Хрущевская оттепель

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:34, реферат

Краткое описание

Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе.

Оглавление

1. Изменения в культурной жизни страны…………………………….. 3
2. Система образования и коммунистического воспитания.............4
3. Ускорение темпов научно-технического прогресса……………….5
4. Новые тенденции в художественной жизни страны……………….6
5. Новое идеологическое наступление……………………………………9
6. Массовая культура………………………………………………………….9
7. Народное искусство и художественные промыслы……………….10
8. Заключение……………………………………………………………….......11
9. Список используемой литературы……………………………………..12

Файлы: 1 файл

ОТТЕПЕЛЬ новая версия.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

    В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны Десятая и Одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича, балеты Спартак А. Хачатуряна, Тропою грома К. Караева. Мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.

     Кинематограф. В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (распространилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли); А. Хейфица Большая семья, Дорогой мой человек (с А. Баталовым в главной роли).

По новому звучала тема Великой Отечественной  войны в фильмах Летят журавли  (М. Калатозова), Баллада о солдата (С. Чухрая), Судьба человека (С. Бондарчука), в которых утверждалась окопная правда. На эти годы приходится начало творческой деятельности таких режиссеров, как Г.Данелия, Г.Панфилов, В.Наумов, А.Кончаловский и др.

Расширился  выпуск хроникально-документальных и  научно-популярных фильмов. 
 

5. Новое идеологическое наступление

на  интеллигенцию

В конце 50-х  гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.

Своеобразным  рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный  в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.

В 1962 г. после  посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного  искусства в Академии художеств  состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу Люди,годы, жизнь), М.Хуциева (за фильм Застава Ильича). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушение дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве. 

6. Массовая культура

Параллельно с официальной культурой в  послевоенный период зарождается так  называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.

Одной из форм этого вида культуры стала авторская  песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты-барды- Б.Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др. Важным каналом общей демократизации культуры становится также кино, телевидение, спорт (в зрительской части).  

7. Народное искусство  и художественные  промыслы

Продолжало  развиваться устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, связанное с различными художественными промыслами по обработке дерева, металла, кости. Здесь существовали исторически сложившиеся направления. Абрамцевское художественно-промышленное училище (Московская обл.) готовило резчиков по дереву на основе кудринской и богородской резьбы. Благодаря этому промыслу существовал и развивался в г.Сергиев-Посад (тогда г.Загорск) центр русской деревянной игрушки. Не прекращали своей деятельности ростовские мастера финифти (в 1960 г. артель ростовских мастеров была преобразована в фабрику Ростовская финифть), артели, специализировавшиеся в области искусства черни по серебру (г.Великий Устюг, где работала фабрика Северная чернь). Север традиционно славился изделиями из бересты и художественной резьбой по кости. Достойное место в русском народном искусстве занимала палехская лаковая миниатюра.

Важное место  в народной культуре занимало песенное и устное народное творчество. Многие коллективы народные хоры и ансамбли, сложившиеся еще в 30-50-е гг. во время деревенских гулянок и посиделок, являлись одной из форм бытования традиционного фольклора. В 50-60-е гг. происходило возрождение собирательской деятельности по различным районам России - песенного фольклора, свадебных обрядов, заговоров, быличек и других жанров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Заключение

Развитие  культуры в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер.

 С одной  стороны, был дан глубокий  импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью.

С другой - в  условиях существования жесткой  административно-государственной власти деятели советской культуры находилось в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению.

Интеллигенция не смогла открыто противостоять  давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список используемой литературы 

  1. Штрихи к  политическому портрету – Бурлацкий Ф.М. – 2000
  2. История Советского государства – Верт Н. – 2001
  3. Социальная динамика и политический конфликт в России     Рукавишников В.О. – 1999
  4. Интеллигенция  и Россия – Хатынский В.Т. – 2002
  5. Воспоминания о Хрущеве  - Анджубей А.И. – 1999

Информация о работе Хрущевская оттепель