История русского балета Дягилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:51, реферат

Краткое описание

Классический русский балет преобразил мировое балетное искусство. Он славился долгие десятилетия и славится до сих пор. Но в начале 20 века вспыхнула звезда новой русской хореографии, заложившей свои традиции, - и эти традиции не только живут до сих пор, но стали провозвестием нового мирового искусства. Русский балет начала 20 века – это совершенно неожиданное слово в искусстве балета, и балетная культура, кажется, давно ждала его.

Оглавление

Введение………………………………………………..……………….......3
Русские сезоны…………………………………………………….….4-7
Страницы дягилевского балета………………………………...…..8-10
Разнообразие стилей……………………………………………….10-11
Русские сезоны Дягилева и современный балет…………………11-14
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………16

Файлы: 1 файл

русский балет.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Но «лицо» труппы Дягилева, стиль его постановок менялся  не только в зависимости от того, кто ставил спектакль или кто  в нем танцевал, но и в зависимости  от веяний времени. «Русский балет Дягилева», выросший в залах и на площадях Европы, по-прежнему принадлежит русской культуре. Начало деятельности «Русского балета Дягилева» - это Серебряный век, его поиски, его стилистика в самом широком смысле. 1920-е годы – это русской авангард с его изломами, предчувствиями и совершенно новым художественным языком. Долгие десятилетия «Русский балет Дягилева» оставался источником идей и новаций для европейского и мирового балета. Остается им и сегодня.

4. Русские сезоны  Дягилева и современный балет

В апреле 2009 года исполнилось 103 года с тех пор, как начались знаменитые «Русские сезоны» в Париже для наших эмигрантов. Это был уникальный период расцвета отечественной культуры и меценатства. Европа была поражена, увидев русскую живопись, услышав русскую музыку. С этого времени каждая парижская весна в течение 20 лет приносила новые открытия в русском балетном и оперном искусстве.

«Русские сезоны» гремели  во славу русского искусства в  Париже, Лондоне, Риме. Каждое из событий  «сезонов», будь то выставка, спектакль  или концерт, вписывало новую  страницу в летопись мировой культуры. Художественная деятельность труппы Дягилева в корне перевернула представления европейцев о классическом балете, о декорациях, костюмах, красках и формах и помогла западным художникам сделать шаг к новому направлению и стилю – арт-деко. К сожалению, «сезоны» прекратили свое существование с уходом из жизни патриота и просветителя Сергея Дягилева.

Но вначале 21 века они  были возрождены, и сейчас мы имеем  возможность увидеть балет, который  танцевали сто лет тому назад. Фонд имени Мариса Лиепы и компания «SAV Entertainment» в рамках седьмого открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» возрождают великую традицию «Русских сезонов» Сергея Дягилева – ярчайшего явления в мировом культурном процессе. Фестиваль «Черешневый лес» представил лучшие балеты из цикла «Русские сезоны 21 век» на сцене Московского театра Оперетты – «Тамар» и «Синий бог», а также премьеру восстановленного балета Брониславы Нижинской «Болеро»8.

Художественные руководители проекта: Народный артист России Андрей Петров и Заслуженный артист России Андрис Лиепа. Продюсер проекта – Надежда Соловьева. Балеты «Русских сезонов» получили второе рождение.

Премьера восстановленного спектакля состоялась 25 октября 2005 года на сцене Государственного Кремлевского дворца. Эта постановка посвящается всем создателям спектакля 1912 года в Париже.

Идея создать балет  с декорациями и костюмами  Бакста родилась в 1992 году. Немногие сохранившееся  документы, что осталось от той постановки возбуждало в моем воображение картины  древнего индийского храма на берегу озера в зарослях лотоса. Длинные процессии жрецов в белых одеждах, змии, фантастически красивый костюм Вацлава Нежинского, фотография Тамары Карсавиной и множество противоречивых воспоминаний современников Сергея Дягилева. Постановку и хореографию осуществлял Михаил Фокин. К сожалению, именно от хореографии «Синего Бога» не осталось ничего, кроме фотографий. Пришлось пригласить Уэйна Иглинга на постановку «Синего Бога».

Постепенно все элементы выстраивались в единое целое. Но был один существенный пробел. Это музыка. Перебрали всех композиторов, и внимание остановилось на Скрябине. Началось изучение книг об Александре Николаевиче, знакомство с его музыкой, и из этого выкристаллизовывается музыкальная канва. Первая часть «Божественной поэмы» и «Поэма экстаза» целик. Скрябин по воспоминаниям современников мечтал об исполнение этих произведений в Индии в несуществующем храме в горах. Он мечтал о хореографическом решение, об уникальных световых эффектах при исполнении своей музыки. Началась кропотливая работа по поиску недостающих эскизов костюмов, материалов и чтению статей о постановке.

Дело осталось за малым. Найти исполнителя, который мог  бы исполнить партию Нежинского. Сейчас балет поставлен на Николая Цискаридзе (Синий Бог), Илзе Лиепа (Богиня) и  артистов театра «Кремлевский балет». Декорации и костюмы Бакста восстановила Анна Нежная. Это потрясающе красиво.

Премьера воссозданного  спектакля состоялась 22 марта 2006 года на сцене Государственного Кремлевского Дворца.

С давних времен бытует русская  легенда об истории жестокой царицы Тамар, которая жила в 12 веке в уединенном замке в горах Грузии, омываемом бурными водами реки Терек. Говорят, что у Тамар было лицо ангела и сердце демона. Под предлогом гостеприимства она заманивала в свой замок путешественников, едущих мимо по пустынной дороге. Очаровав несчастных своей дьявольской красотой, она убивала их, а тела приказывала сбрасывать со скалы.

