Илиада" и "Одисея

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:16, реферат

Краткое описание

Произведения Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени
известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще
первыми памятниками литературы в Европе. Содержа в себе огромное количество
разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру, эти поэмы не
могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального
писателя.

Файлы: 1 файл

Вступление.docx

— 34.51 Кб (Скачать)

года, а потом направила его  в подземное царство для узнавания  его будущей

судьбы.

Путем особого хитрого приема Одиссей  проезжает мимо острова Сирен,

полуженщин, полуптиц, завлекавших  к себе всех путников своим сладострастным

пением и затем пожиравших их. На острове Тринакрии спутники Одиссея  пожирают

быков Гелиоса, за что бог моря Посейдон уничтожает все корабли Одиссея; и

спасается только один Одиссей, прибитый волнами на остров нимфы Калипсо. У

Калипсо он живет 3 года, и боги решают, что ему уже пора вернуться  домой на

Итаку. В течение нескольких песен  описываются все приключения  Одиссея на пути

домой, где в это время местные  царьки ухаживают за Пенелопой, верной женой

Одиссея, ждущей его в течение 20 лет.

В итоге Одиссей все же добирается до дому, вместе со своим сыном Телемахом

перебивает всех женихов, и, подавив  мятеж сторонников женихов, воцаряется в

своем собственном доме и начинает счастливую мирную жизнь после 20-летнего

перерыва.

Несмотря на то, что путешествие  Одиссея домой длилось 10 лет, "Одиссея"

охватывает еще меньше времени, чем "Илиада" и действие развертывается в

течение 40 дней.

"Одиссея" тоже может излагаться  по отдельным дням, в течение  которых

происходят изображаемые в ней  события. Совершенно очевидно, что составитель

или составители поэмы разделяли  изображение происходящего по дням, хотя у

Гомера это разделение кое-где  не вполне точно выражено.

Если подвести итог распределению  действия по дням в "Одиссее", то необходимо

отметить, что из 40 дней, по крайней  мере, 25 дней не находят для себя

подробного изложения. Т.е. из 10 лет  странствования Одиссея поэма изображает

только последние дни перед  Итакой и несколько дней на Итаке. Обо всем

остальном времени, т.е. в сущности, о 10 годах, либо рассказывается самим

Одиссеем на пиру у Алкиноя, либо о них только упоминается.

Несомненно, что "Одиссея" куда более  сложное произведение античной

литературы, чем "Илиада". Исследования "Одиссеи" с литературной точки  зрения

и с точки зрения возможного авторства  ведутся и по сей день. В результате

обзора критики "Одиссеи" можно  придти к следующим выводам:

1. В "Одиссеи" обнаруживается  соединение элементов двух самостоятельных  поэм.

Из них одну можно назвать  собственно "Одиссеей", а другую "Телемехией".

2. "Одиссея" представляла возвращение  Одиссея от Калипсо через Схерию  на

родину и его месть женихам  в заговоре с сыном так, как  она изображена в XVI

песне. Пенелопа узнавала здесь мужа уже после того, как женихи были им

перебиты.

3. Автор этой древней "Одиссеи"  уже сам пользовался более  древними песнями:

он соединяет отдельную песнь "Калипсо", свободную фантазию на тему "Кирка", с

"Феакидою", заметна его переработка  рассказа в третьем лице в  рассказ самого

Одиссея.

4. В "Телемахии", рассказывающей о путешествии Телемаха в Пилос и Спарту,

замечается упадок искусства композиции по сравнению с "Одиссеей". Соединение

"Калипсо" с "Феакией"  сделано настолько искусно, что  связность и

последовательность рассказа вполне безукоризненна. Напротив в "Телемахии"

само путешествие Телемаха и  рассказы ему Нестора и Менелая  весьма слабо

связаны с остальным действием  поэмы и для внимательного  читателя здесь

открываются даже прямые противоречия.

5. Эпилог "Одиссеи" представляет  контаминацию отдельных частей  двух

вышеупомянутых поэм и более  древнего происхождения, чем окончательная

редакция "Одиссеи".

6.          Деятельность   последнего   редактора   "Одиссеи"  заключалась   в

соединении  частей  древней "Одиссеи", "Телемахии" и той обработке

эпилога,  о  которой  было упомянуто.   Вставки   редактора характерны

некоторыми особенностями языка,  заимствованием  многих  стихов  из древних

поэм,   неясностью   и   непоследовательностью изложения.  В некоторых

случаях  вставки составлены  по отрывкам  древних источников.  Также

редактор вносит в "Одиссею" содержание циклических поэм.

     Переводы Гомера.

Древнерусский читатель мог найти  упоминания о Гомере (Омире, как его  называли

на Руси, следуя византийскому произношению) уже в "Житии" первоучителя

Кирилла, а о троянской войне  прочесть в переведенных уже в киевскую эпоху

византийских всемирных хрониках.

Первая попытка стихотворного преложения небольших фрагментов гомеровских поэм

принадлежит Ломоносову. Тредиаковский  перевел гекзаметром - тем же

стихотворным размером, которым  писал Гомер роман французского писателя

Фенелона "Приключения Телемаха", написанный по мотивам "Одиссеи", а точнее

"Телемахии", о которой упоминалось  выше. "Телемахия" Тредиаковского  содержала

ряд вставок - прямых переводов с  греческого. Во второй половине XVIII века

поэмы Гомера переводил Ермил Костров. В XIX веке были сделаны тавшие

классическими переводы "Илиады" Гнедичем и "Одиссеи" Жуковским. По поводу

перевода Гнедича Пушкин написал  гекзаметром сначала такую эпиграмму:

"Крив  был  Гнедич  поэт,  преложитель слепого Гомера Боком  одним с образцом

схож и его перевод". Потом  Пушкин тщательно вымарал эту  эпиграмму и написал

следующую:

"Слышу  умолкнувший  звук  божественной эллинской речи

Старца великого тень чую смущенной  душой".

После Гнедича перевод "Илиады" был осуществлен еще и Минским, а затем, уже в

советское время - Вересаевым, однако эти переводы были не столь удачны.

Переводом же "Одиссеи" после  Жуковского долгое время никто не занимался и

все-же через почти 100 лет после  Жуковского "Одиссею" перевел  Шуйский, а

затем и Вересаев, но опять же, эти  переводы не получили столь широкого

распостранения и признания.

     Заключение.

Поэмы "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали

огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры,

а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих

поэм, их эпохальность, красочность, колорит  привлекает читателя и поныне,

несмотря на огромную временную  пропасть, лежащую между ними.

К сожалению, великое множество  вопросов, связанных с поэмами  Гомера, еще не

разрешены, и вряд ли будут разрешены  уже когда-нибудь. Особенно остро  стоит

вопрос об авторстве этих поэм, но ничего действительно определенного  на этот

вопрос ответить нельзя, как нельзя было ответить и сто и тысячу лет  назад.

При написании этой работы мы не ставили  себе цель ответить на какие-либо

вопросы, а просто попытались сделать  некий небольшой общий обзор  на тему о

Гомере и его поэмах.

     ЛИТЕРАТУРА.

1. Гомер "Илиада", М., "Правда", 1984.

2. Гомер "Одиссея", М., "Правда", 1984.

3. Лосев А. Ф. "Гомер", М., 1960.

4. Шестаков С. "О происхождении  поэм Гомера", Казань, 1892.

5. Шталь И. В. "Одиссея" - героическая  поэма странствий", М., "Наука", 1978.


Информация о работе Илиада" и "Одисея