Христианство в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:37, доклад

Краткое описание

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с
историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Христианство как духовный стержень европейской культуры ……………4
Исторические предпосылки христианства …………………………………..4
Христианское сознание – основа средневекового менталитета ……………5
Культура Западной Европы в средние века …………………………………9
Христианство как ценностная основа средневековой европейской культуры………………………………………………………………………...11
Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры……………………………………………………………………….14
Значение христианства для развития европейской культуры ……………17
Заключение …………………………………………………………………….19
Литература ………

Файлы: 1 файл

Христианство в Средние века.docx

— 55.46 Кб (Скачать)

Содержание

      Введение  …………………………………………………………………………3

  1. Христианство как духовный стержень европейской культуры ……………4
  2. Исторические предпосылки христианства …………………………………..4
  3. Христианское сознание – основа средневекового менталитета ……………5
  4. Культура Западной Европы в средние века …………………………………9
  5. Христианство как ценностная основа средневековой европейской культуры………………………………………………………………………...11
  6. Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры……………………………………………………………………….14
  7. Значение христианства для развития европейской культуры ……………17

    Заключение …………………………………………………………………….19

      Литература ……………………………………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Искусство  каждой  эпохи   и  страны  теснейшим  образом   связано  с

историческими условиями, особенностями и уровнем  развития  того  или  иного народа.  Оно  обусловлено  политико-экономическими,  религиозно-философскими учениями и  отражает  насущные  проблемы  жизни  общества.  В  то  же  время искусство живет и развивается по своим  собственным  законам,  решает  свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое  содержание искусства, люди становятся наследниками того  духовного  богатства,  которое хранит для нас художественная культура человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Христианство  как духовный стержень европейской культуры

      Для  того  чтобы  поставить  вопрос  об  исторических  предпосылках

христианства, необходимо обратить  внимание  на  черты  христианского  Бога, резко отличающие его от Богов языческой Эллады.  Во–первых,  в  христианстве мы  видим  единого  Бога,  в  отличие  от  множества  богов  –   олимпийцев. Во–вторых, христианский Бог  есть  надмирный  творец  и  властелин  мира,  в отличие от  греческих  богов,  олицетворяющих  мировые  силы  и  подчиненных космическому порядку. Но есть  еще  более  серьезные  отличия,  связанные  с пониманием  человека  и  с  соотношением   божественного   человеческого   и природного. Христианский Бог –  это  надмирный  Дух,  свободно  творящий  не только природу, но и человека. При этом  человек  лишь  отчасти  принадлежит природе, он, прежде всего, выступает как личность,  то  есть  сверхприродное «я» с его свободой, уникальностью, способностью к творчеству. Личность  есть образ Божий в человеке. Иными словами, в человеке есть что-то  божественное, но это «что-то» – не природная сила, а  способность  быть  личностью.  Таким образом,  христианская  культура   открывает   и   обосновывает   абсолютную значимость человеческой  личности,  творчества  и  свободы.  Правда,  способ осмысления и практической реализации этого  духовного  открытия  был  весьма различен на различных стадиях развития христианской культуры. 

  1. Исторические  предпосылки христианства

         Вера во всемогущего Бога берет  свое начало  в  иудаизме  –  религии

древних евреев. Эта вера выражает трагическую  историю  народа,  описанную  в Ветхом Завете. Ветхозаветная история исполнена скитаний  и  надежды,  горечи вавилонского и египетского плена.

          Бог  древних   евреев,   Бог   Ветхого   Завета   был   прообразом

христианского Бога. Несмотря на существенные различия представлений  Ветхого и Нового Завета, именно  у  ветхозаветных  мудрецов  впервые  появляются  те духовные запросы, на которые смогло ответить христианство.

          Бог Ветхого Завета обращен  ко всему народу в целом,  а  Бог  Нового

Завета  обращен к каждой личности.

