Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:06, контрольная работа
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Введение. 3
Истоки и становление древнерусской культуры. 5
Заключение. 16
Список используемой литературы. 18
Язычество
пронизало практически всю
Язычество сохранило свою первозданную прелесть, образность и жизненность в сказках, преданиях, легендах, былинах. Одним из самых любимых народом былинных героев был Илья Муромец, в характере которого сочетались языческая свобода человека и христианская вера в сильную государственную власть.
Я иду служить за веру христианскую, И за землю российскую, И за стольный Киев град, За вдов, за сирот, за бедных людей И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксин), А для собаки-то князя Владимира Да не вышел бы я вон из погреба.
Так Илья Муромец обращается к богатырям, призывая их выступить против врагов, пытающихся захватить Киев. А князь Владимир - это тот самый Владимир Святославич, язычник, принявший в 988 г. христианство и крестивший Киевскую Русь.
В 882 г. новгородский князь Олег подчинил города и земли вдоль пути «из варяг в греки» и сделал Киев столицей древнерусского государства, где он правил в 882-912 гг. В 907 г. Олег совершил поход против Византии, овладел Константинополем и заключил мирный договор. Князь Игорь, правивший на Руси в 912- 945 гг., продолжил объединение восточно-славянских племен. Его жена княгиня Ольга приняла христианство в Константинополе в 955 г., подав тем самым пример крещения. Но этим примером воспользовался не сын Игоря и Ольги, князь Святослав Игоревич, а его внук Владимир Святославич (Владимир Святой, правивший в 980-1015 годах)*. В попытке создать пантеон языческих богов Владимир Святой повторил ошибку вождей Римской империи, которые пытались ввести наряду с поклонением италийским богам культ божеств вновь присоединенных провинций. Как и тогда, намерение Владимира закрепить иерархию наиболее почитаемых у различных славянских племен богов во главе с племенным богом полян Перуном ни к чему не привело, что и вынудило его пойти на те действия, которые определили дальнейший ход не только духовного развития Киевской Руси, но и повлияли на решение геополитической задачи. С принятием христианства на Руси было остановлено наступление мусульманства на Европу (здесь под его влияние попали Испания и Южная Италия). Русь на многие века стала восточным бастионом европейской христианской цивилизации, унаследовав эту функцию от Византии. Принятие христианства разрешило проблемы международных связей Руси с другими государствами: стали обычными явлениями династические браки, улучшились условия торговли и т. д.
Здесь важно отметить то, что принятие в 988-989 гг. христианства на Руси было вполне естественным и закономерным процессом во взаимодействии Византии со славянским миром. Христианизация славян началась после их расселения на территории Восточно-Римской империи, в первую очередь в Македонии и Малой Азии. Здесь образуется своеобразный культурный мир, объединяющий греческие и славянские традиции уже начиная с конца V - начала VI вв.
Поэтому, предваряя рассмотрение вопроса о евразийстве как феномене русской культуры начала XX в., следует обратить внимание на феномен византинизма, во многом определившем ход развития древнерусской культуры. «Византинизм, - отмечает И. Экономцев, - это вселенский феномен, в формирование которого внесли свою лепту и греческий мир, и латинский Запад, и Ближний Восток, и Египет, а с VII-IX вв., когда уже можно говорить о византинизме как об особой культуре, отличной от позднеантичной и раннехристианской, - и славяне». Продолжая эту мысль, отметим, что в культурном бытии Киевской Руси византинизм, под влиянием двух других культур (арабского мира и викингов) и на основе славянской культуры трансформировался в евразийство.
С принятием христианства Киевская Русь получила широкий доступ к знаниям византийских ученых (историческим, естественнонаучным, эстетическим и др.). Здесь надо отметить, что вплоть до XII в. Византия экономически превосходила все европейские державы. Здесь были высоко развиты строительная техника, точные и естественные науки. Константинополь был «золотым мостом» (К. Маркс) между Востоком и Западом. Византия явилась прямой наследницей греко-римского мира и эллинистического Востока. Византийская культура впитала художественные традиции населявших ее народов (греков, сирийцев, коптов, армян, грузин, славян, населения Крыма и др.).
Христианство, победив язычество на территории Византийской империи в политическом отношении, было вынуждено ассимилировать античные традиции в философии, науке, литературе и искусстве, т. е. использовать весь арсенал языческой культуры. Так произошло и в Киевской Руси: противоборство язычества и христианства «выражалось пассивно» (Н. И. Костомаров). Язычество многие века уживалось с догмами церкви. В конечном счете принадлежность Руси к славянскому миру предопределила обращение ее именно к православию. В художественной форме это нашло выражение в «Повести временных лет» в словах послов Владимира, потрясенных греческой литургией: «Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать», т. е. в язычестве. Так сказалась особенность мировосприятия древнерусского человека, для которого язычество в его обрядовости, эпосе и пр. проявлениях, оставалось принадлежностью эстетического сознания в большей мере, нежели сознания религиозного. «И пришли мы в Греческую землю, - рассказывают те же послы, - и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказывать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба там лучше, чем в других странах». Русский человек изначально искал в христианстве не закон, а благодать и красоту, которые выражались в пышности богослужения, литургии.
В
русской православной культуре образуется
своеобразное религиозное пространство-
Заключение
Судьба русской культуры и прекрасна
и драматична. Прекрасна потому, что
оставила заметный след в отечественной
истории. Трудно представить нашу культуру
без "Слова о полку Игореве", рублевской
"Троицы", Московского Кремля, собора
Василия Блаженного, сокровищ Оружейной
палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое
явление своего времени, культура средневековья
исторически была обречена. С началом
петровских реформ изменился ее характер
- она лишилась своего религиозного содержания
и стала по преимуществу светской. Словно
забыв свои византийские корни, русская
архитектура, живопись, декоративное искусство
стали осваивать западный художественный
опыт. Получила развитие скульптура, почти
неизвестная в Древней Руси. Изменился
облик городов. Да и сами горожане преобразились
- стали иначе одеваться, питаться, усвоили
новые нормы повеления.
Правда, перемены те коснулись в основном
дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась.
Деревня сохраняла свой традиционный
быт и культуру, сложившиеся еще в средние
века. Болезненная ломка крестьянской
культуры произошла уже в XX в., в советское
время. После 1917 г. началась борьба с "пережитками
старой идеологии", подорвавшая устои
духовной жизни деревни. Искоренялись
старые обычаи и традиции, исчезли многие
праздники. Последовавшая за этим массовая
коллективизация разрушила традиционный
уклад крестьянской жизни.
За последние семь десятилетий погибло
немало памятников средневековой культуры.
В годы революции и гражданской войны
под предлогом борьбы с религией уничтожали
церковную утварь, сжигали иконы, разбивали
колокола. В 30-е годы в старых русских городах
безжалостно разрушали выдающиеся памятники
средневекового зодчества - храмы, монастыри,
палаты,
В годы Великой Отечественной войны русской
культуре был нанесен новый удар. Фашисты
погубили многие памятники древнего искусства
в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске
и других городах. Потери оказались невосполнимы,
Многие древнерусские шедевры можно увидеть
теперь только на фотографиях.
Немало
воды утекло с того далекого времени.
Растеряв много ценного на этом пути, люди,
наконец, становятся мудрее и бережливее.
Возрождаются из небытия многие русские
традиции и обряды. Растет интерес к народной
культуре и быту. Хочется надеяться, что
это не временное увлечение, не дань мимолетной
моде, а серьезное желание восстановить
прерванную связь времен.
Список используемой литературы
Информация о работе Истоки и становление древнерусской культуры