Христианский тип культуры. Социокультурные предпосылки становления христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:08, реферат

Краткое описание

Тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от всех других. Мир культуры - это мир бесконечного разнообразия вещей, предметов, ритуалов, смыслов, знаков, значений, символов и т.п. Способность вещей отличаться от всех других явлений и образует качество - типичное, повторяющееся, устойчивое.

Оглавление

Глава I . Религиозный тип культуры
Глава II. Христианский тип культуры. Социокультурные предпосылки становления христианства
2.1 Христианство как основа мировоззрения
2.2 Общественно-исторические условия возникновения христианства
2.3 Идейные предшественники нравственной основы христианства
2.4 Причины широкого распространения христианства
2.5 Ценностные ориентации христианства
2.6 Сущность христианской нравственности. Нагорная проповедь
2.7 Монашество - один из путей осуществления евангельских норм жизни
2.8 Столкновение христианской морали с моралью светской
Глава III. Понимание религиозности
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии2.docx

— 53.58 Кб (Скачать)

В Новом Завете, напротив, все зависит от внутренних достоинств человека, и это внутреннее достоинство определяется "блаженствами", т.е. качествами душевного настроя. Господствующая черта "блаженств", повторяем, полнейшее духовное смирение и самоуничижение в противоположность эгоизму и само возношению древности.

Эту противоположность  Христос поясним, далее, целым рядом  сопоставления новозаветного закона с ветхозаветным, особенно в том виде, в каком его толковали книжники и фарисеи. Так, например, заповедь "не убий" истолковывалась в ее буквальном, узком смысле. В Новом Завете она получает более широкий, глубокий смысл и распространяет свое действие даже на внезапный и напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды с ее гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения.

В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и само сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство.

Вопреки древнему закону "око за око" как крайнему выражению эгоизма проповедуется правило "не противься злому" и как высшее выражение любви заповедуется "любить врагов своих, благословлять проклинающих нас, молиться за обижающих и гонящих нас". Люди враждуют между собой вследствие забвения великой истины, что они все – "сыны одного Отца Небесного"; когда эта истина войдет в общее сознание, люди перестанут разделять себя на ближних и врагов, и все человечество станет единым нераздельным братством.

В грехопадении человек потерял значительную часть  своего богоподобия и сделался рабом тления, теперь ему дается новая сила восстановить потерянное богоподобия. "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

Следует отметить, что христианство впервые в истории  религиозной мысли сформировало нравственные заповеди не в запретительном (чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать). Нравственные заповеди христианства обращены, прежде всего, к совести человека.

Учение о  совести в Новом Завете следует  понимать, исходя из положений Ветхого Завета. Хотя в четырех Евангелиях используется терминология Ветхого Завета, например, слово "сердце"; апостол Павел ввел слово "совесть", заимствовав его из античной культуры. Апостол Павел как бы перевел евангельское учение о сердце в контексте нравственных понятий культуры античного мира. Как пишет современный православный богослов архимандрит Платон (Игумнов), апостол Павел

"заимствовал  термин "совесть" с целью  наиболее точно и полно выразить центральную идею христианского учения о спасении верой и связал понятие совести с верой, любовью и действием Святого Духа в жизни отдельного человека".

Следуя о  вопросе совести новозаветным высказываниям, "отцы церкви" рассматривали совесть как важнейшее достоинство нравственного сознания и вообще всей духовной целостности человеческой личности.

Из множества  нравственных предписаний христианства главными, основными считаются любовь к Богу и любовь к ближнему. В Евангелие от Матфея читаем: "И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим": Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: "возлюби ближнего своего, как самого себя; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".

Важной чертой христианской нравственности является ее активный характер, направленность на преобразование не только отдельного человека, но и всего окружающего социума. Отсюда неоднократные призывы Иисуса Христа проповедовать Евангелие всем "языкам" (народам). Исходя из этого, нельзя согласиться с мнением, будто христианство глубоко индивидуалистично. Внутренне, имманентно христианство пронизано идеями коллективизма.

