Игровая концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:48, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение игры как культурологической универсалии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
1. Характер и значение игры как культурной универсалии ……………
2. Игровые концепции…………………………………………………….
2.1 Игровая концепция Й.Хейзинга…………………………………….
2.2 Игровая концепция Х.Ортега-и-Гассета…………………………….
2.3 Игровая концепция Е.Финка…………………………………………
2.4 Игровая концепция культуры Г. Гессе………………………………
3. Игровой элемент современной культуры………………………………
4. Культура и эпохи с точки зрения игры…………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

 

Подводя итоги краткому обзору культурологических концепций, важно  отметить, что эти  концепции, исторически  меняясь, каждый раз фиксируют существенную проблему культуры. Они не отвергают  друг друга, как это может показаться на первый взгляд. Наоборот, они представляют собой целостный ряд проникновения  в сущность предмета.

Игровая концепция культуры, сформулированная Й. Хейзинга, рассматривает игру как первооснову культуры, культура возникает в форме игры. Культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Это является исходной предпосылкой названной концепции.

Игра, с точки зрения Й. Хейзинги, это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования.

Игра - это не манера жить, а структурная основа человеческих действий. А для того, чтобы игровое  содержание культуры было культуросозидающим, оно должно оставаться чистым. Цель игры - в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Она не может быть не дурной не хорошей. Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам той или иной игры. В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении “правил игры”. Ведь нравственность есть не что иное, как укорененная в прошлом традиция. Безнравственность, с данной точки зрения, это намеренно избранное положение “вне игры”, то есть нечто абсурдное по определению. В этом случае, серьезное не является антонимом игры, ее противоположность — бескультурье и варварство.

Сущность культуры, по мнению Й. Хейзинги,  Х.Ортега-и-Гассет и

Е.Финка составляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных элементов такой культуры складывается «элитарный» пласт  культурного процесса, противостоящий натиску массовой культуры.

Литература

 

  1. Гуревич П.С. Культурология. - М.. 1998.
  2. Хейзинга Й., "В тени завтрашнего дня", Homo Iudens. М.,1992
  3. Хейзинга Й, “Человек играющий”, изд. Прогресс - Традиция, 1997.
  4. Ортега-и-Гассет, “Дегуманизация искусства”, изд.1991г.
  5. Ортега-и-Гассет, “Медитация о Дон-Кихоте”, изд. “Эстетика. Философия культуры”. 1991г
  6. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
  7. Культурология. XX век. Антология. - М., 1995
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.. 1978.
  9. Антология исследования культуры. - СПб., Т.1, 1997
  10. Лагунова В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993

 

 

 

 

 


Информация о работе Игровая концепция