Гуцульский мужской костюм

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:12, методичка

Краткое описание

Одежда населения Карпат своеобразна, особенно гуцульский костюм. О своем костюме горцы говорят, что он подчеркивает у гуцула мужественность, у гуцулки — красоту. Народные представления о достоинствах мужчины связаны с храбростью, удалью. Не эти ли черты придавали его высокой осанистой фигуре широкий ремень, топорик с длинным древком, пистолеты, пороховницы. Зато вышивка, яркие ткани, шейные и другие украшения должны были приумножить женскую красоту. Для мужского костюма характерна подпоясанная ремнем рубаха с рукавами, вшитыми по прямой, и клиновидными вставками в подмышках.

Файлы: 1 файл

Текстиль.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По предмету

Атрибуция художественного  текстиля

Тема: «Гуцульский  мужской костюм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка:

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Одежда населения Карпат своеобразна, особенно гуцульский костюм. О своем костюме горцы говорят, что он подчеркивает у гуцула мужественность, у гуцулки — красоту. Народные представления о достоинствах мужчины связаны с храбростью, удалью. Не эти ли черты придавали его высокой осанистой фигуре широкий ремень, топорик с длинным древком, пистолеты, пороховницы. Зато вышивка, яркие ткани, шейные и другие украшения должны были приумножить женскую красоту. Для мужского костюма характерна подпоясанная ремнем рубаха с рукавами, вшитыми по прямой, и клиновидными вставками в подмышках. Так же просты по крою штаны из двух сложенных в длину полотнищ, соединенных перемычкой,— полотняные поркеницы, белые шерстяные холошни, заправляемые в чулки, и расшитые понизу красные суконные крашеницы, которые носят навыпуск. О мужском костюме, мы и поговорим в этой работе.

   

   Туниковидная  рубашка является одним из  древнейших элементов одежды  закарпатских гуцулов. Из рассказа  жителя с. Черная Тиса Кочержук  И. (1929 г.р.) известно, что мужская  рубашка разукрашивалась вышивкой  на воротнике, манжетах и по  верхней части рукавов вышитыми уставками, которые выполняли оберегов функцию рук человека и являются составными элементами символической системы земледельческого культа славян. Уставки, либо обшивки были ярко вышитые цветными нитками на холсте, а позже канве крестиком или «низенню» (низзю). Носили его на выпуск(В отличие от всех других частей Украины), подпоясавшись широким кожаным поясом – ремнем.

   В холодное  время мужчины и женщины носили  свиту из домотканого сукна,  преимущественно долгополую, зимой – разнообразные, обычно длинные, овчинные кожухи. Зимней одеждой служил также овчинный кожушок, который был схож по орнаментации с кептарем, и длинная суконная манта с высоким воротником или капюшоном.

 

   Одним из интереснейших видов верхней кожаной одежды гуцулов был кожух. К середине ХХ в. за один кожух давали двух коров. Реликтовые формы этого изделия в данном регионе свидетельствуют о его глубокой традиционную подоплеку. Кожух наделялся магическими свойствами и занимал важное место в обрядности символизируя плодородие, богатство и счастье.

   Обработкой сырья и изготовлением кожуха занимались в селе скорняки, количество которых до второй половины ХХ ст. резко сократилась. На пошив кожуха шло 5-7 овечьих шкур. Характерная особенность кроя отмечается отсутствием плечевого шва. Пуговицы на кожухе были деревянным, а порой их заменяли плетеными кожаными петлями. В с. Черная Тиса существовали белые тулупы, которые называли безрукавкой. Они украшались металлическими капслямы, которыми украшали ворот, кожаные аппликации, боковины и карманы изделия. Также безрукавки украшались кожаными зубцами по проймам, боковым швам, горловине и карманам. Обогащают одежду также нашивные украшения – косичка сплетена пасом из разноцветных шерстяных ниток.

 

   Самая цветистая часть  костюма — кептар, распашная овчинная безрукавка. Этот вид одежды, удобный в условиях ветреной, резко изменчивой погоды, распространен у всего населения горно-скотоводческих районов Карпат. Гуцульский кептар украшен вышивкой, аппликацией и плетенкой из кожи, кистями-дармовисами и блестящими латунными колечками-капслями. В отдельных селах сложились свои традиционные формы украшения кептаря, в значительной мере определяющие местные художественные особенности всего костюма. Так, верховинские безрукавки отделаны понизу пышной полосой рельефного шитья. Космачские густо усажены по аппликации капелями. Кептари из Пистыня легко узнать по характерным ракообразным узорам — «рачкам», ростокские — по замысловатым «кучерям», завиткам из ярко-красного сафьяна. Поверх безрукавки в стужу надевается теплый сердак — укороченный суконный кафтан свободного покроя. Его украшают яркие шнуровые петли, помпоны, обильная орнаментика вышивки, алая на черных сердаках и золотистая на красных кафтанах-байбараках.

   Гуцулы надевали простые по крою штаны — заправляемые в чулки полотняные поркеницы и белые шерстяные холошни. Нижний край штанов украшали с изнанки вышивкой. Красные суконные штаны вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

   На ноги гуцулы надевали вязаные чулки-капчуры и остроносые постолы, тачавшиеся из цельного кожаного лоскута.

