Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 22:28, курсовая работа
Целью данной курсовой является рассмотрение культурных черт и искусства Древней Индии.
Задачей данной курсовой является анализ культуры Древней Индии, путем рассмотрения ее религиозных и культурных черт.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Древняя Индия………………………………………………...4
1.1.Религия Древней индии ……………………………………………...9
1.1.1.Ведизм……………………………………………………………….9
1.1.2.Индуизм ……………………………………………………………10
1.1.3.Буддизм……………………………………………………………..11
1.2.Философия …………………………………………………………...14
1.2.1.Джайнизм…………………………………………………………...15
1.2.2Йога……………………………………………………………….....16
Глава 2.Культура Древней Индии…………………………………....16
2.1.Архитектура,скульптура ……………….........................................16
2.2.Живопись………………………………………………………….......18
2.3.Литература ,лингвистика Древней Индии…………………………..19
2.3.1.Веды………………………………………………………………….20
2.3.2.Упанишады…………………………………………………………..20
2.3.3.Махабхарата ………………………………………………………..23
2.4.Музыка и театр ………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы ……………………………………………………...
Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в
знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").
Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как
недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно прохождение
этим бытием определенных состояний: огонь, вода , земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу.
Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня:
низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую
действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по-своему
содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е.
духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности, приобрести его
можно только с помощью мистической интуиции , последняя же в свою очередь
формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.
Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п.
подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением
следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в
частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих
состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.
В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ (сансара) и воздаяния за прошлые действия (карма). Здесь выражено стремление определить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время "питали" философскую мысль в Индии.
2.3.3.Махабхарата
Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Основным источником философской мысли более позднего - эпического периода является обширная эпическая поэма "Махабхарата", которая состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами - Пандавами и Кауравами. Наряду с повествованием об этой борьбе в различных книгах "Махабхараты" имеются тексты и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки зрения представляют "Бхагавад-Гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и некоторые другие (VII в. до н.э. - II в. н.э.).
По своему содержанию и направленности большинство философских идей
"Махабхараты" представляют собой продолжение и развитие господствующих в
Упанишадах взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары. Однако в отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной терминологией , в " Махабхарате" появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и социологических, и имеющие более строго фиксированный и более однозначный понятийный аппарат.
Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение санкхьи и
тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях "Махабхараты" излагаются
по-разному, но везде их основу составляет положение о пракрити, или прадхане
(материя, природа), как источнике всего наличного бытия (в том числе психики
и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом ее модификациями чистом
духе - Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом).
Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг -
Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличие от Упанишад, где философия
представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку
мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и не зависимом от нее чистом духе - Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом).
Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.
Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог
Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой (воплощением) бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити и природы человека; о генах (трех материальных началах , рожденных природой: тамас - косное инертное начало, раджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало). Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета, определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге - совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, не привязанность к земному.
2.4.Музыка и театр
Еще в ведийский период в Индии разыгрывались небом театрализованные представления. В начале нашей эры в стране появились первые небольшие театральные помещения. Декораций у них не было, театральный реквизит чрезвычайно скуден, их заменяли другие артистические условности: определенная походка, мимика, жестикуляция и т.д.
Большое внимание уделялось музыкальному оформлению спектаклей. Однако в отличие от современных индийских спектаклей, которые, по мнению европейских театралов, перенасыщены пением, в древнеиндийские монологи и диалоги артисты декламировали или читали нараспев, но не пели. Примечательной особенностью древнеиндийского театра была его склонность к мелодраме и патетики, присущие и нынешнему театральному искусству страны. Трагические сюжеты не допускались на сцену из тех соображений, что трагического хватает и в реальной жизни.
Театр был чрезвычайно популярным в Древней Индии, особенно среди интеллигенции, однако профессия артиста не принадлежала к престижным, считалась "подлой", сами же артисты были шудрами.
Древние индийцы говорили: "Тот, кто не знает ни музыки, ни литературы, ни другого искусства, не человек, а скотина, хотя он не имеет ни хвоста, ни рогов". Музыка играла в их жизни важную роль. Искусством профессиональных музыкантов и танцовщиков тешили себя раджи и вельможи, а в индийских мифах не чурались этого развлечения и боги, которым служили небесные музыканты и танцовщицы.