         В Ветхом Завете можно увидеть  жажду человека к подлинной  встрече  с

Богом и  стремление  духовно  освободиться  от  подчинения  внешней  стороне жизни.  Это  стремление  к  духовному  преодолению  внешней  стороны   бытия особенно проявляется на  рубеже  нашей  эры.  В  Ветхозаветной  истории  Бог исполнил свое обещание, дал народу место для самостоятельной  жизни.  Теперь же оставалось ждать  спасителя,  но  спаситель  не  приходил,  и  оставалось только  задуматься:  а  может  быть,  ожидаемое  спасение  будет  иметь   не национально-государственный, а духовный характер? Именно с такой  проповедью и выступил Иисус.

  1. Христианское сознание – основа средневекового менталитета.
 

     Главной, центральной  идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой формировались  все ценности культуры, вся структура  представлений о мироздании, была христианская идея Бога. Средневековому мировосприятию и мироощущению, основу которого составляло христианское сознание, присущи следующие черты:

 "Двумирность" - восприятие и объяснение мира исходит из идеи двумирности - разделения мира на реальный и потусторонний, противопоставления в нем Бога и природы, Неба и Земли, "верха" и "низа", духа и плоти, добра и зла, вечного и временного, священного и греховного. В оценке любого явления средневековый человек исходил из принципиальной невозможности примирения противоположностей, не видел "промежуточных ступеней между абсолютным добром и абсолютным злом" (А.Я. Гуревич).

 Иерархизм - согласно богоустановленному порядку мир виделся выстроенным по определенной схеме - в форме двух симметричных, сложенных основаниями пирамид. Вершина верхней - Бог, ниже апостолы, далее соответственно архангелы, ангелы, люди (среди которых "верхний" - папа, затем кардиналы, ниже епископы, аббаты, священники, карлики более низких ступеней и, наконец, простые верующие. Верхняя иерархическая вертикаль включала животных (сразу же за мирянами, затем растения, у основания верхнего ряда находилась земля). Далее шло как бы негативное отражение небесной и земной иерархии по мере нарастания зла и приближения к Сатане.

Иерархическая организация церкви оказала влияние  на формирование социальной структуры  средневекового общества. Подобно девяти чинам ангельским, образующим три  иерархические триады (сверху вниз) - серафимы, херувимы, престолы; господства, власти; ангелы - и на земле существуют три сословия - духовенство, рыцарство, народ, причем каждое из них имеет  собственную иерархическую вертикаль (вплоть до "жена - вассал мужа", но одновременно - "сеньор домашних животных" и т.д.). Таким образом, социальная структура общества воспринималась средневековым человеком как  соответствующая иерархической  логике построения мира небесного.

 Символизм. Огромную роль в картине мира средневекового человека играл символ. Иносказание было привычной формой существования смысла для средневекового человека. Все так или иначе было знаком, все предметы - лишь знаки сущностей. Сущность не требует предметного выражения и может явиться созерцающему ее непосредственно. Сама Библия была наполнена тайными символами, скрывающими истинный смысл. Средневековый человек рассматривал окружающий его мир как систему символов, правильно истолковав которые, можно постичь божественный смысл. Церковь учила, что высшее знание открывается не в понятиях, а в образах и символах. Мышление символами позволяло найти истину. Главным методом познания становилось постижение смысла символов. Символично было само слово. (Слово было универсальным, с его помощью можно было объяснить весь мир.) Символ был универсальной категорией. Мыслить и означало - обнаруживать тайный смысл. В любом событии, предмете, явлении природы средневековый человек мог увидеть знамение - символ, ибо весь мир символичен - природа, животные, растения, минералы и т.д. Глубоко символичный менталитет средневекового человека определил и многие особенности художественной культуры средневековья, и прежде всего - ее символичность. Символичен весь образный строй средневекового искусства - литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, театра. Глубоко символична церковная музыка, сама литургия.