Согласно  христианскому учению, целью жизни  человека является спасение. Достигается это каждым человеком при условии непрерывного духовного совершенствования, требующего аскетического подвига. Превращение в нового человека, созданного по образу и подобию Бога, реально может осуществляться путем вытеснения извращенного направления в его наличном бытии. Для осуществления евангельских норм жизни человек должен   бороться против греха – притом "до крови". Борьба со страстями и победа над ними составляет необходимую обязанность, задачу и цель земной жизни человека.

2.7. Монашество – один из путей осуществления евангельских норм жизни.

Как наиболее эффективный путь осуществления  евангельских норм жизни христианство предложило монашество. Родиной монашества стал Египет. Преподобный Антоний Великий, совершивший подвиг поста и молитвы в пустынном уединении, явился основоположником отшельнической формы монашества. Чуть позднее свой монашеский подвиг начал преподобный Пахомий Великий, в прошлом римский воин, ставший родоначальником мужских общежительных монастырей. Из Египта монашество проникло в Палестину. В начале IV века ученик преподобного Антония Великого преподобный Илларион Великий основал близ Газы первую монашескую общину. Позднее Палестина прославилась деяниями многих наставников монашества, из которых наиболее известны Ефимий Великий, Савва Освященный.

В VI веке монашество распространилось и в другие провинции Римской империи. Василий Великий создал устав монашеской общежительной жизни, который имел решающее значение в истории формирования как восточного, так и западного монашества.

В поздневизантийский период центром монашество на Востоке  стала гора Афон. По преданию здесь закончила свою земную жизнь Богородица дева Мария. Особенностью афонского монашества было соединение аскетических подвигов и активного духовного творчества. Из Афона монашество распространилось в Болгарию, Валахию, Сербию и Россию.

На Западе монашество возникло позже, чем на Востоке. Его подлинным основателем стал Бенедикт Нурсийский, который в IV веке основал Бенедиктийский орден – централизованное объединение монастырей с единым уставом. Бенедикт требовал, чтобы монашеская община полностью содержала себя и, по возможности, обеспечивала всю округу, являясь примером практического христианского милосердия. Главными особенностями монахов-бенедиктианцев были не только воздержание и молитвы, но и возделывание земли, разведение садов и т.п. При этом время, отведенное для труда, было вдвое больше того, что предписывалось для молитвы.

В VI веке по образцу Бенедиктианского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора, которая сыграла важную роль в становлении средневековой культуры. Кассиодор ставил монахам задачу практического милосердия, которую он связывал с просветительством.

 

 

2.8. Столкновение христианской морали с моралью светской.

Сыграв выдающуюся роль в утверждении христианских ценностей, монашество, однако, постоянно менялось в направлении обмирщения. Церкви и монастыри превращались в доходные предприятия, где торговали, чем можно: должностями, индульгенциями, реликвиями и т.д. Это не могло не извратить образ жизни духовенства и монашества в том числе. Забвение строгой монашеской дисциплины и "чистой" жизни, падение нравов становились буднями монастырей. Все это рождало критику "продажной" церкви, требование ее духовного очищения.

Крайне противоречивую роль в истории христианской культуры сыграли и так называемые крестовые походы в Святую землю.

Таким образом, христианский образ человека остался нереализованным даже у монахов, и главная причина этого – логика самой реальной жизни, включения монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую церковную власть. В этих условиях интересы и функции самой церкви и духовенства требовали порою от монахов деятельности весьма далекой от христианского идеала.

Еще очевиднее  это расхождение было в светской среде, где, с одной стороны, была более тесная связь с практическими "земными" нуждами общества, а с другой, - под внешним покровом христианства сохранились культурные традиции германских, славянских общин с их стереотипами мышления и языческими верованиями. Все это своеобразно преломляло христианский идеал человека в народной культуре.

