Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы строения мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 02:22, контрольная работа

Краткое описание

Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы знаем из мифов всех народов мира.

Оглавление

2. Введение…………………………………………………………3
3. Геоцентрическая система мира…………………………………4
4. Гелиоцентрическая картина мира………………………………7
5. Становление гелиоцентрического мировоззрения……………11
6. Заключение………………………………………………………13
7. Библиографический список…………………………………….14

Файлы: 1 файл

контрольная готовая.docx

— 90.15 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Камчатский государственный университет имени  Витуса Беринга» 

2011 –  2012 учебный год

Кафедра философии и культурологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Естественно - научная картина мира»

«Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы строения мира»

                  Выполнила студентка

                  1 курса, группы Лзб – 11

                  психолого-педагогического  факультета,

                  заочной формы обучения,

                  Исаева  Виктория Николаевна 
                   

                  Проверил:

                  Кандидат  философских наук

                  доцент  кафедры философии и культурологии

                  Кормочи Елена Александровна 
                   

Петропавловск-Камчатский

2011 –  2012 
 

  1. Содержание……………………………………………………...2
  2. Введение…………………………………………………………3
  3. Геоцентрическая система мира…………………………………4
  4. Гелиоцентрическая картина мира………………………………7
  5. Становление гелиоцентрического мировоззрения……………11
  6. Заключение………………………………………………………13
  7. Библиографический список…………………………………….14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Введение

            Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы знаем из мифов всех народов мира.

            Первые представления о мироздании  были очень наивными, они тесно  переплетались с религиозными  верованиями, в основу которых  было положено разделение мира  на две части - земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше “земное” противопоставлялось “небесному”. Думали, что существует “твердь небесная”, к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.

     Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы  мира - два противоположных учения о строении солнечной системы и движении ее тел. Согласно гелиоцентрической системе мира (от греч. - Солнце), Земля, вращающаяся вокруг собств. оси, является одной из планет и вместе с ними обращается вокруг Солнца. В противоположность этому геоцентрической система мира (от греч. -Земля) основана на утверждении о неподвижности Земли, покоящейся в центре Вселенной; Солнце, планеты и все небесные светила обращаются вокруг Земли. Борьба между этими двумя концепциями, приведшая к торжеству гелиоцентризма, наполняет собой историю астрономии и имеет характер столкновения двух противоположных философских направлений. [4]

     Некоторые идеи, близкие к гелиоцентризму, развивались уже в пифагорейской школе. Так, еще Филолай (5 в. до н.э.) учил о движении планет, Земли и Солнца вокруг центрального огня. К числу гениальных догадок относилось учение Аристарха Самосского (конец 4 – начало 3 вв. до н.э.) о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси. Это учение настолько шло вразрез со всем строем античного мышления, античной картиной мира, что не было понято современниками и подверглось критике даже со стороны такого ученого, как Архимед. Аристарх Самосский был объявлен богоотступником, а его теория надолго заслонена весьма искусным, но и весьма искусственным построением Аристотеля. Аристотель и Птолемей являются создателями классического геоцентризма в его наиболее последовательном и завершенном виде. Если Птолемей создал кинематическую схему, то Аристотель заложил физические основы геоцентризма. Синтез физики Аристотеля и астрономии Птолемея и дает то, что обычно именуют птолемеевско - аристотелевской системой мира.[2, стр.43-48] 

3.Геоцентрическая система мира   

       Гиппарх, александрийский ученый, живший во 2 веке до н. э., и другие астрономы его времени уделяли много внимания наблюдениям за движением планет.

Эти движения представлялись им крайне запутанными. В самом деле, направления движения планет по небу как бы  описывают  по небу петли. Эта кажущаяся сложность  в движении планет вызывается движением  Земли вокруг Солнца - ведь мы наблюдаем  планеты с Земли, которая сама движется. И когда Земля “ догоняет”  другую планету, то кажется, что планета  как бы останавливается, а потом  движется назад. Но древние астрономы  думали, что планеты действительно  совершают такие сложные движения вокруг Земли. 
 

Рис.№1

            Во 2 веке н.э. александрийский  астроном Птолемей выдвинул свою  “систему  мира” в своем знаменитом сочинении "Альмагест" (арабское название, у древних греков называлось "Мегале Синтаксис", т. е. "Великое построение")[2, стр.49]. Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет.

            Считая Землю шарообразной, а  размеры ее ничтожными по сравнению  с расстоянием до планет и  тем более звезд. Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал,  что Земля - неподвижный центр  Вселенной. Так как Птолемей  считал Землю центром Вселенной , его система мира была названа геоцентрической.

            Вокруг земли по Птолемею, движутся  ( в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал  эпициклом , а круг , по которому движется точка около Земли ,- деферентом(рис.№1). [Электронный ресурс]

            Трудно представить, чтобы в  природе совершались такие запутанные  движения, да еще вокруг воображаемых  точек. Такое искусственное построение  потребовалось Птолемею для того  чтобы, основываясь на ложном  представлении о неподвижности Земли, расположенной в центре Вселенной, объяснить видимую сложность движения планет.

