Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:28, реферат
Смотря на икону, в нежные скорбящие глаза Богоматери, я понимаю, что мы так далеки от Ее таинственного мира… Чистота – вот что ассоциируется со словами «храм», «икона». Именно этого ощущения чистоты очень не хватает в повседневной жизни. А ведь прекрасное рядом! Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться
Что мы знаем про иконы? Зачем о
Введение
1. История русской иконописи
2. Психология иконы
3. Цветовая гамма древнерусских икон и ее значение
4. Андрей Рублев и его «Троица»
Заключение
Список литературы
Когда в XVII веке, в связи с другими церковными новшествами, в русские храмы вторглась реалистическая живопись, следовавшая западным образцам, поборник древнего благочестия, известный протопоп Аввакум, в замечательном послании противополагал этим образцам именно аскетический дух древней иконописи. "По попущению Божию умножилось в русской земле иконного письма неподобного. Изографы пишут, а власти соблаговоляют им, и все грядут в пропасть погибели, друг за другом уцепившеся. Пишут Спасов образ Эммануила - лицо одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые; тако же и у ног бедра толстые, и весь яко Немчин учинен, лишь сабли при бедре не написано. А все то Никон враг умыслил, будто живых писати... Старые добрые изографы писали не так подобие святых: лицо и руки и все чувства отончали, измождали от поста и труда и всякие скорби. А вы ныне подобие их изменили, пишете таковых же, каковы сами". Эти слова протопопа Аввакума дают классически точное выражение одной из важнейших тенденций древнерусской иконописи; хотя следует все время помнить, что этот ее скорбно аскетический аспект имеет лишь подчиненное и притом подготовительное значение. Важнейшее в ней, конечно, - радость окончательной победы Богочеловека над зверочеловеком, введение во храм всего человечества и всей твари; но к этой радости человек должен быть подготовлен подвигом: он не может войти в состав Божьего храма таким, каков он есть, потому что для необрезанного сердца и для разжиревшей, самодовлеющей плоти в этом храме нет места: и вот почему иконы нельзя писать с живых людей.
Икона
- не портрет, а прообраз грядущего
храмового человечества. И, так как
этого человечества мы пока не видим
в нынешних грешных людях, а только
угадываем, икона может служить
лишь символическим его
Воздержание от еды и в особенности от мяса тут достигает двоякой цели: во-первых, это смирение плоти служит непременным условием одухотворения человеческого облика; во-вторых, оно тем самым подготовляет грядущий мир человека с человеком и человека с низшею тварью. В древнерусских иконах замечательно выражена как та, так и другая мысль. Мы пока сосредоточим наше внимание на первой из них. Поверхностному наблюдателю эти аскетические лики могут показаться безжизненными, окончательно иссохшими. На самом деле, именно благодаря воспрещению "червонных уст" и "одутловатых щек" в них с несравненной силой просвечивает выражение духовной жизни, и это - несмотря на необычайную строгость традиционных, условных форм, ограничивающих свободу иконописца. Казалось бы, в этой живописи не какие-либо несущественные штрихи, а именно существенные черты предусмотрены и освящены канонами: и положение туловища святого, и взаимоотношение его крест-накрест сложенных рук, и сложение его благословляющих пальцев; движение стеснено до крайности, исключено все то, что могло бы сделать Спасителя и святых похожими "на таковых же, каковы мы сами". Даже там, где движение допущено, оно введено в какие-то неподвижные рамки, которыми оно словно сковано. Но даже там, где оно совсем отсутствует, во власти иконописца все-таки остается взгляд святого, выражение его глаз, то есть то самое, что составляет высшее средоточие духовной жизни человеческого лица. И именно здесь сказывается во всей своей поразительной силе то высшее творчество религиозного искусства, которое низводит огонь с неба и освещает им изнутри весь человеческий облик, каким бы неподвижным он ни казался.
Ошибочно было бы думать, однако, что неподвижность в древних иконах составляет свойство всего человеческого: в нашей иконописи она усвоена не человеческому облику вообще, а только определенным его состояниям; он неподвижен, когда он преисполняется сверхчеловеческим.
Божественным содержанием, когда он так или иначе вводится в неподвижный покой Божественной жизни. Наоборот, человек в состоянии безблагодатном или же доблагодатном, человек, еще не "успокоившийся" в Боге или просто не достигший цели своего жизненного пути, часто изображется в иконах чрезвычайно подвижным.
