Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:46, реферат
Связь искусства с мифологией можно сравнить со связью устной речи и письменным ее выражением. Такое сравнение не случайно. Во все времена люди старались сохранить надолго в памяти устные предания в какой-либо вещественной форме. В пещерные века это выражалось в наскальной росписи. Затем орудия труда улучшалась, как совершенствовались и предания. Миф становился более осмысленным, насыщенным событиями и героями. И символика его выражения в искусстве так же становится ярче и богаче. На смену геометрическим узорам на керамике приходят темные силуэты людей и животных: аргонавты, боги, титаны, герои. Затем появляются целые композиции, воссоздающие то или иное мифологическое событие. По рисункам на керамических вазах и кратерах можно восстановить истинный вид многих легенд. Искусствоведам прекрасно известна даже целая рисованная энциклопедия, изображенная на достаточно большой вазе и включающая почти все основные события, описанные греческим эпосом.
Введение
Мифы и как они попали в искусство
Источники
Античность
Городское управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №17
Реферат
по Мировой художественной культуре
«Греко-римская мифология в искусстве»
Выполнила ученица 9 «Б» класса
Кузьмина Екатерина
Руководитель : Лебедева Ольга Васильева
Кострома
2012г.
План:
Введение
Связь искусства с мифологией можно сравнить со связью устной речи и письменным ее выражением. Такое сравнение не случайно. Во все времена люди старались сохранить надолго в памяти устные предания в какой-либо вещественной форме. В пещерные века это выражалось в наскальной росписи. Затем орудия труда улучшалась, как совершенствовались и предания. Миф становился более осмысленным, насыщенным событиями и героями. И символика его выражения в искусстве так же становится ярче и богаче. На смену геометрическим узорам на керамике приходят темные силуэты людей и животных: аргонавты, боги, титаны, герои. Затем появляются целые композиции, воссоздающие то или иное мифологическое событие. По рисункам на керамических вазах и кратерах можно восстановить истинный вид многих легенд. Искусствоведам прекрасно известна даже целая рисованная энциклопедия, изображенная на достаточно большой вазе и включающая почти все основные события, описанные греческим эпосом.
Каждый, кто пытался приобщаться к искусству, знает, что путь этот хоть и живописен, но тернист. Приходишь, скажем, в Третьяковку, а там картина Серова «Похищение Европы». И на пути к прекрасному вырастает частокол вопросов. Почему художник дал девушке такое географическое имя? Куда она плывет, сидя на спине у быка? И кто ее похищает – бык?
А потом приезжаешь в Эрмитаж и видишь скульптуру Фальконе «Флора» : милая, грациозная девушка, почему-то нагая, любуется мраморными цветами. Что это значит? Девушка с редким именем Флора заказала ваятелю свой портрет? Но там же, в Эрмитаже, висит картина Рембрандта, которая тоже называется «Флора», а ведь Рембрандт жил на сто лет раньше Фальконе… Конечно, если заглянуть в энциклопедию «Мифы народов мира», то можно выяснить, что Флорой древние римляне звали богиню цветов. Они каждый год устраивали в ее честь праздник и приносили на ее алтарь созревшие колосья. Но ведь не всякий об этом знает – мало кто теперь сведущ в мифологии. Между тем знаменитые художники и скульпторы прошлого не только прекрасно в ней разбирались, но и заимствовали у древних греков и римлян сюжеты для своих произведений. И если вовремя не вспомнить, рассматривая картину или статую, какой мифологический персонаж вдохновил ее создателя, впечатление от произведения искусства может оказаться неполным.
Мифы и как они попали в искусство
Мифы – древние сказания о богах и героях – особый вид литературы. От обычных литературных произведения их отличает то, что у них нет автора. Но это лишь часть ответа на вопрос. Если никто конкретно их не создавал, то откуда они взялись?
Объяснений столько же, сколько и ученых, бравшихся объяснять. Например, долго время считалось, что поскольку люди древности еще не понимали, как возникают различные явления природы, то они представляли их в виде фантастических существ – божеств и чудовищ. Зато все согласны с тем, что мифы сложились в первобытные времена, тогда же примерно, когда на Земле появились люди. Значит ли это, что в пору своего детства человечество рассказывало самому себе о богах, героях и сотворении мира вместо сказок на ночь?
На первый взгляд эти волшебные истории придуманы просто так, для забавы. Был, скажем, у древних греков бог Гермес, большой шутник. Как-то, еще младенцем, он сбежал из колыбели и у другого бога, Аполлона, увел из стада пятнадцать коров. А следы замел, привязав к их копытам тростник и ветки. Коров Гермес спрятал в пещере, загнав их туда задом наперед – чтобы следы вели не внутрь, а наружу.
Между тем, далеко к северу от Греции, на Скандинавском полуострове никто и слыхом не слыхивал про Гермеса, зато все знали о проделках бога Локи. Однажды к тамошним богам явился великан и предложил всего за полтора года обнести их город неприступной стеной. В награду он просил отдать ему в жены богиню любви Фрею, а в приданное ей – солнце и луну. Локи уговорил богов согласиться : дескать, никакому велико не под силу управиться за полтора года. Но к концу срока стало ясно, что строитель вот-вот выполнит обещание, - и как же тогда жить без любви, солнца и луны? Боги рассердились на Локи, и ему пришлось придумывать, как выйти из положения. Великану помогал гигантский конь. Локи обернулся красавицей кобылицей, и конь, позабыв о хозяине, умчался за ней вдогонку. Стена так и осталась недостроенной. А на другом континенте, в Северной Америке, индейцы верили, что прежде всех людей появился хитрец Манабозо. Отец его – западный ветер, а прабабка – луна. Манабозо даже солнце обвел вокруг пальца, когда решил добыть для людей огонь. Он превратился в кролика, спрятал за спиной трут, пробрался к светилу в дом и принялся там скакать. Да так забавно, что солнце улыбнулось, а от его улыбки загорелся трут. Тут похититель и пустился наутек.