О развитии древнеиндийской музыкальной культуры рассказывает трактат Натьяшастра, составленный, скорее всего, в первые века нашей эры. Он свидетельствует о том, что на то время в стране уже существовала хорошо отработанная музыкальная система, которая позже легла в основу индийской классической музыки.
Слух европейца индийская мелодия поражает своей экзотикой. В звукоряде индийской гаммы есть много полутонов, и даже четверть тонны. Индийские мелодии классифицируются порогами - определенной последовательностью пяти и более тонов, которые составляют основу мелодии. Каждая рага имеет свою эмоциональную нагрузку, символизирует радость, веселье, любовь, спокойствие, страх и т.д. Существуют раги "утренние", "дэнни", "вечерние". Древнеиндийские мелодии лишены гармоничной основы и базируются на ритме ударных инструментов. Важной особенностью древнеиндийской музыки является также то, что музыкант в ней - всегда импровизатор. Он выполняет ключевую музыкальную фразу, а потом без конца варьирует ее, причем каждый раз по-новому, так что каждое исполнение одной и той же мелодии является неповторимым.
Древние индийцы создали ряд музыкальных инструментов, наиболее распространенным из которых была похожа на древнеегипетскую лиру вина. Музыканты играли на флейте, других язычковых и ударных инструментах.
Развивалось в Древней Индии также искусство вокала. Пение чаще всего было вариацией простой мелодии , которая сводилась буквально до единственной музыкальной фразы.
Индийское искусство танца на протяжении веков мало изменилось. В древних танцах также основную роль играли музыкальный ритм и жесты, причем в танце принимал участие практически каждый участок тела танцора или танцовщицы. Малейшее движение мизинца или брови, засекреченное в секреты этого искусства, рассказывало целую историю. Больше всего поражает в индийском танце позиция рук танцовщика - мудрая. Самым лишь сложным кодом положений своих рук и пальцев он передавал широкую гамму эмоций, взволнованно рассказывал о различных событиях из жизни богов, людей, животных.
Искусство индийского танца очень сложное. На овладение им потребовались годы напряженного труда. Поэтому, в Древней Индии танцы всегда выполнялись профессионалами. Социального табу на этот вид развлечений в глубине веков, кажется, не существовало.
Заключение
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других
стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями
Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.
В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих
выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете,
Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и
сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее
анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов,
Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.
В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой
страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие
достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».
Список использованной литературы
1. «История Индии», К.А. Антонова, Г.М.
Бонград-Левин, Г.Г. Котовский, издательство «Мысль», Москва 1973 г.
2. «Древние цивилизации»/ С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев, В. Г. Ардзинба и др.; Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина.— М.: Мысль, 1989.—479 с.: ил.
3. Энциклопедия для детей – Всемирная история (Том I)
Москва “Аванта +” 1995 г.
4. Энциклопедия для детей- Искусство (Том VII) Москва “Аванта+” 1999 г.
5. «Культурология: Учебное пособие для вузов» (под ред. Драча Г.В.) Изд. 7-е; Драч Г.В., Борцов Ю.С., Давидович В.Е. и др,2005 г.
6. «История мировой культуры» (мировых цивилизаций), Г. В. Драч; Под ред. Г. В. Драч, В. К. Королев, О. М. Штомпель, Ростов -на-Дону 2002 г.
7.Полный справочник по
всей мировой культуре и
8. Справочник по мировой культуре и искусству. Петкова С.М, 4-е изд. – Ростов н/Д: 2007 — 507 с.
10. Мировая культура и искусство: учебное пособие/Садохин А.П ,2012 г.
11. Мировая культура и искусство, Соколова М.В, Ростов-на-Дону 2010 г.
Электронные ресурсы
1.Электронная онлайн библиотека URL: http://banauka.ru/2143.html
2.История древних цивилизаций
URL: http://civilka.ru/india/india.
3.Мировая Культура URL: http://kultby.in/osobennosti-
4. Мировая культура и искусство
URL: http://bibliofond.ru/view.
Информация о работе Характерные черты культуры и искусства народов Древнего мира