Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:39, доклад
На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название "Поучение гераклеопольского царя своему сыну". В этом "Поучении" приводятся "правила" государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства.
Социальное и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии — индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному совершенствованию, в известной степени — к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.
Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.
Своим особым местом в истории индийской политической мысли "Артхашастра" обязана своду приемов политики и управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В древних государствах Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) существует своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя.
Т.к. в древние времена экономика была тесно связана с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель - улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью, недостатками (легизм). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности. Другие же учения (Конфуций) выражают интересы большей части населения, улучшения уровня жизни, сглаживают социальное неравенство.
Тем не менее, каждое учение
служило основой для
Систематизация экономической мысли в экономической теории тесно связана с периодом образования рабовладения, зародившегося на востоке в 4 веке до н.э. Уже тогда нарастание в недрах натурального хозяйства товарно-денежных отношений обусловило возникновение проблем , связанных с осмыслением границ и соотношения государственной, общинной и частной собственности, толкованием сути экономических законов и категорий.
Восточному рабству были присущи масштабное участие государства в хозяйстве, контроль оросительных сооружений, регламентация расточительства, долговой кабалы, торговых сделок и других правовых мер.
Восточное рабство способствовало
формированию азиатского способа производства.
Общая черта экономической
Выразителями подобного
рода воззрений были крупные мыслители
и отдельные правители
Централизованная экономика,
широкий спектр отношений зависимости,
низведение юридически свободных и
полусвободных лиц до положения
невольников деспотической
Для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:
- рабы не составляли
главную производительную силу
общества, т.е. производством
- земля находилась не
в частной, а в
- между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданичества — отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства;
- государство на Востоке
приобрело форму "восточной
деспотии", т.е. полного бесправия
подданных перед лицом
- общины отличались
Перед философами Древнего Востока возникала проблема. Это проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества. В каждой из стран Востока находился свой путь решения данной проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и устоев. Но несмотря на эти различия, можно выделить три особенности развития рабовладельческого общества Древнего Востока:
1-ая особенность заключается
в длительном сохранении
2-ая особенность
3-я особенность состояла
в том, что рабский труд не
стал основой хозяйственной
Поскольку государство
управляло коллективным трудом общинников
по сооружению оросительных систем, то
оно присваивало себе и право
верховной собственности на землю.
В результате общинники стали
зависимыми от государства. Иначе говоря,
экономической основой
В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих древневосточных государствах веками ничего не изменялось.
Древневосточные государства выполняли несколько функций:
1) организации общественных
работ (по созданию и
2) финансовую - взимание податей;
3) военную - оборона своей территории или захват чужих территорий;
4) подавления сопротивления общинников и рабов.
Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в древневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.
Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму "восточной деспотии", при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю - наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.
Но экономическое развитие
этих стран почти остановилось, и
европейские народы за короткий срок
смогли перегнать страны Древнего Востока
в экономическом развитии. Главной
причиной стагнации являлось то, что
интересы личности подчинялись общественным.
Интересам общины, касты, государства.
Подавлялась любая
Список литературы
1. Березин И.С., Краткая
история экономического
2. Бор М.З., История мировой экономики. М.: Дело и Сервис, 1998,
3. Виппер Р.Ю., История древнего мира", М:, 1993
4. Кредер А.А., Новейшая история ХХ века, М:, 1996 г.
5. Лойберг М.Я., История экономики. М.:, 1997,
6. Майбурд Е.М., Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров, М:, 1996
7. Ядгаров Я.С., История экономических учений , М:, 1998