Греческая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, создавался клан мелких собственников, стоящих вне клана: собственность переставала быть общинной и становилась индивидуальной. Это класс людей бедных, но очень предприимчивых. Из них образуются первые кланы ремесленников: они сбывают кланам изготовленные ими орудия или же просто работают у них в качестве кузнецов, плотников и др.

Оглавление

Введение 3

1. Этапы развития греческой культуры 5

2. Мифология архаической Греции 8

3. «Золотой век» Афин 11

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

культурология+.docx

— 40.48 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 3

1. Этапы развития греческой культуры 5

2. Мифология архаической Греции 8

3. «Золотой век» Афин 11

Заключение 15

Список использованной литературы 17

 

      Введение

 

     Около 2000 года до н.э., греческий народ занимал Дунайскую низменность и стал просачиваться в земли, относящиеся к восточной части Средиземного бассейна, то есть на Азиатское побережье и Эгейские острова, или в собственно Грецию. Оседая в новых местах, греческие племена учились земледелию у народа, занимавше до них все эти области и значительно более развитого, чем они. Мы не знаем подлинного имени этого народа, который древние иногда называли пелазгами. Мы их называем эгейцами. Иногда их также называют критянами. Они уже издавна возделывали виноградную лозу, оливковое дерево и сеяли злаки. Разводили крупный рогатый и мелкий скот. Им были известны многие металлы - золото, медь и олово. Оружие изготовляли из бронзы. Железа они не знали. Женщина пользовалась у критян большей свободой и уважением, чем греческая женщина в V веке до н.э. Можно полагать, что на Крите женщины занимались разными ремеслами. Эгейские племена вряд ли были воинственны. Дворцы и остатки городов не обнаруживают следов укреплений. Таким образом, греки, захватывая эти области столкнулись здесь с уже цивилизованным народом. Они попали под влияние эгейцев, подчинились им и платили дань. Около 1400 года греки восстали и сожгли Кносский дворец. Дальнейшее развитие греческих племен пошло самостоятельным путем.

     От  критян эллины получили два дара, превратившие их навсегда в народ землевладельцев  и моряков, - сельское хозяйство и  мореплавание. Олива, виноградная лоза и корабли - таковы на долгие времена  атрибуты греков. Люди ими живут, поэты  их воспевают.

     Первоначально племена, занявшие страну, сделали землю  коллективной собственностью всего  клана. Примерно с эпохи ахейских пиратских походов античный сельский коммунизм начинает распадаться. Частная собственность породила богатства сильных. Но частная собственность возникла и иным путем, ее появление было обусловлено прогрессом. Разные причины вызывали исключение членов клана.

     Таким образом, создавался клан мелких собственников, стоящих вне клана: собственность переставала быть общинной и становилась индивидуальной. Это класс людей бедных, но очень предприимчивых. Из них образуются первые кланы ремесленников: они сбывают кланам изготовленные ими орудия или же просто работают у них в качестве кузнецов, плотников и др.

     Отправной точкой и объектом всей греческой  цивилизации является человек. Она  исходит из его потребностей, она  имеет ввиду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. Цивилизация греков сопрягает мир и человека. Она связывает их в борьбе и битве, соединяет плодотворной дружбой, имя которой - Гармония.

 

  1. Этапы развития греческой культуры
 

     В развитие культуры Греции III—1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III—II тыс. до н. э.), гомеровский период (ХI—IХ вв. до н. э.) и архаический период (VIII—VI вв до н. э.). К древнейшим цивилизациям на территории Греции относятся Минойская и Микенская (Ахейская) культуры.

     В настоящее время считается, что  история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На протяжении III тыс, до н. э. наиболее развитым было население Кикладских островов, расположенных в Эгейском море. До нашего времени дошли остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды. На рубеже III—II тыс, до н. э. на островах появляются настоящие города, с этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса — легендарного царя острова.

     Вся жизнь на Крите была сосредоточена  вокруг так называемых дворцов, которые состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, но воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль. Этому во многом способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными. Особого внимания заслуживает замечательная настенная роспись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов — культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (владычица) — центральная фигура минойского пантеона богов,

     Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти — теократия (от греч. theos — бог), при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административными и хозяйственным центром. Среди дошедших до нас памятников ремесла и искусства критской цивилизация следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие, великолепную красочную керамику.

     Расцвет Минойской культуры приходится на ХVI — 1-ю пол. ХV вв. до н. э. Однако в середине ХV в. до н. э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой части Греции воинственных греков-ахейцев. Центр цивилизация перемещается в материковую Грецию, где в это время достигла расцвета Микенская (или Ахейская) культура, сформировавшаяся на рубеже ХVIII—ХVI вв. до н. э.

     Первоначально эта культура испытывала сильное  влияние Минойской цивилизации. С Крита были заимствованы некоторые божества, фресковая живопись, фасоны одежды, водопровод, канализация я др. Однако тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, Микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Одним из ранних памятников Ахейской культуры были так называемые шахтные гробницы в Микенах, открытые в 1876 г. известным немецким археологом Генрихом Шлиманом (1822—1900). В гробницах вместе с костями умерших были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

     Как и на Крите, дворцы были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты. В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы толос (купольная гробница), самая большая из них — гробница Атрея в Микенах.

     Ахейцы, захватив в ХV в. до н. э. Крит, переняли у минойцев письменность и приспособили ее для передачи своего языка. Глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке, удалось расшифровать. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы — доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.

     В конце ХIII в. до н. э. огромная масса северобалканских варварских, то есть не затронутых Крито-Микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущая роль в этом переселении народов принадлежала греческому племени дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII—XI вв. до н. э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование Крито-Микенская цивилизация.

     В этот период (VIII — 480 до н. э.) проходила Великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. У лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев — алфавитное письмо, которое греки усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. Зарождение греческой науки, в частности астрономии и геометрии, происходило под влиянием египтян и вавилонян. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура.

     В период архаики с окончательным  разложением родовой общины происходит формирование античного полиса (греч. рolis, лат. сivitas) — города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

  1. Мифология архаической Греции
 

     Этот  период (I—IХ вв. до н. э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э., являются важнейшим источником информации об этом времени, хотя и рассказывают о происходившей в ХIII в. до н. э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев — Одиссея — домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся еще к Крито-Микенской эпохе, Гомер, как правило, переносят их в более позднюю историческую среду. В поэмах отражена жизнь общества с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской цивилизации. Герои Гомера — цари и представители знати — живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь не похожих на дворцы крито-микенских царей.

     До  нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основными строительными  материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство  этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

     Гомеровский период был бесписьменным, первые известные  после длительного перерыва греческие  надписи принадлежат уже другой эпохе архаической (2-я пол. VIII в. до н. э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

     Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделилась земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана — титаны, которые свергли отца. Один из титанов, Кронос (время), воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном — Зевсом. По преданию, Зеве и окружавшие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера — владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату — Аиду — подземное царство.

     Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз — покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости — Афина, богом огня и кузнечного мастерства — Гефест, войны Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина ткачеству, Дионис — виноделию, Гермес — торговле и т. д.

     Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные  божества, населявшие леса, горы, источники, луга.

     Помимо  мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

     Важным  фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь  некоторых богов. Самыми значительными  из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры — спортивные и музыкальные состязания в честь Алоллона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года:

     В играх в честь богов проявляется  один из важнейших элементов древне — греческой культуры — агонастика. Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное — превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на ларе, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.

Информация о работе Греческая культура