 Универсализм. Мировосприятие средневекового человека отличалось универсализмом. В основе средневекового универсализма - идея Бога как носителя универсального, всеобщего начала. Духовный универсализм христианства сформировал духовную общность людей - единоверцев. Христианство утверждало универсальность человека, трактуя его, как уже отмечалось, вне зависимости от этнической принадлежности и социального статуса как земное воплощение Бога, призванное стремиться к духовному совершенству (хотя идея эта находилась в глубоком противоречии с сословной структурой общества). Идея религиозного единства мира, преобладание универсального над индивидуальным, преходящим играла огромную роль в картине мира средневекового человека. Вплоть до позднего средневековья доминирующим было стремление к общему, типичному, принципиальный отказ от индивидуального, главным для средневекового человека была его типичность, его универсальность. Как показал А.Я. Гуревич, средневековый человек отождествлял себя с какой-либо моделью или образом, взятым из древних текстов - библейских, отцов церкви и т.д. Описывая свою жизнь, он искал собственный прототип в христианской литературе. Отсюдатрадиционализм как характерная черта средневековой ментальности. Новаторство - гордыня, отход от архетипа - есть отдаление от истины. Поэтому средневековое искусство предпочитает типизацию индивидуализации. Отсюда же - анонимность большинства произведений искусства, каноничность творчества, т.е. ограничение его рамками разработанных схем, норм, идей. Принципиальная новизна осуждалась, поощрялось следование авторитету.

 Целостность. Мировосприятие средневекового человека отличалось целостностью. Все области знания - наука, философия, эстетическая мысль и т.д. - представляли собой нерасчленимое единство, т.к. все вопросы решались ими с позиций центральной идеи картины мира средневекового человека - идеи Бога. Философия и эстетика ставили целью постижение Бога, история рассматривалась как осуществление планов Творца. Сам человек осознавал себя только в христианских образах. Целостный охват всего сущего, характерный для средневековой ментальности, выразился в том, что уже в период раннего средневековья культура тяготела к энциклопедизму, универсальности знания, что нашло отражение в создании обширнейших энциклопедий. Энциклопедии или энциклопедические своды (суммы) не просто давали читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как Божьего создания. В них содержались всеохватывающие сведения по различным отраслям знаний. К энциклопедичности тяготела и средневековая литература - здесь и многочисленные житийные своды, сборники сентенций и знаменитый "Роман о Лисе" - своеобразная энциклопедия басен о животных, и другие памятники. Крупнейший богослов средневековья Фома Аквинский (XIII в.) в двух колоссальных трудах "Сумма истины католической веры против язычников" и особенно в "Сумме теологии" создает поражающую своей грандиозностью и широтою охвата всего сущего картину мира от бездны ада до божественного мира. Стремление к универсальности знания закреплено в названии центров развития средневековой научной мысли и образования - университетах.  
     Целостность мировосприятия не означала, что средневековый человек не видел противоречий окружающего его мира, просто снятие этих противоречий мыслилось в духе христианской идеологии, прежде всего выраженной в эсхатологии (учении о конце Света). Страшный суд утвердит царство вечной жизни для праведников и освободит человека от необходимости жить в несправедливом мире, где нет должного воздаяния за добро и зло, где нередко торжествуют зло, вражда, корысть, злоба.

 Дидактизм мышления. Средневековый человек был расположен видеть нравственный смысл во всем - природе, истории, литературе, искусстве, быту. Нравственная оценка ожидалась как необходимое завершение, как справедливое воздаяние за добро и зло, как нравственный урок, назидательная мораль. Отсюда такая открытость средневекового искусства и литературы моральным выводам.

 Историзм миросозерцания. История как наука в эпоху средневековья не существовала, она была существенной частью миросозерцания, что было обусловлено ее христианским пониманием. Бытие человека разворачивается во времени, начиная с акта творения, затем грехопадения человека и кончая вторым пришествием Христа и Страшным судом, когда и осуществится цель истории. Христианскому пониманию истории присуща идея духовного прогресса, направленного движения истории человечества от грехопадения к спасению, утверждению царства Божьего на земле. Идея духовного прогресса стимулировала направленность на новизну в период зрелого средневековья, когда рост городов и развитие товарно-денежных отношений обусловили новый этап в развитии средневековой культуры. 

  1. Культура  Западной Европы в  средние века

  Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского  вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской  империи только церковь в течение  многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для  всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно  было то влияние, которое церковь  оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало людям  стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих  в нем силах и законах. Добавим  к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятным нормам социального общежития, с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

  Эта картина мира, целиком, определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. В средние века исходным пунктом  объяснения мира было полное, безусловное  противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Информация о работе Христианство в средние века