            Птолемей был блестящим для  своего времени математиком. Но  он разделял взгляд Аристотеля, который считал, что Земля неподвижна  и только она может быть  центром Вселенной.

            Система мира Аристотеля-Птолемея  казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее  вычислять движение планет на  будущее время - это было необходимо  для ориентировки в пути во  время путешествий и для календаря.  Эту ложную систему признавали  почти полторы тысячи лет.

                Также эту систему признавало  Христианская религия. В основу  своего миропонимания христианство  положило библейскую легенду  о сотворении мира Богом за  шесть дней. По этой легенде  Земля является “сосредоточием”  Вселенной, а небесные светила  созданы для того, чтобы освещать  Землю и украшать небесный  свод. Всякое отступление от этих  взглядов христианство беспощадно  преследовало. Система мира Аристотеля - Птолемея, ставившая Землю в  центр мироздания, как нельзя  лучше отвечала христианскому  вероучению.

            Таблицы, составленные Птолемеем,  позволяли определить заранее  положение планет на небе. Но  с течением времени астрономы  обнаружили расхождение наблюдаемых  положений планет с предвычисленными. На протяжении веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые комбинации круговых движений.[5,стр.128-129]

     В Средневековье надолго затормозилось  развитие науки. Системы мира Аристотеля и Птолемея были признаны согласными с религиозной идеологией. Основа христианской религии — тезис  искупления (пришествие на Землю бога для спасения людей) гармонировал с  представлением об исключительном положении  Земли как центра мира. Некоторый  подъем астрономической науки в  Средние века нужно отметить у  арабов, народов Средней Азии и  Кавказа. Труды Птолемея вместе с  другими древними астрономическими источниками послужили отправной  точкой для ряда усовершенствований геоцентрической системы мира, разработанной  средневековыми учеными и философами, в особенности Ибн Хайсамом (известным в Европе под именем Альхазена) и Ибн Шатиром, принадлежавшим к астрономической школе Насир эд Дина Туси (XII в.).

  Аль-Батани (по прозванию Альбатегниус — 850-929 гг. н. э.) заново и точнее определил и проверил многие из результатов Гиппарха и Птолемея. Великому хорезмскому ученому Абу-Райхану Бируни (972-1048 гг. н. э.) принадлежит определение размеров Земли по углу понижения горизонта с вершины горы. Он же выразил мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца. Соорудив обсерваторию с весьма точными для того времени измерительными инструментами, талантливый самаркандский астроном Улугбек (Мухаммед Тарагай — внук известного завоевателя Тамерлана) составил новый каталог звезд — первый самостоятельный после Гиппарха и более точный: положения звезд даны в нем не только в градусах, но и в минутах дуги.

       В Средние века в научно-философской  среде мусульманского Востока  и христианского Запада предметом  особого обсуждения стал вопрос  о физической реальности птолемеевских эпициклов и деферентов. По мнению Абу Райхана Бируни, эпициклы и деференты имеют вполне реальное физическое существование. В то же время другой крупный представитель научно-философской мысли Средневековья Ибн Рушд (Аверо-эс), хотя и допускал, что эпициклы и деференты сами по себе нужны для расчета и предсказания положения планет, вместе с тем оспаривал мнение, согласно которому эпициклы и деференты существуют внутри реального космоса в актуально-физическом смысле.[2, стр.50]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Гелиоцентрическая картина мира

     Свою  систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543)изложил  в книге “О вращениях небесных сфер”, вышедшей в год его смерти. В этой книге он доказал, что Вселенная  устроена совсем не так , как много веков утверждала религия.

            Во все странах почти полтора тысячелетия владело умами людей ложное учение Птолемея, который утверждал, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной. Последователи Птолемея в угоду церкви придумывали все новые “разъяснения” и “доказательства” движения планет вокруг Земли, чтобы сохранить “истинность” и “святость” его ложного учения. Но от этого система Птолемея становилась все более надуманной и искусственной.

            Задолго до Птолемея греческий  ученый Аристарх утверждал, что  Земля движется вокруг Солнца. Позже, в средние века, передовые  ученые разделяли точку зрения  Аристарха о строении мира  и отвергали ложное учение  Птолемея. Незадолго до Коперника  великие итальянские ученые Николай  Кузанский и Леонардо да Винчи  утверждали, что Земля движется, что она совсем не находится  в центре Вселенной и не  занимает в ней исключительного  положения.

            Почему же, несмотря на это,  система Птолемея продолжала  господствовать?

Потому, что она опиралась на всесильную церковную власть, которая подавляла  свободную мысль, мешала развитию науки. Кроме того, ученые, отвергавшие  учение Птолемея и высказывавшие  правильный взгляды на устройство Вселенной, не могли еще их убедительно обосновать.[3 , стр.22]

Информация о работе Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы строения мира