Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:10, доклад
В Древней Греции еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц, но содержание частных заезжих дворов (катагогий) считалось делом недостойным. Поэтому большинство гостиниц было государственными (в греческой части Средиземноморья они назывались пандокей, за исключением греко-римского Египта, где они носили название апантетерий), которые строились в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях и пр., но в них не всегда кормили, поэтому провизию путники возили с собой. В греческом мире традиционная гостиница издавна была квадратным или прямоугольным двором, предназначенным для животных и экипажей и окруженным со всех сторон рядом более или менее похожих размерами и устройством друг на друга покоев для владельцев животных и возниц.
Тема: История становления гостеприимства в древности
В Древней Греции еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц, но содержание частных заезжих дворов (катагогий) считалось делом недостойным. Поэтому большинство гостиниц было государственными (в греческой части Средиземноморья они назывались пандокей, за исключением греко-римского Египта, где они носили название апантетерий), которые строились в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях и пр., но в них не всегда кормили, поэтому провизию путники возили с собой. В греческом мире традиционная гостиница издавна была квадратным или прямоугольным двором, предназначенным для животных и экипажей и окруженным со всех сторон рядом более или менее похожих размерами и устройством друг на друга покоев для владельцев животных и возниц. Придорожных домов было очень мало. В ранний период развития туризма путешественник не имел других возможностей, как только пользоваться частным гостеприимством. В зажиточных домах всегда была хотя бы одна комната для гостей – «ксенон», обычно в нее был особый вход, а временами это был отдельный домик. Заезжие дворы в городе, скорее всего, были более компактные, чем сельские. Путешественник оставлял повозку или вьючных животных во дворе, и его провожали в один из покоев, который он мог делить с любым количеством других гостей, в зависимости от потока приезжих. Единственной «мебелью» была подстилка. Путешественник мог использовать как одеяло собственный плащ. Комната чаще всего была темной с небольшим окошком или без него. Летом это позволяло ощущать прохладу. Если в комнате было холодно, путешественник мог попросить жаровню с древесным углем. Туалетов в современном понимании этого слова не было, были только ночные горшки. В городе путешественник снимал только комнату или место в комнате. В городском заезжем дворе еду путешественнику готовил или его слуга, или кухонный персонал. В сельском постоялом дворе гость платил хозяину отдельно за каждую услугу – постель, напитки, еду. Цены за полное содержание были исключением, которое встречалось только в регионах, где было так много продуктов питания, что их практически давали даром. Уже до V в. до н.э. храмы и святилища обладали своими собственными постоялыми дворами (корчмами, трактирами). Например, на первом этаже одного такого двора было восемнадцать комнат, а на втором – двенадцать. В каждой комнате были кровати и столы. В городах существовали строения – «лесхи», в которых люди могли проводить часть суток, защищенные там от дождя или жаркого солнца. Лесхи давали только крышу над головой, но все же это было лучше, чем ничего для тех, кто не имел возможности остановиться на постоялом дворе или не мог найти дома, позволяющего ему остановиться в ксеноне. Заезжие дворы давали путнику немногим больше, чем ночлег, а пищу приходилось приобретать где-нибудь в ином месте.
Гостиницы («пристанища») в Древнем Риме подобно гостиницам Древней Греции имели свою классификацию:
Начиная с древних времен, заезжие дворы для путешественников чаще всего содержали женщины, и эта традиция продолжалась вплоть до римских времен. Если женщина содержала каупону ее называли копой, а мужчину – копо. Хозяина гостиницы (хоспиция или деверсория) называли хоспес. Часто хозяин заезжего двора поручал руководство заведения начальнику (инститору – управляющему), которым обычно назначался его вольноотпущенник или раб. Прочий персонал – привратник (атриарий или янитор), слуги, носильщики, официанты (министры, анциллы) – все обычно были рабами. Меблировка комнаты для постояльца была крайне скромной – кровать (лектус), матрас (мателла), подсвечник (канделябр). Сельский заезжий двор предоставлял путешественнику минимум услуг – питание, ночлег и, если он нанимал экипаж и животных – их смену. Но даже в больших постоялых дворах путешественник не мог ожидать больших слуг. С наступлением времени обеда слуги путешественника приобретали еду и подавали ее хозяину в комнате. В заезжих дворах существовало обслуживание постояльцев едой в их покоях, кухня по их желанию могла присылать еду наверх. Путешественник мог также принимать пищу в столовой, если ему не была неприятной атмосфера, царившая там. Жители древнего мира предпочитали есть и пить полулежа. Поэтому в тавернах (табернах) высокого класса столы были окружены с трех сторон лежанками. В сидячем положении принимали пищу обычно бедняки и те люди, которые спешили. В Римской империи во всех постоялых дворах велись азартные игры. Таберны преимущественно служили для распития вина, которое всегда разбавлялось водой. Во время правления императора Адриана римские шеф-повара учредили Академию кулинарного искусства на Палатинском холме.
Развитие сообщений приводит к формированию самобытного обычая, когда право чужестранцев на гостеприимство защищают «Союзы гостеприимства». Каждый член такого союза – ксен – брал на себя защиту интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Древней Греции даже установился институт проксенов (консулов) и евергетов (благодетелей), когда иностранец заключал договор о гостеприимстве уже не с отдельным человеком, а с городом-государством. Как правило, звания ксенов и проксенов были наследственными. В колониях греков на побережье южной части Апеннинского полуострова и Сицилии – представителям местных этносов обеспечивалось право их приема греческими поселенцами. Это право закреплялось определенными договорами. «Публичное гостеприимство» осуществлялось обеими сторонами по договорам, заключенным между неаполитанскими греками и жителями, прилегавшей к Неаполю территории – самнитами. Подобные договоры, предусматривавшие «публичное гостеприимство», стали заключаться между отдельными этносами Италии: римлянами и жителями Кампании, между жителями Кампании и латинянами, между латинянами и этрусками. В период поздней Римской республики подобные договоры были распространены и на другие этносы (между Римом и галлами, между Римом и германцами и т.п.). Они предусматривали защиту и охрану собственности граждан, а также обмен послами. Другие римские законы предусматривали патронат. Он возник на основе распоряжений, которые распространялись на покоренные Римом города. Их жители обязывались оказывать гостеприимство римским гражданам – чиновникам и сборщикам налогов. Договор о патронаже высекался на камне или гравировался в бронзе и постановлял, что данный город признает за определенными своими гражданами наследственную должность патрона, который от имени покоренного Римом города, ставшего союзным Риму, принимал у себя любого римского гражданина, проезжавшего через город, выполняющего тут правительственное поручение или просто рекомендованного римскими властями. Кроме того, он отвечал по закону за любые конфликты между гостем и городом. Кроме того, римским правом предусматривалось частное гостеприимство, не подлежащее контролю и влиянию государства.
Информация о работе История становления гостеприимства в древности