Функции языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 08:01, реферат

Краткое описание

Введение

Русский язык в самом широком смысле слова — это совокупность всех слов, грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей, т.е. всех, говорящих на русском языке как на родном.
Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка.
Русский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы. С другой стороны крупные социальные потрясения, затрагивающие основы общественного устройства, всегда оставляют весьма заметный след в языке.
Язык представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией – с ее созданием, хранением и передачей. Функции языка связаны с его сущностью, природой, назначением в обществе и в то же время взаимосвязаны между собой.
Цель реферата – дать характеристику основным функциям русского языка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2
1. Функции языка……………………………………………….3
2. Коммуникативная функция………………………………...6
3. Когнитивная функция...............................................8
4. Кумулятивная функция…………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………12
Список использованной литературы ………………………………13

Файлы: 1 файл

языкознание реферат.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Подчеркну: общение  с родственниками, приятелями, соседями, спутниками, сослуживцами нужно не только для поддержания определенных отношений в микроколлективах. Оно важно и для самого человека – для его самоутверждения, для реализации его как личности. Дело в том, что индивид играет в обществе не только некоторую постоянную социальную роль (например, «домохозяйка», «школьник», «ученый», «шахтер» и т.п.), но и все время примеряет к себе разные социальные «маски», например: «гость», «пассажир», «больной», «советчик» и т.п. И весь этот «театр» существует главным образом благодаря языку: для каждой роли, для каждой маски есть свои речевые средства.

Разумеется, регулятивная и фатическая функции языка направлены не только на улучшение отношений  между членами микроколлектива. Иногда человек, наоборот, прибегает  к ним в «репрессивных» целях  – для того, чтобы отдалить, оттолкнуть от себя собеседника. Иными словами, язык используется не только для взаимных «поглаживаний» (это принятый в психологии термин), но также для «уколов» и «ударов». В последнем случае мы имеем дело с выражениями угрозы, оскорблениями, ругательствами, проклятиями и т.п. И опять-таки: общественная конвенция – вот кто устанавливает, что считать грубым, оскорбительным, унизительным для собеседника. В русскоязычном уголовном мире одно из самых сильных, смертельных оскорблений – «козел!». А в аристократическом обществе позапрошлого века слова подлец было достаточно для того, чтобы вызвать обидчика на дуэль. Сегодня же языковая норма «мягчеет» и планка репрессивной функции поднимается достаточно высоко. Это значит – человек воспринимает как оскорбительные только очень сильные средства...

Кроме рассмотренных  выше языковых функций – коммуникативной, мыслительной, познавательной, номинативной и регулятивной (к которой мы «приплюсовали» фатическую), можно выделять еще  другие общественно значимые роли языка. В частности, этническая функция означает, что язык объединяет этнос (народ), она помогает сформироваться национальному самосознанию. Эстетическая функция превращает текст в произведение искусства: это сфера творчества, художественной литературы – о ней уже шла речь раньше. Эмоционально-экспрессивная функция позволяет человеку выражать в языке свои чувства, ощущения, переживания... Магическая (или заклинательная) функция реализуется в особых ситуациях, когда язык наделяется как бы надчеловеческой, «потусторонней» силой. Примерами могут служить заговоры, божбы, клятвы, проклятия и некоторые иные ритуальные виды текстов.

И все это  – еще не полный «круг обязанностей»  языка в человеческом обществе.

Задачи  и упражнения

1. Определите, какие  функции языка реализуются в следующих высказываниях.

а) Крыжовка (вывеска на здании железнодорожной станции)
б) Переучет (табличка на двери магазина)
в) Здравствуйте. Меня зовут Сергей Александрович (учитель, входя в класс)
г) Равносторонний прямоугольник называется квадратом (из учебника)
д) «Я в среду не приду на тренировку, не смогу». – «Надо, Федя, надо» (из разговора на улице)
е) Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый! (Из квартирной перебранки)
ж) Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных (О.Мандельштам).

2. В одном  фильме «из заграничной жизни»  герой спрашивает служанку:

– Миссис Майонз дома? 
И получает ответ: 
– Ваша мать в гостиной.

Почему спрашивающий называет свою мать так официально: «миссис Майонз»? И почему служанка в своем ответе выбирает иное наименование? Какие функции языка реализуются в данном диалоге?

3. Какие языковые  функции реализуются в следующем  диалоге из повести В.Войновича  «Жизнь и необыкновенные приключения  солдата Ивана Чонкина»?

