Генезис культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:37, лекция

Краткое описание

Термин "генезис" пришел к нам из греческого языка и переводится как "происхождение, возникновение", а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния.
Деятельностный подход к культуре реализован в орудийно-трудовой концепции, предложенной марксизмом. Исходной точкой здесь явилась знаменитая статья Фридриха Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", написанная в 1876 году и тщательно изучавшаяся в СССР. Краеугольным камнем этой теории стало утверждение, что "труд создал человека".

Файлы: 1 файл

Генезис культуры.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

Еще одна важнейшая характеристика «чувственного» этапа  развития культуры - новый тип искусства. К достижениям  современного «чувственного» искусства Сорокин  причисляет техническое  совершенство, превосходящее  совершенство чувственного искусства любого другого века и  культуры; творения, «беспримерные и  по своему объему, и  по своему размеру»; уникальное многообразие стилей, жанров и  тем, представляющее всю известную  до сих пор историю  искусства. К его  «недугам», особенно сильно проявляющимся  на позднем этапе, он относит возрастающую отстраненность от культурных и моральных ценностей, тенденцию становиться  все более и  более поверхностным, болезненную концентрацию на патологических типах  людей и событиях, возрастающую непоследовательность, эклектичность, внутреннюю и духовную бессвязность (см.: 2, с. 449-456).

Религия в чувственной  культуре переживает глубокий кризис. В  результате многосторонних процессов секуляризации  она постепенно оттесняется  на периферию культуры, загоняется в своего рода социальные и культурные резервации. В обществе нарастает скептицизм, вольномыслие и атеизм. Культура религиозной жизни все более клонится к упадку, поскольку ее социальный престиж и интерес к ней в обществе неуклонно снижаются. В результате религия достигает «абсолютного минимума» своего социального и культурного влияния; там, где она не преследуется, как откровение Бога, она «опускается до уровня вторичного «социального убеждения» -- своего рода политического кредо» (2, с. 472). Сходный, хотя несколько менее выраженный, кризис переживает и философия, которая в контексте данной культуры становится, по словам Сорокина, второстепенной чувственной утилитарной наукой.

Информация о работе Генезис культуры