Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:34, реферат
Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе.
1. Изменения в культурной жизни страны…………………………….. 3
2. Система образования и коммунистического воспитания.............4
3. Ускорение темпов научно-технического прогресса……………….5
4. Новые тенденции в художественной жизни страны……………….6
5. Новое идеологическое наступление……………………………………9
6. Массовая культура………………………………………………………….9
7. Народное искусство и художественные промыслы……………….10
8. Заключение……………………………………………………………….......11
9. Список используемой литературы……………………………………..12
В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны Десятая и Одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича, балеты Спартак А. Хачатуряна, Тропою грома К. Караева. Мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.
Кинематограф. В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (распространилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли); А. Хейфица Большая семья, Дорогой мой человек (с А. Баталовым в главной роли).
По новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах Летят журавли (М. Калатозова), Баллада о солдата (С. Чухрая), Судьба человека (С. Бондарчука), в которых утверждалась окопная правда. На эти годы приходится начало творческой деятельности таких режиссеров, как Г.Данелия, Г.Панфилов, В.Наумов, А.Кончаловский и др.
Расширился
выпуск хроникально-документальных и
научно-популярных фильмов.
5. Новое идеологическое наступление
на интеллигенцию
В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.
Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.
В 1962 г. после
посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного
искусства в Академии художеств
состоялась очередная проработка деятелей
культуры, а левые течения получили осуждение
как формальные и абстрактные. В том же
году на встрече в Кремле с деятелями литературы
и искусства Хрущев подверг критике творчество
Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу
Люди,годы, жизнь), М.Хуциева (за фильм Застава
Ильича). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло
слушение дела по обвинению И.Бродского
в злостном тунеядстве.
6. Массовая культура
Параллельно с официальной культурой в послевоенный период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.
Одной из форм
этого вида культуры стала авторская
песня, получившая необычайную популярность.
В этом жанре выступали поэты-барды-
Б.Окуджава, А. Галич,
В. Высоцкий, Ю. Визбор и др. Важным каналом
общей демократизации культуры становится
также кино, телевидение, спорт (в зрительской
части).
7. Народное искусство и художественные промыслы
Продолжало развиваться устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, связанное с различными художественными промыслами по обработке дерева, металла, кости. Здесь существовали исторически сложившиеся направления. Абрамцевское художественно-промышленное училище (Московская обл.) готовило резчиков по дереву на основе кудринской и богородской резьбы. Благодаря этому промыслу существовал и развивался в г.Сергиев-Посад (тогда г.Загорск) центр русской деревянной игрушки. Не прекращали своей деятельности ростовские мастера финифти (в 1960 г. артель ростовских мастеров была преобразована в фабрику Ростовская финифть), артели, специализировавшиеся в области искусства черни по серебру (г.Великий Устюг, где работала фабрика Северная чернь). Север традиционно славился изделиями из бересты и художественной резьбой по кости. Достойное место в русском народном искусстве занимала палехская лаковая миниатюра.
Важное место
в народной культуре занимало песенное
и устное народное творчество. Многие
коллективы народные хоры и ансамбли,
сложившиеся еще в 30-50-е гг. во время
деревенских гулянок и посиделок, являлись
одной из форм бытования традиционного
фольклора. В 50-60-е гг. происходило возрождение
собирательской деятельности по различным
районам России - песенного фольклора,
свадебных обрядов, заговоров, быличек
и других жанров.
8. Заключение
Развитие культуры в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер.
С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью.
С другой - в
условиях существования жесткой
административно-
Интеллигенция
не смогла открыто противостоять
давлению со стороны властей, что
в дальнейшем привело к духовному кризису
в обществе.
Список
используемой литературы