 

Вышивка

 

   Отдельно стоит сказать о гуцульской вышивке, которая во все времена поржала своими цветастыми сочетаниями.

Приемы гуцульского шитья мало чем отличаются от общеизвестных Распространена вышивка низью, крестом, настилом. В некоторых селах пользуются узелковой техникой, дающей густой рельефный узор. К старинным приемам относится мережка.

   Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, множеством композиций, богатством сочетаний цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск.

   Для вышивок  Закарпатья характерным является  мотив зигзаг («кривуля») в различных  техниках исполнения. Цветовая гамма  вышивок довольно широкая: красный  сочетается с черным (при этом  выделяется один цвет - черный или красный), применяются как белые, так и многоцветные орнаменты.

Важное место среди  любимых мотивов гуцульской вышивки  с. Черная Тиса занимают мотивы звезд. Небесные звезды в древних культах  означали религиозность, веру человека и потащил ее к исследованию окружающей среды, природных явлений и др. В высокоразвитых древних культурах звездное небо означало также потусторонний мир, а каждая звезда, или планета была олицетворением героя. Небесные существа (ангелы, херувимы, фантастические животные), которые имели отношение к Богу также часто изображались со звездой на лбу. В старом завете Библии один из пророков Мессию называет звездой, поэтому в еврейской религии она стала символом освобождения и спасения. Апостол Петр в одном из посланий также говорит о ранней звезду, которая сойдет в сердцах верующих людей.

   В христианстве эта звезда символизирует бытия и Святую Троицу. Восьмиугольная звезда часто встречается среди мотивов в народной вышивке славяноязычных населения Закарпатья она символизирует утреннюю зарю (Венеру) и бесконечный цикл обновления (рождение - смерть - воскресение).

   В гуцульском вышивке Закарпатье встречаются также растительные и зооморфные мотивы, свидетельствующие о своеобразном биосинтез человека с природой и ее окружением.

   Мотивы орнамента кожухов аналогично выполняли не только декоративную функцию – а магическую. Преимущество красного цвета связана с защитой от гаданий и указывает на связь верхней одежды со свадебной обрядностью. Украшали кожух вышитым растительным орнаментом из шерстяных или шелковых нитей насыщенных цветов.

Можно выделить важнейшие  тенденции и три основных этапа  развития гуцульского костюма на территории Закарпатья в контексте  исторических реалий данного периода:

1. Период развития  сакрально-традиционной основы в народной одежде (до 80-х г. XIX в.).

2. Период эстетизации  в одежде (конец XIX - первая половина ХХ в.).

3. Период интенсивной  десакрализации (вторая половина ХХ - ХХI вв.).

   На Гуцульщине  получил многостороннее развитие  типичный для всех восточных  славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров.

 

Аксессуары

 

   Непременными атрибутами праздничного мужского гуцульского костюма были «топорцы» - символ прежних боевых дружин – «громад» и опорные палки – «келефы», затейливо украшенные чеканным орнаментом.

Отличает костюм гуцулов  и наличие большого количества шейных металлических украшений, к которым  относятся литые кресты, собранные  в ожерелье – «згарды»; различные  перстни; застежки к поясу; приспособления для ношения ключей – «клямры»; трубки и протычки к ним.

   Своеобразным символом занятий гуцулов – горных пастухов и лесорубов - были специфический кожаный пояс «попруга» и широкие «чересы», поддерживающие живот от надсады во время тяжелых работ. Черес изготовлялася из кожи и был очень широким. Его украшало узорное тиснение и стройный ряд фигурных пряжек. Помимо того, что пояс этот, точно корсет, подтягивал фигуру, облегчая ходьбу в горах, он был удобен и тем, что на приделанных крючках можно было носить складной нож, огниво, протычку для трубки, роговой сугак для прокалывания дыр и распутывания узлов. За пояс закладывали пистолет, топорик, кисет, люльку. Для необходимых в пути предметов служили также набедренные кожаные сумки — табивка и меньшая по размеру ташка.

   Немало внимания уделено мужчинами головному убору. Головным убором народного костюма служили соломенные шляпы - брыли, войлочные или барашковые шапки.

   Фетровую шляпу прежде по тулье «повивали» мереживом, тонкой латунной лентой с просечным узором. Легко представить оригинальность сочетания этого убора с длинными, до плеч, волосами, которые в старину пожилые гуцулы заплетали в косы. Но и сейчас весьма модны роскошные кресани — черные шляпы, обвитые пушистыми гарусными «червячками». У тех же, кто помоложе, за шнурки заткнуты петушиные или тетеревиные перья. Такая шляпа с лихим завитком перьев или вместо них с побрякушками на проволочках завершает костюм гуцула.

 

Библиография

 

1. Гоберман Д.Н. Гуцульщина. Л.: Искусство, 1979.

 

2. Гоберман Д.Н. Искусство гуцулов. М.: Советский художник, 1980

 

 

 

Электронные источники

 

1. www.skazkidetvore.ru

 

2. www.lorinda.ru

 

3. www.ethnomuseum.ru

 

4. www.balto-slavica.com


Информация о работе Гуцульский мужской костюм