Неподвижность в иконах усвоена лишь тем изображениям, где не только плоть, но и самое естество человеческое приведено к молчанию, где оно живет уже не собственною, а надчеловеческою жизнью. Известная холодность и какая-то отвлеченность есть, пожалуй, в иконе древнегреческой. Но как раз в этом отношении русская иконопись представляет полную противоположность греческой. В замечательном собрании икон в Петроградском музее Александра III особенно удобно делать это сопоставление, потому что там, рядом с четырьмя русскими, есть одна греческая зала. Там в особенности поражаешься тем, насколько русская иконопись согрета чуждой грекам теплотою чувства. То же можно испытать при осмотре московской коллекции И. С. Остроухова, где также рядом с русскими образцами есть греческие или древнейшие русские, еще сохраняющие греческий тип.
Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать и о другой ее черте, органически связанной с аскетизмом. Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда - изумительная архитектурность нашей религиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую, внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и вне непосредственной связи ее с церковным зданием в тесном смысле слова.
Этот
архитектурный замысел
Эта черта больше, чем какая-либо другая, углубляет пропасть между древней иконописью и живописью реалистическою. Мы видим перед собою, в соответствии с архитектурными линиями храма, человеческие фигуры, иногда чересчур прямолинейные, иногда, напротив, - неестественно изогнутые соответственно линиям свода; подчиняясь стремлению вверх высокого и узкого иконостаса, эти образы иногда чрезмерно удлиняются: голова получается непропорционально маленькая по сравнению с туловищем; последнее становится неестественно узким в плечах, чем подчеркивается аскетическая истонченность всего облика.
Подчинение
живописи архитектуре вообще обусловливается
здесь не какими-либо посторонними
и случайными соображениями архитектурного
удобства. Архитектурность иконы выражает
одну из центральных и существенных ее
мыслей.
Цветовая гамма древнерусских икон и ее значение
Огромное значение в иконописи имеют цвета красок. Краски древнерусских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии. древнерусская иконопись - большое и сложное искусство. Для того чтобы его понять, недостаточно любоваться чистыми, ясными красками икон. Краски в иконах вовсе не краски природы, они меньше зависят от красочного впечатления мира, чем в живописи нового времени. Вместе с тем, краски не подчиняются условной символике, нельзя сказать, что каждая имела постоянное значение. Обратимся к Е. Трубецкому еще раз. Смысловая гамма иконописных красок необозрима. Важное место занимали всевозможные оттенки небесного свода. Иконописец знал великое многообразие оттенков голубого: и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых. Пурпурные тона используются для изображения небесной грозы, зарева пожара, освещения бездонной глубины вечной ночи в аду.
Таким образом, мы находим все эти цвета в их символическом, потустороннем применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного от реального.
Однако иконописная мистика - прежде всего солнечная мистика. Как бы ни были прекрасны небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца играет главную роль. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении. Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара.Такова в нашей иконописи иерархия красок вокруг “солнца незаходного”. Этот божественный цвет в нашей иконописи носит название “ассист”. Весьма замечателен способ его изображения. Ассист никогда не имеет вида сплошного массивного золота; это как бы эфирная воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от божества и блистанием своим озаряющих все окружающее.
В
старинных текстах
Андрей Рублев и его «Троица»
Творчество Андрея Рублева - наиболее яркое проявление в русской иконописи воцерковленного античного наследия. Вся красота античного искусства оживает здесь, просвещенная новым и подлинным смыслом. Его живопись отличается юношеской свежестью, чувством меры, максимальной цветовой согласованностью, чарующим ритмом и музыкой линий. Влияние преподобного Андрея в русском церковном искусстве было огромным. Отзывы о нем сохранились в иконописных подлинниках, и Собор, созванный для решения вопросов, связанных с иконописью, в 1551 году в Москве митрополитом Макарием, который сам был иконописцем, принял следующее постановление: "Писать живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы". О гибели его икон заносилось в летописи как о событиях, имеющих большую важность и общественное значение. Творчество преподобного Андрея кладет отпечаток на русское церковное искусство XV века, в течение которого оно достигает вершины своего художественного выражения. Это - классическая эпоха русской иконописи. Мастера XV века достигают необычайного совершенства владения линией, умения вписывать фигуры в определенное пространство, находить прекрасное соотношение силуэта к свободному фону. Этот век во многом повторяет предыдущий, но отличается от него большим равновесием и настроенностью. Исключительная, все пронизывающая ритмичность, необычайная чистота и глубина тона, сила и радость цвета дают полное выражение радости и спокойствия созревшего художественного творчества, сочетавшегося с исключительной глубиной духовного прозрения.
