Функционализм как направление культурологической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:03, контрольная работа

Краткое описание

Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача – разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Рассмотрим функциональный подход подробнее.

Оглавление

Введение
Функционализм
Принцип универсального функционализма в культуре Б. Малиновского.
Структурно-функциональная теория культур А. Рэдклифф-Брауна: культура как совокупность функций.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

тема 4.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Еще одним существенным итогом развития функционализма стала его нацеленность на понимание других типов культур, необычного, с точки зрения европейцев, образа жизни, стремление изучить культуру изнутри, осознать иные культурные ценности. Указанные аспекты функционалистского понимания культур были развиты не только последователями функционализма, но и исследователями культур, не относящихся к данному направлению, например М. Херсковицом в его культурно-антропологической концепции. Из наиболее известных продолжателей структурно-функционального подхода необходимо назвать Э. Эванс-Притчарда (1902 – 1973) и его классический труд "Нуэры" (в 1985 г. издан на русском языке). К последователям функционализма относятся также М. Фортес, Р. Фёрс, М. Глукмэн.

Структурно-функциональный подход оказал существенное влияние на социологию США, в первую очередь на творчество Т. Парсонса, который применил структурно-функциональный подход для изучения современной индустриальной культуры. Важнейшим объектом исследования стали США. Рассматривая общество как целостную систему, стремящуюся сохранить стабильность, Парсонс выделил ряд функциональных подсистем (семья, образование, экономика и др.), обеспечивающих в сумме взаимодействий равновесное состояние. Центральный предмет его исследований – интеграция личности, социальной системы и культуры. Основная работа – "Социальная система" (1951).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение функционализма для культурологии состоит также и в том, что та или иная культура стали рассматриваться учеными под углом зрения выполнения различных функций. В свою очередь, нередко понятие культуры сводится к совокупности выполняемых ею функций. Выделение функций культуры как целостного образования определяет направления в изучении культур и образует иерархическую структуру из функциональных подсистем этнокультурных общностей. Предметом анализа обычно являются: 1) субстанциальная, или поддерживающая, функция, обеспечивающая выживание общности; 2) адаптивная, или приспособительная, функция, служащая для поддержания более или менее гармоничных отношений между природным окружением и этнокультурной общностью; 3) функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа; 4) символически-знаковая функция культуры, состоящая в создании и воспроизводстве культурных ценностей; 5) коммуникативная функция культуры, направленная на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур; 6) нормативно-регулятивная функция культуры, состоящая в поддержании некоего равновесного состояния в общности, содержащая институциональные формы разрешения конфликтов; 7) компенсаторная функция культуры, основное назначение которой – разрядка эмоционального и физического напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Соколов Э.В. Культурология. – М.: Интерпракс, 2000.
  2. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М.: МГИК, 2004.
  3. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. – М.:РГГУ, 1999.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. – М.: Высшая школа, 2002.
  5. Весёлкин Е.А. Кризис британской социальной антропологии. – М.: Наука, 1999.
  6. Никишенков А.А. Из истории английской этнографии: Критика функционализма. – М.: МГУ, 2002

 


Информация о работе Функционализм как направление культурологической мысли