Следует иметь  в виду также и то, что сама вера простого народа существенно отличалась от догматических установлений христианства. Это можно проиллюстрировать на примере русского православия. Так, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев в одном из писем Александру III отмечал, что крестьяне России "вырастают, не получая первых, самых основных, понятий о Боге, церкви, о заповедях".

А ведь это  имело место не только в России, но и в странах Западной Европы, особенно в период средневековья. Насаждая христианскую мораль, человеколюбие, католическая церковь уже в 1022г. отправила в Орлеане (Франция), так называемых, еретиков на костер. Еще более жестоко расправилась церковь с альбигойцами, для которых порядки католической церкви казались ненормальными. Потребовались столетия для того, чтобы установилось подобие мира между Римскими папами и королями Священной Римской империи и Франции.

И, тем не менее, христианство образовало то пространство, в рамках которого постепенно сложилась христианская культура, давшая миру научно-технический прогресс, демократические порядки и искусство.

Глава III. Понимание религиозности.

Таким образом, в заключении еще раз хочется сказать о том, что новизна христианства, поразившая древний мир, пробудившая в нем энтузиазм беспримерной любви и столь же беспримерной злобы, заключалась не в отдельных его принципах, но и в их общей связи и соотношении, а главное – в их жизненной искренности и силе. То, что в древней ветхозаветной морали высказывалось "между прочим", как побочная мысль, вызывая уважение своей недосягаемой возвышенностью и не вызывая никакого сочувствия по своей безжизненности, - в христианстве делается краеугольным камнем всей морали, входит в кровь и плоть человеческих поступков, вдохновляет и объединяет людей. Это краеугольный камень христианской морали – любовь к Богу   и ближнему. Эта любовь не похожа на ту, которой человечество жило до христианства. Это не любовь мужа и жены, родителей и детей, брата и сестры, вообще не та любовь, которая непринужденно диктуется природными инстинктами человека.

Это – любовь высшая, обусловленная ясным сознанием братства всех людей как детей единого Бога, любовь, воспитываемая признанием собственного ничтожества перед Богом и остальным миром, - словом, любовь, вытекающая из совершенно нового взгляда на мир.

Религия исстари  сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает  воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.

Изменения, связанные с научно-техническим  развитием общества, не могли не отразиться на религии. Соотношение  сил стало другим. Раньше люди обращались к идее высших сил для объяснения всего непонятного. С появлением науки необходимость этого если не исчезла, то заметно уменьшилась. Означает ли это, что теперь религия не нужна? К такому выводу приходят многие люди. Однако более справедливой кажется другая точка зрения.

Конечно, развитие науки оказало воздействие на религию и религиозную картину  мира. Но это лишь значит, что в  настоящий момент меняется не религия, а лишь понимание религиозности. Человек теперь не так беспомощен перед лицом природы, и он больше не нуждается в идее всемогущего, защищающего бога. Но разве из этого  можно сделать вывод, что человек  совсем не нуждается в боге? Перед  религией в настоящий момент стоит  задача приспособления к новым условиям. Религия в прежнем смысле этого  слова изжила себя, теперь она неспособна помочь людям решать стоящие перед  ними проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2003

2. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982

3. Основы религиоведения. / Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994

4. Попов Е.В. Введение в культурологию. Учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 1996

5. Прошин Г.Г. Музей и религия. М.: Советская Россия, 1987

6. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная религия: Курс лекций. М.:   "Центр", 1996

7. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. - М.: Центр, 2004

8. Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие. - М.: Центр, 2001

9. Соколов В.А. Культурология. - Ростов н/Д: Феникс, 2004

10. Толковая Библия, Т.т. 1,3 -   Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987

11. Янушкявичюс Р., Янушкявичюс О. Основы нравственности. М.: Про-пресс, 1998


Информация о работе Христианский тип культуры. Социокультурные предпосылки становления христианства