Художники первой половины XIXвека.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:45, реферат

Краткое описание

Биография Василия Тропинина(1776-1857). Алексей Венецианов и его школа.

Файлы: 1 файл

Живопись в первой половине19в..doc

— 31.00 Кб (Скачать)

    Василий Тропинин (1776-1857)

    Василий Андреевич Тропинин родился в  семье крепостных, но сильный характер, терпение и безграничная любовь к  искусству помогли ему отстоять своё право заниматься любимым делом  и стать одним из крупнейших портретистов первой половины XIXстолетия.

    С 1793г. семья графа Ираклия Ивановича  Моркова, которому принадлежал художник, жила в Петербурге. Здесь Тропинину  позволили посещать классы Академии художеств. Такая академия впервые  допустила в свои стены «всякого звания и лет молодых людей», в том числе и крепостных. Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальном классах, но в 1804г. его учёба внезапно прервалась – граф Морков приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он построил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Всё свободное врем Тропинин отдавал живописи. Первые известные работы мастера были созданы в самом начале XIXв. на Украине и в Москве, куда он часто ездил со своим хозяином.

    В 1812г. семья Морковых вернулась в  Москву. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавшего при  пожаре. В это время он выполнил портреты членов семьи Морковых, лучшим из которых стал этюд, изображающий братьев Н.И. и И.И. Морковых (1813г.). «Портрет сына художника» (1818г.) написан рукой уже зрелого мастера.

    Слава Тропинина росла, и окружение  графа постоянно твердило ему  о том, что крепостной художник очень  талантлив и его необходимо освободить. Морков был вынужден расстаться со своей «собственностью» и в 1823г. дал Тропинину вольную. В этом же году художник представил в академию работы «Портрет художника Скотникова» (1821г.), «Старик нищий» и Кружевница (обе 1823г.). Женщина за работой олицетворяла для художника мир домашнего уюта и душевного тепла. Кружевница ласково и доверчиво смотрит на зрителя, а её пальцы ловко плетут узор. Вскоре Тропинин получил звание академика.

    Художник  создал более семисот работ, в  основном портреты современников: людей  известных и неизвестных, богатых и бедных – архитекторов, писателей, актёров, учёных, военных, господ и крестьян, странников, нищих и детей. Мир Тропинина тих и спокоен, в нём нет страстей и драматизма, но разлита глубокая, всеобъемлющая любовь к человеку. Полотна этого живописца излучают её своими тёплыми красками, мягким, обволакивающим светом, добрыми улыбками, неторопливыми жестами и ясными взглядами персонажей. 
 
 

    Алексей Венецианов и его  школа

    Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) родился  в Москве в семье купца. В 22года он отправился в Петербург и поступил на государственную службу. В свободное время Венецианов посещал Эрмитаж, изучал и копировал картины старых мастеров. Здесь же он познакомился с известным портретистом Владимиром Боровиковским и поступил к нему в ученики.

    В 1811г. на соискание звания академика  художник представил в Академию художеств  автопортрет. С этой целью традиционно  выставлялись религиозные или исторические картины либо портреты известных  людей, а автопортрет – впервые. Из мягко освещённого пространства прямо к зрителю обращено некрасивое, но одухотворённое лицо мастера. Его глаза за стёклами очков внимательны и сосредоточены. Кажется, что модель не он, а зритель, смотрящий на портер. Работа была прекрасно написана и вызвала всеобщее одобрение. Венецианов стал академиком.

    Вскоре  он женился, приобрёл имение Сафонково  в Тверской губернии, оставил службу и уехал в деревню. В своей  усадьбе Венецианов продолжил занятия  живописью и начал педагогическую деятельность. Художника влекли живая  русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй.

    Картина «Гумно», написанная в 1823г. с натуры – и интерьер, и жанровая сцена  одновременно. Потоки солнечного света  проникают в помещение сразу  с трёх сторон: через проём на переднем плане холста (чтобы изобразить интерьер максимально достоверно, Венецианов приказал выпилить стену гумна), а также через ворота слева и на заднем плане. Группы и отдельно стоящие фигуры крестьян постепенно уводят взгляд зрителя вглубь картины. Это плотно, выставленное в академии, вызвало волну споров, но, в конце концов получило признание. Его купил император Александр I.

    В дальнейшем Венецианов создал целую  серию «крестьянских» полотен, которые  назвал «портретами жизни человеческой». Художник писал без эскизов и предварительного рисунка, сразу на холсте с натуры или по воспоминаниям. Непосредственность и простота резко отличали его картины от академических работ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МОУ СОШ №27

    с углублённым изучением  предметов эстетического  цикла 
 
 
 

      Сообщение 

На тему:

«Художники первой половины XIXвека» 
 
 
 
 
 

Выполнила: ученица 8Б класса

Средней школы №27

Шамонова  Елена

Преподаватель: учитель истории

Савина  Галина Васильевна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ч И Т А – 2 0 0 9

Информация о работе Художники первой половины XIXвека.