Использование графических кодов Удмуртии в современном дизайне молодежной одежды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 03:12, статья

Краткое описание

В статье рассматривается авторский подход к переработке народных творческих мотивов в современные орнаменты и принты. В структуру формулы входят : достижения русского народного творчества, цветовой канон, технология росписи тканей и вышивки. Автор предлагает название интегративной формулы : « графические коды в современном дизайне » и раскрывает ее художественные и технологические особенности применительно к индустрии сувенирной продукции, культуры Удмуртии.

Файлы: 1 файл

Научная статья (Удмуртия).doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Бразукевич Татьяна Сергеевна

Специалитет, 5 курс

Кафедра дизайна

Институт искусств и креативных технологий

МГГУ имени М.А. Шолохова

Email: pryanik-star@mail.ru

 

Использование графических кодов Удмуртии в современном дизайне молодежной одежды.

 

 

Аннотация. В статье рассматривается авторский подход к переработке народных творческих мотивов в современные орнаменты и принты. В структуру формулы входят : достижения русского народного творчества, цветовой канон, технология росписи тканей и вышивки. Автор предлагает название интегративной формулы : « графические коды в современном дизайне » и раскрывает ее художественные и технологические особенности применительно к индустрии сувенирной продукции, культуры Удмуртии.

 

 

Ключевые слова. Удмуртский орнамент, этно-дизайн, этно-культура, национальный костюм.

 

Актуальность. В настоящее время, на мировом уровне, в эпоху массового промышленного производства наблюдается такая тенденция как унификация этнических признаков при проектировании современных костюмных комплексов. Многовековые национальные традиции, материальным воплощением которых является костюмный комплекс, постепенно исчезают, унося вглубь веков сложившиеся характерные особенности каждой этнокультуры. В итоге, постепенно исчезает одна из основных специфических составляющих традиционного женского костюмного комплекса – смысловой этнознаковый, обереговый элемент, выраженный в цвето-графической символике, позволяющей идентифицировать каждую этнокультуру. Поэтому на сегодняшний день остро стоит вопрос по сохранению духовной составляющей национального колорита в традиционных предметах материальной культуры этноса и его адаптации к современным условиям реализации. Данная проблема является очень интересной и актуальной в наши дни. Актуальность работы связана с активизацией интереса молодежи к народному костюму в современном дизайне.

В нашей статье рассмотрен народный костюм Удмуртии в конструировании современной одежды для молодежи.

За основу в создании учебного проекта были взяты удмуртские орнаменты и народные костюмы. Для современной моды исторические художественные стили, традиции национального костюма, актуальная культура – палитракрасок, из которых создается образ.

Если для культуры в целом традиции и культурные образцы являются ядром, несущим охранительное значение, то в моде происходит обратный процесс – ценность образов определяется сменой модных стандартов. Инновация через традицию дает возможность возвращения, трансформации модных и культурных образов прошлого, их реабилитации в новом контексте. В дискурсе моды содержание ядра культуры воспринимается как ценность, только если выводится модным стандартом в актуальное «здесь-и-сейчас». Таким образом, при несомненной связи моды с развитием культуры можно выделить в данном процессе некоторую несинхронность, обеспечивающую развитие и первого, и второго. Попадая в дискурс моды, благодаря ее игровому характеру, культурные коды могут обрести новую контекстуализацию, их означающие могут временно потерять связь с культурным слоем, их породившим. Но мода – часть культуры, поэтому старые следы «официальной культурной прописки» феноменов не стираемы и остаются в сохранности, в том числе и для последующих прочтений-трансформаций. Напоминая о традициях, мода позволяет ей не только оставаться в глубинных слоях культурного ядра, но и обновляться, приобретая новые функции. В данном контексте этнотенденции становятся интересны социуму не только как часть традиционной культуры, но и как инструмент выживания в мире современном, как особенная конфигурация отношений человека и природы. С теоретической точки зрения между костюмом в национальном стиле и этническом существует определенная разница. Первый предполагает обращение к традициям, их обобщение и интерпретацию. Второй в большей степени ориентирован на национальный колорит, экологию этнографической среды и нюансы стиля той или иной страны. Этнический стиль отсылает не к реконструкции исторически сложившихся форм национального костюма, а к утверждению идеи гармонии человека и природы.

