательно  не конструировал в отличие  от "звездного языка". Хлебников  говорил, что этот язык, напоминая детский лепет, воздействует на бессознательное погружение читателя в состояние метафизического молчания.

   II. Упорядоченная типология словотворчества:

  1. Лингвистическое словотворчество:

        - Скорнение слов

        - Корнеизменение

        - «Звездный язык»

       2. Словотворчество с перевесом  поэтической функции «Внутреннее  склонение слова»

       Изменение начального согласного на основе принципов звездного языка

  1. Паралингвистическое слово:

        - Звуко- и образо-творчество;

        - Звукоподражание и передразнивание;

        - Звукопись;

        - Медиумическая речь

       Некоторые особенности поэтики я попыталась подтвердить анализами стихотворений  Хлебникова. Один из анализов я сейчас вам представлю.

         Я выбрала стихотворение, которое  было написано поэтом в 1908 году  «Облакини плыли и рыдали…»

* * *

   Облакини  плыли и рыдали

   Над высокими далями далей.

   Облакини  сени кидали

   Над печальными далями далей.

   Облакини  сени роняли

   Над печальными далями далей...

   Облакини  плыли и рыдали

   Над высокими далями далей.

   Март 1908 
 
 

   СТРОФИКА  И РИФМА

   Я думаю, что это стихотворение  делится на два катрена.

   Схема рифмовки в этом стихотворении кольцевая: аbаb. То есть наблюдается чередование. 

   ФОНИКА

   Во  всем стихотворении аллитерация  звука «л» (22 звука):

             л  -  л  - л  -  л

             л  -  л

             л  -  л

             л  -  л  -  л

             л  -  л 

             л  -  л  -  л

             л  - л  -  л  -  л

             л  -  л

    Также звуком «м» и «н»:

             н

             н  -  м  -  м

             н  -  н

             н  -  н  -  м  -  м

             н

             н  -  м  -  м

    Преобладают сонорные звуки. Создается впечатление, что поется грустная, печальная песня.

    Функция этих звуков состоит не только в  том, чтобы придать мелодичность стиху, но они несут в себе цветовую семантику. У Хлебникова звук «л»  означает белый цвет, «м» – синий. Таким образом, мы можем представить себе картину неба: синее небо с белыми облаками.

    Также кроме цветового значения, звуки  у Хлебникова несли в себе смысловое  значение. Например, «Эль» – это  движение плоскостью, поперечной падающей точке (или остановка падения). «Эм» –  распыление объема на бесконечно малые части. Таким образом, я могу предположить, что Хлебников хотел изобразить дождь. В одном из своих произведений «Слово о Эль» (1920г) он писал: «Эль – это луч весовой / Воткнутый площадь ладьи /Нить ливня и лужа./ Эль – путь точки с высоты, /остановленный широкой / Плоскостью».

    Также наблюдается ассонанс звуков «и»  и «ы»:

            и  -  и  -  ы  -  и -  и -  ы  -  и

            ы  -  и -  и -  и

            и  -  и  -  и  -  и  -  и

            ы  -  и -  и

            и  -  и  -  и  -  и

            ы  -  и -  и

            и  -  и  -  ы  -  и -  и - ы  -  и

            ы  -  и -  и -  и

    С помощью этих звуков мы можем почувствовать  протяженность, представить как  будто что-то плывет – плывущее состояние  облаков.

    Во  всем стихотворении наблюдается  анафора: в 1-3-5-7 строках «облакини», в 2-4-6-8 строки «Над». Опять же эффект плавности и гармонии. 

    ЛИРИЧЕСКИЙ  СЮЖЕТ.

    Лирический  сюжет сохраняется на протяжении всего стихотворения один и тот  же. Основные образы – земля, небо, облака. Охватывается большое, огромное пространство, ощущение бесконечности (также благодаря кольцевой композиции). Все глаголы в прошедшем времени, создается впечатление чего-то утраченного, потерянного. Чувствуется печаль, но эта печаль все-таки светлая.

    Также видна гармония  между небом  и землей. Складывается  впечатление, что облака наблюдают за всем происходящим на земле сверху и даже в какой-то мере оберегают землю, оплакивают своими слезами.

    В этом стихотворении Хлебников использует слово «облакини». Оно является неологизмом. Я предполагаю, что Хлебников  вместо привычного нам слова «облака» применил  «облакини», чтобы придать этому образу больше чувственности и женственности.  

    Более или менее глубоко изучив поэзию Велимира Хлебникова, я пришла к  выводу, что этот поэт был новатором  в литературе, который вынашивал  глобальную идею – «найти единство вообще мировых языков, построенное из единой азбуки». Хлебников показал пример "самовитого слова". "Словотворчество" Хлебникова, ломка привычных поэтических форм, взрывная сила его поэзии - привлекали к себе футуристов, видевших в ней многообещающие открытия. Футуристы основывали на поэзии Хлебникова свои теории. Его утопия явилась новаторством.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   В своем реферате я рассмотрела  происхождение элитарной культуры, основные положения таких теоретиков, как Ортега-и-Гассет, Н.Бердяев, Шопенгауэр и другие, привела примеры элитарной культуры разных времен.

   Проделав  определенную работу, я пришла к  выводу, что элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервацию, сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве новое добивается признания, преодолевая подчас немалые трудности. Например, не встретили понимания в свое время гелиоцентрическая теория Коперника, неэвклидова геометрия Лобачевского, не отступал без боя классицизм, выродившись в сугубо академическое, в чем-то окостеневшее направление в Х1Х в. Ортега-и-Гассет говорит о том, что всякий только что появившийся стиль переживает "период карантина". Элитарная культура, включая направления экспериментального, даже демонстративно нонконформистского характера, внесла свою лепту в обогащение идейно-теоретической, образно-содержательной канвы, в расширение спектра практических навыков, средств выражения, идеалов, образов, представлений, научных теорий, технических изобретений, философских, общественно-политических учений.      

Информация о работе Элитарная культура