Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2015 в 16:42, реферат
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов ее обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.
Весь процесс истории культуры иногда представляется в виде борьбы официальной культуры и контркультуры. Например, христианские общины в первых веках новой эры резко противопоставляли свои ценности господствующим установкам эпохи античности времени упадка. В Советском Союзе контркультурными признавались все установки, направленные против коммунистической и государственной идеологии. И в том, и в другом случае контркультура после долгих лет борьбы вытеснила официальную культуру и заняла ее место.
Такие глобальные перемены в культуре происходят чрезвычайно редко — в кризисные эпохи, когда господствующие ценности перестают соответствовать изменившейся реальности. В остальное время они остаются невостребованным резервуаром инноваций. Современный интерес к контркультурам как на Западе, так и в России обусловлен именно тем, что современная культура проявляет все признаки системного ценностного кризиса. Возможно, что пути выхода из этого кризиса сейчас формируются в протестных контркультурах.
В становлении базовой культуры можно выделить субкультурные и контркультурные составляющие, которые являют собой разнонаправленные пути генерирования культурных инноваций. Первые из них отражают и определяют процесс позитивного, вторые – негативного развития культурного организма.
Контркультура - это идейное течение и общественное движение «мятежных» социальных групп молодежи и студенчества Идеология контркультуры носит преимущественно политически заостренный характеер, направленный против «массового общества», «потребительского общества» и т.п. Отчетливо выражена в контркультуре антисциентистскакая направленность, связанная с неприятие обожествления, фетишизации науки и техники, распространения антигуманного духа утилитаризма и научной рациональности. Особое внимание уделяется природе как источнику естественности и чистоты, как системе альтернативных ценностей контркультуры. Близость к природе рассматривается как противостояние «индустриальной пустыне», современному образу жизни4.
Формирование контркультуры связывается со становления новой чувственности, высвобождением подсознательных сил и влечений, религиозным обновлением. Таким образом, контркультура проявляет себя в виде механизма культурных новаций и, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Одной из отличительных особенностей контркультуры является мифологизацию культуры Востока, которая якобы призвана сменить исчерпавшую себя западную культуру.
Соотношение культуры и контркультуры можно представить в виде таблицы5.
Таблица 1
Соотношение культуры и контркультуры
Культура |
Контркультура |
1 Государственная структура; правовые учреждения; экономическая система |
1 Отрицание всех старых |
2 Политические и Идеологические доктрины |
2 Отказ от политики и идеологии Деполитиэация и деидеологизация |
3 Система образования и |
3 Отказ от старой системы |
4 Искусство |
4 Нетрадиционное искусство: поп-рок; панк-искусство (музыка, танцы, живопись и т д) |
5 Религия |
5 Нетрадиционные формы религии: мистика, восточные культы и т д |
По мнениям исследователей, процесс создания новой культуры будет продолжаться, залог тому - сегодняшний плюрализм духовных и ценностных ориентаций, развитие контркультур.
Заключение
Таким образом, среди основных функций культуры выделяют: гносеологическую, трансляционную, аксиологическую, регулятивную, семиотическую, коммуникативную, социализирующую, гуманистическую.
Контркультура хоть и стоит в оппозиции к господствующей культуре, культуре политической, социальной, даже элитарной, но в итоге лучшее в конткультуре вливается в общий поток не проходящей культуры и становится в один ряд с вечными, классическими ценностями.
Контркультура это сочетание парадоксального: классической музыки с джазом, классической картины с современным искусством фотографии и т.д., но именно сочетания, поскольку через некоторое время талантливая новизна становится классикой. Кстати, так было и с великим стилем Пушкина А.С., который объединил просторечную русскую речь с возвышенной французской, тогда это была контркультура, а теперь – это искусство.
Список используемой литературы
1 Гуревич П.С. Культурология.- М.:Гардарики, 2009. – С.235-245.
2 Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. – СПб.: Университетская книга, 2008. – С.203.
3 Жбанков М.Р. Контркультура // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2011. – С.506-507.
4 Жбанков М.Р. Контркультура // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2011 – С.218.
5 Жбанков М.Р. Контркультура // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2011. – С.221.