К сожалению, сегодня  не у всех есть грамотное понимание, как носить традиционный костюм. Встречается, что сочетают несочетаемое:  айшет с севера, платье – южное. Такого рода фольклоризация ничего хорошего к представлению об удмуртах не принесет. Один из выходов из сложившейся ситуации – стилизованный костюм.

Стилизованный костюм  - один из вариантов развития культуры в условиях глобализации. Да не только культуры, под этим подразумевается нация  в целом, ее идентичность. Необходимо приспосабливать традиционные элементы к современной жизни. Взять даже музыку. Silent Woo Goore - ярчайший пример: они исполняют народную музыку в современной обработке.

Сегодня  уже модернизируются  и костюмы. Традиционный удмуртский неудобен для повседневного ношения. Стилизованное платье оригинальное и современное, но сохранившее этнические  элементы. Также можно усовершенствовать  и налобные повязки,  и монисто. Настоящие монисто весят по несколько килограмм, но ведь есть варианты уменьшить украшение.

Нужно создать современную модную тенденцию:  сделать удмуртский костюм  - модным. Пусть его захочет одеть любая девушка, пусть наряды будут доступными, продаются в магазинах. Успех этой отрасли целиком зависит  от компетентности модельеров:  они должны знать историю костюма.  Такая одежда несет в себе историю и культуру наших предков.  Опыт, накопленный  столетиями, оставляет свой отпечаток на нашем  настоящем и будущем.

Мы привыкли рассматривать  наши традиционные костюмы в музее, на страницах книг, относится как к пережиткам прошлого. Но достаточно немного преобразовать наряд и он оживёт. И в этом одна из главных задач: сохранить наши традиции, «изюминки» нашей удмуртской культуры, и воплощать это в жизнь уже в современной форме.

 

К одним из древних видов удмуртского народного искусства относится орнамент. Наиболее самобытен удмуртский традиционный орнамент в народном костюме.  Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних тюркоязычных народов. Орнаментация выполнялась без всяких вспомогательных средств. Мотивы наносились непосредственно на холст по счету нитей. Названия орнаментальных мотивов были связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. Названия одних мотивов подчеркивают материал вышивки (зарни пужы – золотой узор), другие подсказывают его традиционное расположение: гадь котыртэм – узор на груди. Особые орнаментальные композиции предназначались для вышивания платков и поясов. Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров.  
Узорное вязание было издавна известно удмуртам. При многоцветной вязке орнаменты были самыми разнообразными: звезды, розетки, параллельные линии, крестообразные фигуры, зигзаги, сильно стилизованные растительные элементы. Разнообразно их цветовое решение: орнамент чаще выполнялся на темном, черном или темно-сером фоне. Для выполнения орнаментальных композиций употребляли разнообразные, нередко яркие, контрастные цвета: желтый, красный, оранжевый, лиловый, малиновый, зеленый и др. Были и двухцветные сочетания: серый с розовым, желтый с черным, лиловый с серым и т. д. Орнамент располагался чаще горизонтальными полосами. Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение.  Развитым видом народного искусства у удмуртов является узорное ткачество. Разные приемы тканья, вариации цвета и мотивов орнамента давали уникальные образцы ткани. В орнаменте нашла отражение окружающая природа. Об этом говорит богатая терминология геометрического орнамента узорного ткачества. Например, кыз пужы – ёлка, «шунды пужы» – солнце, «толэзь пужы» – луна. Браные орнаменты северных удмуртов обычно ткали красным утком по белому фону, при этом отдавали предпочтение графическому решению. 