В
основе сюжета «Троицы» лежит библейский
рассказ о явлении праве
В
рублевской же иконе внимание сосредоточено
на трех ангелах, их состоянии. Они изображены
восседающими вокруг престола, в центре
которого помещена евхаристическая чаша
с головой жертвенного тельца, символизирующего
новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл
этого изображения - жертвенная любовь.
Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой
рукой благословляет чашу. Средний ангел
(Сын), изображенный в евангельских одеждах
Иисуса Христа, опущенной на престол правой
рукой с символическим перстосложением,
выражает покорность воле Бога-Отца и
готовность принести себя в жертву во
имя любви к людям. Жест правого ангела
(Святого Духа) завершает символическое
собеседование Отца и Сына, утверждая
высокий смысл жертвенной любви, и утешает
обреченного на жертву. Таким образом,
изображение Ветхозаветной Троицы (то
есть с подробностями сюжета из Ветхого
Завета) превращается в образ Евхаристии
(Благой жертвы), символически воспроизводящей
смысл евангельской Тайной вечери и установленное
на ней таинство (причащение хлебом и вином
как телом и кровью Христа). Исследователи
подчеркивают символическое космологическое
значение композиционного круга, в который
лаконично и естественно вписывается
изображение. В круге видят отражение
идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего
собою множественность, космос. Глубина
осведомленности Андрея Рублева в области
древних символических образов и их толкований,
умение соединить их смысл с содержанием
христианского догмата предполагают высокую
образованность характерную для тогдашнего
просвещенного общества и, в частности,
для вероятного окружения художника. Живопись
Андрея Рублева, особенно Звенигородского
чина, отличают особая чистота цвета, благородство
тональных переходов, умение придать колориту
светоносность сияния. Свет излучают не
только золотые фоны, орнаментальные разделки
и ассисты, но и нежная плавь светлых ликов,
чистые оттенки охры, умиротворенно-ясные
голубые, розовые и зеленые тона одежд
ангелов. Символичность колорита в иконе
особенно ощутима в ведущем звучании сине-голубого,
именуемого рублевским голубцом. Постигая
красоту и глубину содержания, соотнося
смысл «Троицы» с идеями Сергия Радонежского
о созерцательности, нравственном усовершенствовании,
мире, согласии, мы как бы соприкасаемся
с внутренним миром Андрея Рублева, его
помыслами, претворенными в этом произведении.
Икона находилась в Троицком соборе Троицкого
монастыря, ставшего впоследствии лаврой,
до двадцатых годов нашего столетия. За
это время икона претерпела ряд подновлений
и прописей. В 1904-1905 годах по инициативе
И.С.Остроухова, члена Московского археологического
общества, известного собирателя икон
и попечителя Третьяковской галереи, была
предпринята первая основательная расчистка
«Троицы» от позднейших записей. Работами
руководил известный иконописец и реставратор
В.П.Гурьянов.
Заключение
Икона
– выражение света неба – сейчас
выходит из забвения. Следует ли
воспринимать это как проявление
возрождения культуры? Возможно. Нужно
только помнить, что главное «возрождение
культуры» происходит в каждом из
нас, внутри, а не вне. На протяжении
веков иконы были настоящей помощью для
русского народа. В трудные моменты истории
(а они всегда трудные!) именно иконы не
давали людям упасть духом, так как являли
собой воплощение истинно русского, напоминали
о нашем единстве, о том, что наше дело
– правое, за нами – большая сила. А разве
не самое главное – помнить об этом? Разве
не от этого зависит успех? Так пусть же
икона как явление возрождается, чтобы
снова показывать свою великую силу. Чудотворную
силу!
Список литературы
1. http://www.icons.spb.ru Коллекция православных икон
2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А. И. - М., «Культура и спорт», 1998.
3. Малюга Ю.Я Культурология. - М., «Инфра-М», 1998.