Христианский путь культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение христианского типа культуры. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
 изучить истоки христианства, его связь с иудаизмом;
 изучить особенности христианского вероучения и христианского типа личности;
 Библия – памятник культуры мирового значения.

Оглавление

Введение
1 Истоки христианства, его связь с иудаизмом и судьба в Римской империи
2 Особенности христианского вероучения и христианский тип личности
3 Библия – памятник культуры мирового значения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

контрольная культурология1.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Важнейшим нравственным положением евангельского учения было провозглашение принципа, изложенного в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». В этом положении провозглашалась великая мысль о том, что страждующие, смиренные, плачущие, обиженные - это люди, менее отягощенные грехом, пороками и гордостью и потому более внутренне подготовленные к Царству Небесному, чем богатые, властные, эгоистичные люди. «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Это нравственное положение прямо апеллирует к человеку трудящемуся, человеку обездоленному, к социальным низам, давая им духовную надежду на будущий реванш за их тяжелую и несправедливую долю в этом мире.

Вместе с тем в этих положениях социальные и нравственные мотивы настолько тесно переплетены, что апелляция к бедным и страждущим не противопоставлена призыву и к людям иного социального положения: ведь «алчущие и жаждущие правды, плачущие и кроткие» могли быть в различных общественных слоях. Эти этические положения раннего христианства обеспечивали ему поддержку в первую очередь трудящегося населения Империи, но были притягательны и для других социальных слоев Империи, что сделало общественную базу новой религии поистине массовой.

Одним из центральных положений нового учения стал призыв к покорности власть предержащим и тесно связанное с этим положение о непротивлении злу насилием. Эти основополагающие принципы христианской морали исходили из реалистического учета сложившейся в Римской империи ситуации, в частности практической невозможности или малой реальности открытого выступления против могучей римской власти и ее полумиллионной прекрасно обученной армии со стороны разрозненных и еще малочисленных христианских общин, и, конечно, ориентировали первых христиан на пассивное поведение по отношению к властям и налагаемым на них обязанностям. Однако эти положения имели и более глубокий моральный смысл. Прежде всего они ориентировали на ценность внутренней жизни, нравственное самосовершенствование, внутреннюю свободу личности, до которой не могли дотянуться длинные руки местной и центральной администрации, укрепляли внутреннюю убежденность личности, освящали неприятие существующих порядков, противостояли всем принятым моральным и нравственным ценностям чуждого им общества, делали первых христиан, при всей их внешней покорности, стойкими противниками существующего режима, как режима греховного. В условиях могучей Империи, в сущности, говоря, это была самая правильная тактика противостояния первых христиан, принятия ненасильственных методов борьбы, и эта тактика в конечном итоге привела к победе христианства, превратила его из гонимой религии в религию господствующую.

Главные положения раннехристианского учения определяли особенности культовых действий первых христиан и организационную структуру ранних общин. Первые христиане отказались (да на первых порах и не имели материальных средств) от пышных празднеств, огромных жертвоприношений, театрализованных представлений, грандиозных шествий. Они предпочитали тихие собрания в уединенных местах на окраинах городов или около кладбищ, в подземных сооружениях, катакомбах; старались собираться вечером после трудового Дня или ранним утром, когда становилось Малолюдно, тихо и спокойно. На этих собраниях они слушали чтение отрывков из имеющихся священных текстов, особенно из Евангелий, внимали проповеди какого-либо вдохновенного проповедника, часто пришлого, которого считали наделенным божественной благодатью (харизмой), тихо пели гимны-псалмы, совершали скромную трапезу-ужин, на которой вкушали немного хлеба, запивая его вином,- обычный ужин скромного земледельца того времени. По мере создания евангельской традиции трапеза-ужин стала восприниматься как единение верующих с Христом через поедание частички его тела (хлеба) и крови (красное вино). Члены общины называли себя братьями и сестрами.

 


3 Библия – памятник культуры мирового значения

 

 

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам — религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья — войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов. Библия — одна из величайших и наиболее читаемых книг в мире. Это памятник культуры мирового значения.

На протяжении более трех тысяч лет (первые книги Библии появились в XIII веке до н. э.) Библия оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на духовное, нравственное и культурное развитие человечества, заставляет людей задуматься над своей жизнью, дает образцы для совершенствования их души, разума и побуждений. Для одних она — Священное Писание, для других — уникальный исторический памятник, фундамент, на котором зиждется здание мировой культуры и общественной мысли. Библия — основа иудейской, христианской и мусульманской религий и культуры народов доброй половины Земли.

Библейские сюжеты, идеи, образы и выраженные в емкой, афористичной форме нравственные постулаты насквозь пронизывают ткань произведений мировой литературы, музыки и изобразительного искусства; мы расцвечиваем ими нашу повседневную речь, зачастую не подозревая об источнике. Глубокое проникновение в суть библейских максим помогает выработке гуманного мировоззрения — тогда как их поверхностное восприятие либо ложное толкование способно привести к серьезной мировоззренческой ошибке. В таких случаях обращение к первоисточнику совершенно необходимо. Но и «простые» истины требуют более глубокого постижения и усвоения.

Сравнивая поучительные и порой жестокие сюжеты ранней истории древних евреев с нашим временем, мы видим, что мир изменился, он стал лучше, гуманнее; на страницах Библии просматривается путь, которым прошло человечество по направлению к более свободному и справедливому устройству жизни. Поучительна не только история еврейского народа, но и жизнь ее великих героев Иакова, Иосифа, Моисея, Самуила, Давида, Соломона, Даниила и других. Их страдания, порывы, творческое воображение, мужество и сейчас волнуют и восхищают нас.