Вышивка северных удмуртов представлена в первую очередь вышитой белой одеждой. Это рубахи с распашными кафтанами, головные полотенца, нагрудники. Узоры самые разнообразные: прямые полосы, пересечённые прямыми и косыми линиями, гребенчатые линии, треугольники и квадраты, ромбы, ромбы с продолжающимися сторонами, мотив парного крючка. При этом они имеют различные названия: «бараньи рога» («така сюр»), «крылья утки» («ӵӧж бурд»), «конские головки» («вал йыр»). На свадебных нагрудниках обычно основным орнаментальным мотивом является восьмилучевая розетка («лунный узор» — «толэзё»). «Свадебный узор «толэзё» — женский лунный знак. способствующий плодовитости его носительниц. Здесь имеется в виду не изображение небесного светила, а подчёркивается временной аспект, репродуктивный период женщины» . Основная цветовая гамма вышивки — терракотово-красная, контур узора всегда очерчивался чёрной нитью, иногда вышивались небольшие оживки (включения) из синих, жёлтых, зелёных нитей.  Северные удмурты владели практически всеми видами швов вышивки: это — косой и прямой стежки с очерченным контуром (дэра вылтӥ кырыж но шонер вурыс тырыса), стебельчатый (дэра вылтӥ чурен кырыж вурыс пуктыса), петельный (дэра дуртӥ кыӵес вурыс пуктыса), набор (бичаса пужыятӥськон), счётная гладь (лыдъяса пуктэм вольыт пужы), крест (кирос пужы), косичка (пунэт пужы пуктыса), строчка-перевить (бинямо, биньыса), роспись (дэралэн кыкнапалтӥз кырыж вурыс пуктыса).

Мастерицы из южной группы удмуртов расшивали налобные повязки, платки-покрывала, головные полотенца, свадебные пояса зар, нагрудники.

Налобные повязки вышивались в технике косой стежок и серебряными нитями в технике в прикреп. Узор рельефный, чёткий, орнаменты: зигзагообразные и волнистые линии, также встречаются крючки и мелкие треугольники. Основой для узора служила береста. При вышивке полоска из бересты оставалась на ткани под нитями, что и придало вышивке выпуклый рельефный вид. Платки-покрывала южных удмуртов представляли собой белых холст с узором «древо жизни», вышитым на всех четырёх углах платка по диагонали вершиной к центру.

Головные полотенца с яркой ювелирной вышивкой исполнены разноцветными шёлковыми нитями по кумачу, ромбовидные квадратные и прямоугольные фигуры обычно составлены из мелких квадратных фигур, контуры композиции очерчивались узкими линиями в технике роспись. Концы головных полотенец выполнены в основном свободными швами тамбур, козлик, восьмёрка. Такая техника была характерна для тюркских соседей удмуртов, видимо, её переняли от них.

Свадебные пояса зар завятские удмурты вышивали терракотово-красным шёлком-сырцом. Вся поверхность узора сплошь покрывалась треугольными фигурами, вышитыми в технике двусторонней глади. Контур узора очерчивался полосой вышивки чёрными шёлковыми или шерстяными нитями. На платках-покрывалах и поясах зар основной орнамент «древо жизни». На концах головных полотенец узоры из квадратов, прямоугольников и ромбов с продолжающимися сторонами.

Основные швы, характерные для завятских удмуртов: ковровый настил, назад иголкой с перевивом, счётная гладь, роспись, крест. Названия узоров различны: «ватрушка» («перепеч пужы»), «кошачий след» («коӵыш пытьы»), «пять углов» («витьсэрго»), «семь углов» («сизьымсэрго»), «голубиный глаз» («дыдык син») и т. д

 

 

Вывод. В настоящее время, орнаментальные мотивы современных костюмных комплексов, постепенно трансформируясь и искажая традиционные очертания, уже не имеют того глубокого духовного содержания, которое было в прошлом. Древняя символика в современной интерпретации постепенно превращается в декоративные элементы, лишенные смысловой нагрузки, что, несомненно, отразилось на хаотичном и бездумном использовании древней символики при украшении современного женского костюма. Поэтому глубокое исследование семантики образов, систематизация и использование результатов этих исследований, безусловно, являются важным и необходимым в работах по проектированию современных женских костюмных комплексов с глубоким этническим наполнением, дизайн которых в адаптированном виде сохранял бы специфический национальных колорит этноса.

 

 

 

Литература

  1. Бортникова Н. В., Желудов В. Г. «Мировое древо» в символике предметной среды удмуртов // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (73). С. 34-37
  2. Климов К. М. Удмуртское народное искусство. Ижевск: Удмуртия, 1988. 200 с.
  3. Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск – Ленинград: Удмуртия, 1973. 160 с.
  4. Молчанова Л. А. Удмуртский народный костюм (история и символика). Ижевск, 2006. 132 с.
  5. Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах // Семиотика и искусствометрия / под ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова. М.: Мир, 1972. С. 50-81.

 


Информация о работе Использование графических кодов Удмуртии в современном дизайне молодежной одежды