Помолчали. Потом  Чонкин посмотрел на ясное небо и сказал: 
– Сегодня, видать по всему, будет вёдро. 
– Будет вёдро, если не будет дождя, – сказал Леша. 
– Без туч дождя не бывает, – заметил Чонкин. – А бывает так, что и тучи есть, а дождя все равно нету. 
– Бывает и так, – согласился Леша. 
На этом они и расстались.

4. Прокомментируйте  следующий диалог двух персонажей  романа М.Твена «Приключения Гекльберри  Финна».

– ...А вот  если подойдет к тебе человек и  спросит: «Парле ву франсе?» – ты что подумаешь? 
– Ничего не подумаю, возьму и тресну его по башке...

Какие языковые функции «не срабатывают» в данном случае?

5. Очень часто  человек начинает разговор со  слов типа послушай(те), знаешь ли (знаете ли) или с обращения к собеседнику по имени, хотя рядом с тем никого нет, так что это обращение тоже не имеет особого смысла. Для чего говорящий это делает?

6. Физика учит: основных цветов солнечного спектра  семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А между тем самые простые наборы красок или карандашей включают в себя шесть цветов, и это другие составляющие: черный, коричневый, красный, желтый, зеленый, синий. (При «расширении» набора появляются голубой, оранжевый, фиолетовый, лимонный и даже белый...) Какая из этих картин мира в большей степени отражена в языке – «физическая» или «бытовая»? Какими языковыми фактами это можно подтвердить?

7. Перечислите  названия пальцев на руке. Все  ли названия одинаково быстро  приходят вам в голову? С чем  это связано? А теперь перечислите  названия пальцев на ноге. Какой  отсюда следует вывод? Как это  согласуется с номинативной функцией языка?

8. Покажите на  себе, где находится у человека  голень, щиколотка, лодыжка, запястье. Легким ли для вас оказалось  это задание? Какой отсюда следует  вывод о соотношении мира слов  и мира вещей?

9. В языке  действует такой закон: чем чаще слово употребляется в речи, тем в принципе шире его значение (или, по-другому, тем больше у него значений). Как можно обосновать это правило? Покажите его действие на примере следующих русских существительных, обозначающих части тела.

Голова, лоб, пятка, плечо, запястье, щека, ключица, рука, ступня, нога, поясница, висок.

10. Человека высокого  и крупного по-русски могут  назвать примерно такими словами:  атлант, исполин, великан, богатырь, гигант, колосс, Гулливер, Геракл, Антей, верзила, дылда, амбал, слон, шкаф... Представьте себе, что вам поручено подобрать название для нового магазина готовой одежды больших размеров (от 52-го и выше). Какое (или какие) название вы выберете и почему?

11. Попытайтесь  определить, какие понятия лежат  исторически в основе значений следующих русских слов: поручительство, допотопный, буквально, возвещать, отвратительный, сдержанно, раскрепощенно, сличать, распределение, недоступный, покровительство, подтверждение. Какую закономерность можно заметить в семантической эволюции данных слов?

12. Ниже приводится  ряд белорусских существительных,  не имеющих однословных соответствий  в русском языке (по словарику  «Самабытные слова» И.Шкрабы). Переведите  эти слова на русский язык. Как объяснить их «самобытность»? С какой функцией языка (или с какими функциями) соотносится наличие таких – безэквивалентных – слов?

Вырай, краска, клёк, груца, калiва, вясельнiк, гарбарня.

13. Можете ли  вы точно определить значение  таких слов в русском языке,  как деверь, шурин, золовка, свояченица? Если нет, то почему?

14. В книге  «Дикорастущие полезные растения  СССР» (М., 1976) можно найти немало  примеров того, как классификация  научная (ботаническая) не совпадает  с классификацией бытовой («наивной»). Так, каштан и дуб относятся  к семейству буковых. Черника и абрикос входят в одно семейство – розоцветных. Орех (лещина) относится к семейству березовых. Плоды груши, рябины, боярышника относятся к одному классу и называются яблоком. 
Как объяснить эти расхождения?

15. Почему у  человека, кроме имени собственного, бывают еще разнообразные «вторые имена»: прозвища, клички, псевдонимы? Почему человек, уходя в монахи, должен отказываться от своего мирского имени и принимать новое – духовное? Какие функции языка реализуются во всех этих случаях?

16. Существует  такое неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзаменам: «Не знаешь сам – объясни товарищу». Как можно объяснить действие этого правила применительно к основным функциям языка?

_________

* В древнегреческом  a-tomos означало буквально ‘неделимый’.

(Продолжение следует) 

 

Информация о работе Функции языка