На тему этой легенды  Михаил Лермонтов написал волнующую  поэму, которой дал название «Тамар», а выдающейся композитор Милий Балакирев создал красочную симфонию. Благодоря Льву Баксту, музыка и поэма объединились в болет. Бакст совершил путешествие на Кавказ, чтобы лично побывать на месте злодеяний Тамары. В этом суровом, пустынном месте он смог воочию представить себе мизансцены нового балета, который стал одним из величайших триумфов художника. Хореографом балета стал Михаил Фокин. К сожалению, хореография Фокина безвозвратно утрачена9.

Авторы новой версии сделали шаг новой интерпретации  легенды. Изменился взгляд на историю Тамар, отношение между героями представлены в новом свете. Тамар в новой интерпретации – это не только гордая и не преступная царица, но и чувственная женщина, задающая себе вопросы, оценивающая свои поступки, страдающая. Авторы пытаются ответить на вопрос, почему героиня убивает странников, внеся в постановку дополнительный мотив смерти мужа героине. Захлестнувшее женщину горе приводит к крайней жестокости.

«Болеро» было написано Морисом Равелем по заказу Иды  Рубинштейн для ее, только что организованной балетной труппы, и исполнено одновременно «Вальсом» того же автора в премьерный вечер 22 ноября 1928 года. Хореография и идея постановки принадлежит первой женщине-балетмейстеру Брониславе Нижинской, а декорации – Александру Бенуа. Сцена изображала один из дешевых трактиров Барселоны, где на огромном столе танцевала женщина (Ида Рубинштейн), а вокруг теснились охваченные страстью мужчины.

Вниманию зрителей представили  первое исполнение балета, восстановленное  по оригинальным эскизам и фотографиям, а так же собственноручным записям хореографа Брониславы Нижинской, предоставленных ее внучкой Натали Раец. Постановка балета осуществляется при помощи ученицы Брониславы Нижинской Нины Юшкевич. Натали Раец и Нина Юшкевич стали почетными гостями премьерного показа10.

 

 

 

Заключение

Дягилевский фестиваль, будучи единственным в мире, уникален, но он вписывается и в общее  фестивальное движение, охватившее сейчас все цивилизованные страны мира и  ставшее одной из форм развития современной  культуры. В самых разных странах Запада и Востока происходит множество разнообразных театральных, кино, музыкальных, балетных фестивалей, не только показывающих современное искусство, но и укрепляющих связи между народами, развивающих творческое общение деятелей культуры.

Нынешней Дягилевский фестиваль является настоящим праздником искусства, культуры и творческой жизни. Он оставит след не только новыми, впервые появившимися художественными явлениями, но также станнит вкладом в искусствоведенье и художественную критику, формирование сознания молодежи, для которой многое здесь стало открытием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. История русского балета Сергея Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://xreferat.ru/47/3948-1-istoriya-russkogo-baleta-sergeya-dyagileva.html (дата обращения 11.12.2012)

  1. Русский балет Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E9_%E1%E0%EB%E5%F2_%C4%FF%E3%E8%EB%E5%E2%E0 (дата обращения 11.12.2012)

  1. Русский балет Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://dance-composition.ru/publ/ideologi_i_reformatory_baleta/russkij_balet_djagileva/17-1-0-171 (дата обращения 11.12.2012)

  1. Русские балеты Сергея Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://gavrilenko.2x2forum.com/t226-topic (дата обращения 12.12.2012)

  1. Дягилев и русские балеты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.razlib.ru/istorija/zemlja_zhar_pticy_krasa_byloi_rossii/p31.php (дата обращения 12.12.2012)

1 История русского балета Сергея Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://xreferat.ru/47/3948-1-istoriya-russkogo-baleta-sergeya-dyagileva.html (дата обращения 11.12.2012)

2 Дягилев и русские балеты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.razlib.ru/istorija/zemlja_zhar_pticy_krasa_byloi_rossii/p31.php (дата обращения 12.12.2012)

3 История русского балета Сергея Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://xreferat.ru/47/3948-1-istoriya-russkogo-baleta-sergeya-dyagileva.html (дата обращения 11.12.2012)

4 История русского балета Сергея Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://xreferat.ru/47/3948-1-istoriya-russkogo-baleta-sergeya-dyagileva.html (дата обращения 11.12.2012)

5 Русский балет Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://dance-composition.ru/publ/ideologi_i_reformatory_baleta/russkij_balet_djagileva/17-1-0-171 (дата обращения 11.12.2012)

6 Дягилев и русские балеты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.razlib.ru/istorija/zemlja_zhar_pticy_krasa_byloi_rossii/p31.php (дата обращения 12.12.2012)

7 История русского балета Сергея Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://xreferat.ru/47/3948-1-istoriya-russkogo-baleta-sergeya-dyagileva.html (дата обращения 11.12.2012)

8 Русские балеты Сергея Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://gavrilenko.2x2forum.com/t226-topic (дата обращения 12.12.2012)

9 Русский балет Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E9_%E1%E0%EB%E5%F2_%C4%FF%E3%E8%EB%E5%E2%E0 (дата обращения 11.12.2012)

10 История русского балета Сергея Дягилева. [Электронный ресурс]. URL: http://xreferat.ru/47/3948-1-istoriya-russkogo-baleta-sergeya-dyagileva.html (дата обращения 11.12.2012)




Информация о работе История русского балета Дягилева