Ясно, что Гермес, Локи и Манабозо – мифологические собратья. Но почему в мифах таких непохожих народов действует, по сути, один и тот же герой-обманщик? Или разница между народами не столь уж и велика?
Человечество хоть и состоит из отдельных личностей, но на самом деле - единый организм. В начале ХХ в. швейцарский психолог и исследователь мифов Карл Густов Юнг предположил, что при множестве внешних различий по самой своей сути люди похожи настолько, что даже их фантазия устроена одинаково. Ее лучше всего сравнить с набором кубиков. Из десятка кубиков-игрушек можно построить то башню, то домик, а «кубики-фантазии» складываются в героев мифов. Их также не больше десятка, только они служат не для игры, а для того, чтобы выражать важнейшие стороны человеческой жизни.
Осваиваясь на Земле, люди
сталкивались с какой-нибудь «вечной»
проблемой – их «кубики» оживали,
превращаясь в подходящего
Так появились мифы. Они вбирали в себя детали повседневной жизни, но при этом каждый из них рассказывал о чем-то вечно важном. Мифы – это летопись того, что происходило у человечества в душе, пока оно взрослело и набиралось опыта, осмысливало устройство мира, жизнь и смерть. Появившись на свет, мифы обретали самостоятельность и начинали влиять на судьбы людей, как, например, миф о Христе. По мере того, как одни мифы устаревали, человечество вновь пускало в дело «кубики» своей фантазии – и получались новые мифы. И по сей день любой из нас, если верить ученым, от рождения способен к мифотворчеству. Так что мифы – не просто явления с глубокой древности; они существуют и сейчас, хотя и отличаются от прежних.
Каждому отдельному человеку трудно читать эту летопись внутренней жизни человечества – оно ведь не пишет прямо : « Тогда-то мне пришлось решать такую-то проблему», а изъясняться на языке символов. А тот пласт души, где залегают «полезные ископаемые» для сотворения мифов, находится столь глубоко, что люди, как правило, и не подозревают о его существовании. Но во все времена были и теперь есть творческие личности, от рождения настроенные на все человечество. Не важно, осознают они это или нет, но они улавливают то, что происходит у человечества в душе, и могут об этом рассказать каждый по-своему. Все они своего рода трансформаторы : принимая «ток высокого напряжения» мыслей и чувств целой страны или даже всей планеты, они преобразуют его для нас в наши домашние «220 вольт», создавая нечто такое, что нам по росту, что доступно нашему восприятию, - картины, скульптуры, здания.
Пока люди не представляли себе мира без богов, они не сходили с полотен художников, занимали воображение скульпторов и обитали в храмах. Сначала художники еще только делали к мифам иллюстрации. Так было на заре искусства Древней Греции, когда скульпторы просто изображали богов и богинь, чтобы остальные греки могли им поклоняться. К ХVI в.мифы превратились своего рода в международный язык. Каждый персонаж греко-римской мифологии, а затем и Библии означал для европейцев то или иное понятие : Афина – мудрость, Веста – домашний очаг, Иуда – предательство, Богоматерь – материнство. Этим языком пользовались и люди искусства : они знали, что зритель их поймет.
В XIX – XX вв. с развитием науки картина мира изменилась : в ней почти не осталось места божественному, то есть необъяснимому, волшебному, и необходимость в мифологическом языке отпала. Но роль творческих людей осталась прежней. Поэтому и теперь все, что изображают художники и скульпторы, даже натюрморты, пейзажи и бытовые сценки, тоже имеет отношение к мифам. Если проследить, какие сюжеты предпочитают живописцы разных времен, можно представить себе, что волновало человечество на том или ином этапе его роста и какие истины оно стремилось постичь.
Источники
Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы: художественной и научной. Основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явление, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В классической лирике (7—5 вв. до н.э.), где мифология служит средством для передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной мере блёкнет, но в нём выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты. Греческая драма (5 в. до н.э. — Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в лирике. В трагедии судьба, рок — вся эта трудно усваиваемая бездна античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. до н.э.). Эллинистическая поэзия — Феокрит, Бион, Мосх (4—3 вв. до н.э.) и другие авторы — даёт ряд мелких и изящных мифологических образов. Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами, содержат гимны Каллимаха (3 в. до н.э.). Из поэтов-александрийцев особенно интересен Аполлоний Родосский (3 в. до н.э.), нарисовавший ряд выразительнейших картин из мифологии аргонавтов, из поздних авторов — Квинт Смирнский (4 в. н.э.), изложивший в поэме «После Гомера» события после смерти Гектора до взятия Трои, и Нонн Панополитанский (5 в.), который в поэме «Дионисовы песни» сообщает много фактов в связи с рождением и жизнью Диониса. Источниками для изучения греческой мифологии являются также труды Филострата Старшего и Филострата Младшего (3 в. н.э.), Каллистрата (4 в.) и эпиграмматистов (Мелеагр, 1 в. до н.э., и др.).
Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия и первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шеститомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календарь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.