Экономическая мысль древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:39, доклад

Краткое описание

На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название "Поучение гераклеопольского царя своему сыну". В этом "Поучении" приводятся "правила" государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПЕТА.docx

— 38.53 Кб (Скачать)

Социальное и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии — индуизма. Этические  идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному  совершенствованию, в известной степени — к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.

Таким образом, экономические  идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная  власть оказывали существенное воздействие  на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.

Своим особым местом в истории  индийской политической мысли "Артхашастра" обязана своду приемов политики и управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В древних государствах Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай  и др.) существует своя политическая идеология. Это - теория божественного  происхождения государства и  культа верховного правителя.

Т.к. в древние времена  экономика была тесно связана  с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель - улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью, недостатками (легизм). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности. Другие же учения (Конфуций) выражают интересы большей части населения, улучшения уровня жизни, сглаживают социальное неравенство.

Тем не менее, каждое учение служило основой для дальнейшего  развития экономической мысли и  рождалось в конкретных условиях жизни данной страны.

Систематизация экономической  мысли в экономической теории тесно связана с периодом образования  рабовладения, зародившегося на востоке  в 4 веке до н.э. Уже тогда нарастание в недрах натурального хозяйства  товарно-денежных отношений обусловило возникновение проблем , связанных с осмыслением границ и соотношения государственной, общинной и частной собственности, толкованием сути экономических законов и категорий.

Восточному рабству были присущи масштабное участие государства  в хозяйстве, контроль оросительных сооружений, регламентация расточительства, долговой кабалы, торговых сделок и  других правовых мер.

Восточное рабство способствовало формированию азиатского способа производства. Общая черта экономической мысли  древнего мира состоит в том, чтобы  сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиции  нравов крупные торгово-расточительные операции.

Выразителями подобного  рода воззрений были крупные мыслители  и отдельные правители рабовладельческих  государств. Для любого древнего общества самым болезненным социально-экономическим  вопросом был баланс частной и  государственной эксплуатации. Дело в том, что всякая эксплуатация может  быть "социально полезна" только в той мере, в какой изъятый  с ее помощью продукт вкладывается затем в торговлю, производство, политическое и культурное обеспечение  социума - т.е. в сферы жизни, полезные в конечном счете для всего общества. Добывалось же частное богатство, как правило, путем успешного использования имущественного неравенства, втягиванием в долговую кабалу и концентрацией земли, т.е. чисто паразитическими формами эксплуатации. Государственная эксплуатация, напротив, обеспечивала функционирование необходимых всем институтов. Таким образом, для неразвитого промышленно общества древности частная эксплуатация была в больших масштабах всегда вредна, государственная же могла быть весьма полезна (в зависимости, правда, от доли продукта, взыскиваемого государством), а в определенных размерах - всегда необходима. Поэтому жизнь многих обществ древнего Востока колебалась от разрушительного усиления частной собственности и частной эксплуатации (приводивших к разорению и порабощению огромной массы лиц) к их государственному ограничению и укреплению государственного сектора в экономике. Государство-эксплуататор могло само превращаться в фактического паразита, истощая общество чрезмерными податями и повинностями и тратя их на амбициозные, но не нужные никому, кроме властной верхушки, военные и строительные предприятия, либо на содержание неимоверного государственного аппарата, в подавляющей своей части опять-таки ненужного никому, кроме самого себя.

Централизованная экономика, широкий спектр отношений зависимости, низведение юридически свободных и  полусвободных лиц до положения  невольников деспотической власти фараона, постоянное вмешательство  государства во все сферы жизни  и хозяйства — все это можно  видеть в Древнем Египте.

Для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

- рабы не составляли  главную производительную силу  общества, т.е. производством материальных  благ в сельском хозяйстве  и ремесле занимались люди, считавшиеся  свободными;

- земля находилась не  в частной, а в государственной  или государственно-общинной собственности;

- между государством  и общинниками-земледельцами сложились отношения подданичества — отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства;

- государство на Востоке  приобрело форму "восточной  деспотии", т.е. полного бесправия  подданных перед лицом государства;

- общины отличались устойчивостью,  что было связано с необходимостью  создания и поддержания в должном  состоянии ирригационной системы  земледелия.

Перед философами Древнего Востока возникала проблема. Это  проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества. В каждой из стран Востока  находился свой путь решения данной проблемы, в зависимости от сложившихся  традиций и устоев. Но несмотря на эти различия, можно выделить три особенности развития рабовладельческого общества Древнего Востока:

1-ая особенность заключается  в длительном сохранении пережитков  первобытно-общинного строя, главным из которых была система замкнутых сельских общин, экономически изолированных друг от друга. Основой этой замкнутости служило натуральное хозяйство: в каждой общине имелись и земледельцы и ремесленники, свое управление. Живучесть общины (в Индии она сохранилась до конца XVIII века) определялась низким уровнем производительных сил.

2-ая особенность древневосточных  обществ заключается в слабом  развитии частной собственности.  Община являлась первоначальным  собственником земли и рабов.  Часть земли была роздана в  индивидуальное пользование общинникам, которые платили за это натуральный  налог (1\8-1\7 урожая) и обрабатывали  общинные поля. Общине принадлежал  рабочий скот и инвентарь, а  так же рабы, занятые на строительстве  плотин и каналов. С образованием  государства власть в лице  царя стала верховным собственником  всех рабов и земли. Позднее  возникла частная собственность,  сначала на рабов, потом на  землю.

3-я особенность состояла  в том, что рабский труд не  стал основой хозяйственной жизни.  Свободные общинники, земледельцы  и ремесленники были основными  производителями. Рабский труд  находил применение главным образом  в государственном хозяйстве  - на строительных работах, сооружении  каналов, плотин, храмов, дворцов.

Поскольку государство  управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право  верховной собственности на землю. В результате общинники стали  зависимыми от государства. Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная  собственность на землю и ирригационные  сооружения. Здесь существовала и  частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве.

В целом в древневосточных  государствах не было традиционной классовой  дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих древневосточных  государствах веками ничего не изменялось.

Древневосточные государства  выполняли несколько функций:

1) организации общественных  работ (по созданию и эксплуатации  ирригационных сооружений);

2) финансовую - взимание податей;

3) военную - оборона своей территории или захват чужих территорий;

4) подавления сопротивления  общинников и рабов.

Для выполнения своих функций  государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая  роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в древневосточных  государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций  между отдельными ведомствами и  чиновниками.

Организация государственной  власти в странах древнего Востока  чаще всего принимала форму "восточной  деспотии", при которой вся  полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю - наследственному  монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.

Но экономическое развитие этих стран почти остановилось, и  европейские народы за короткий срок смогли перегнать страны Древнего Востока  в экономическом развитии. Главной  причиной стагнации являлось то, что  интересы личности подчинялись общественным. Интересам общины, касты, государства. Подавлялась любая предпринимательская  инициатива, которая невозможна без  свободного распоряжения собственностью. Община предполагает наличие огромного числа традиций, когда каждое действие предопределено обычаями.

Список литературы

1. Березин И.С., Краткая  история экономического развития ; Учебное пособие.,М.: 1999

 

2. Бор М.З., История мировой  экономики. М.: Дело и Сервис, 1998,

 

3. Виппер Р.Ю., История  древнего мира", М:, 1993

 

4. Кредер А.А., Новейшая история ХХ века, М:, 1996 г.

 

5. Лойберг М.Я., История экономики. М.:, 1997,

 

6. Майбурд Е.М., Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров, М:, 1996

 

7. Ядгаров Я.С., История экономических учений , М:, 1998


Информация о работе Экономическая мысль древнего Египта