Центральным образом Библии, этой книги книг, несомненно является Иисус из Назарета. Иисус утверждает новое отношение к человеку как свободной личности, самостоятельно выбирающей между добром и злом и отвечающей за свой выбор. С Иисуса начинается новая история людей, которые, проникаясь его учением, понимают, что, только испытывая любовь к людям, можно строить без вражды и войн такое общество, в котором отношение даже к врагу или преступнику требует человечности, внимания и терпения.

В Библии встречается множество имен, которые принадлежали людям, так или иначе творившим историю. Поистине велики те люди, которые так скрупулезно, стараясь не забыть ни одного имени, создавали летопись своего народа.

 

 

 


Заключение

 

 

Христианство (от греч. christos — «помазанник», «Мессия») зародилось в 1 веке н. э. в Палестине как одна из сект иудаизма. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан. Вторая же часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей.

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Христианство как новая религия возникло в восточной части Римской империи и впоследствии широко распространилось по всему миру. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Эта религия первоначально была выражением протеста рабов и беднейших слоев населения против рабовладельческого строя, но затем христианское учение привлекало и другие, более зажиточные слои населения, разочаровавшиеся в римском общественном устройстве. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который, своей мученической смертью искупил грехи человечества. Христианство предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность. В зависимости от образа жизни, следования всем религиозным канонам, веры во второе пришествие Христа каждому должно воздаться по заслугам: кому страшный суд, кому небесное воздаяние, кому царство божье.

В первых христианских общинах уже отмечалось то единство, которое прослеживается в более поздний период. Члены, христианских общин старались думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем благе, но и об общем спасении. Членами общин становились люди разных национальностей, что предопределили дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей ни национальных, ни языковых границ.

Главной особенностью христианской морали является то, что догматы христианского вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Христианская мораль включает в себя совокупность правил, регулирующих взаимоотношения между людьми.

Следующим шагом в развитии понятия «церковь» стала идям ее непогрешимости, ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис тем, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV века, христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. В христианскую мораль была включена совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в семье, обществе. Таковыми явились ветхозаветные и евангельские заповеди и другие нравственные наставления, которые к совокупности и составили то, что официально было одобрено и названо церковью кодексом христианской морали.

Человек, согласно христианскому учению, сотворен «по образу и подобию» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, наложило на человека пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» грехи людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает, что страдания очищают человека, любые ограничения своих желаний и страстей также приводят к очищению, «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, он преображается, одухотворяется и становится ближе к Богу. В этом заключается предназначение христианина, в этом есть его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» - особого культового действия, с помощью которого «под видимым образом, сообщается верующим невидимая благодать божия», то есть которое призвано реально ввести божественное в жизнь человека.

В первое время христианство подвергалось гонениям. Отдельным верующим пришлось пройти через тяжелые испытания; тюремные заключения и пытки («исповедники») или они были приговорены к смерти («мученики»). Эти лица стали почитаться в христианстве как святые. Впоследствии идеал мученика становится в христианской этике центральным.

 


Список использованных источников

 

 

1.      Библия. М., 1990.

2.      Введение в культурологию: учеб. пособие / под ред. Е.В. Попова. М., 1995.

3.      Каутский, К. Происхождение христианства/ К.Каутский - М.: изд. полит. лит., 1990.

4.      Культурология: Учеб. пособие для вузов /Драч Г.В., Борцов Ю.С., Давидович В.Е. и др.; Под науч. ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 573 с. ил.

5.      Культурология: Учеб. пособие для вузов /Сост. и отв. ред. Радугин А.А. -М.: Центр, 1996. - 397 c.

6.      Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Науч. ред. Г.В. Драч. – Ростов-на-Дону, 1998.

7.      Культурология: Учеб. пособие для студентов и учащихся вузов, колледжей и лицеев /[Анисарова Л.А., Ледовских Н.П., Рогачева А.Г. и др.; Редкол.: Южаков А.А. и др.]. -Рязань: Обл. орг. о-ва "Знание", 1994. - 397 с.

8.      Культурология: Учеб. программа для сред. спец. и высш. учеб. Заведений /Ин-т повышения квалификации и переподгот. кадров; Сост.: Аронов А.А., Жунусова С.П. - М.: ИПК СК, 1997. - 29 с.

9.      Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.: Высш. школа, 1999.

10. Майоров, Г.Г. Этика христианства / Г.Г. Майоров. М., 1987.

11. Соловьев, В.С. Жизненный мир христианства / В.С. Соловьев // Философские науки. 1991. № 3, 4.

12. Энгельс, Ф. О первоначальном христианстве/Ф.Энгельс - М.: изд. полит. лит., 1990.

 

2

 



[1] Октавиан Август, Caius Iulius Caesar Octavianus (лат.), Augustus (англ.) (родился в Риме 23 сентября 63 до н.э.; умер в Ноле 19 августа 14 н.э.) — первый римский император, сумевший соединить в своих руках военную, гражданскую и религиозную власть.

[2] Сильван, бог (Silvanus, от silva — лес) — в римской мифологии бог, родственный Фавну, покровитель лесов и всей связанной с ними жизни.

[3] Гера́кл (др.-греч. Ἡρακλῆς), лат. Herculēs, Геркуле́с) в древнегреческой мифологии — герой, сын бога Зевса и Алкмены — жены фиванского царя Амфитриона.

[4] Благая Богиня, часто Добрая богиня, иногда Фавна (Фауна) или Фавния (лат. Bona Dea) — в римской мифологии богиня плодородия, здоровья и невинности, богиня женщин.


Информация о работе Христианский путь культуры