Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:53, реферат
Лев Выготский в своем популярном труде «Психология искусства», раскрыл особое воздействие предметов творчества. Он объяснил происхождение особой эстетической реакции - переживания и доказал, что искусство живет своей обособленной жизнью, своим предназначением; что у него есть свои законы существования.
Введение 3
Предмет искусства 4
Эстетика искусства 5
Жизненное значение творчества и искусства 7
Заключение 11
Список литературы 13
Реферат
по дисциплине культурология
На тему: «Функции искусства в культуре по Выготскому».
Оглавление
Введение
Лев Выготский в своем популярном труде
«Психология искусства», раскрыл особое
воздействие предметов творчества. Он
объяснил происхождение особой эстетической
реакции - переживания и доказал, что искусство
живет своей обособленной жизнью, своим
предназначением; что у него есть свои
законы существования.
Автор показал, что специфика искусства не заключена лишь в чем-то одном: в форме произведения, в его содержании, материале, смысле, красоте, возвышенности. И, что только все это вместе взятое создает ту композицию, которая заключена в произведении. Чтобы творчество стало искусством необходимо соблюсти некие обязательные условия, которые приведут к тому, что эффект сработает, независимо оттого, что это за вид или предмет искусства.
Те же самые чувства, эмоции, страсти, что встречаются в жизни, заложены и в предмете искусства, однако, искусство на то и искусство, что эти чувства должны особым способом преобразоваться в предмете, считает Выготский. Этому служит художественный прием, который использует каждый автор в своем произведении. И этот прием привносит в творчество индивидуальность.
Выготский выступает против функций искусства. Он говорит, что искусство - это искусство и ни что другое. Если, по мнению автора, искусство и выполняет какую-то, например, познавательную функцию, то это - функция особого познания, выполняемая особыми приемами.
Сторонники искусства как познания считают, что оно отличается от науки только своим методом, а так, это то же самое - познание. С помощью искусства, то, чего мы не в состоянии понять прямо, мы можем понять путем иносказания.
Выготский опровергает точку зрения о том, что искусство - это еще один способ мышления. Он убедительно доказывает это. Искусство требует только работы ума, работы мысли, все остальное - случайные и побочные явления в искусстве. Выготский говорит, что сторонники теории познания не учитывают одну особенность, что только в данной форме художественное произведение оказывает свое воздействие на человека. И, что интеллектуальные процессы оказываются только частичными и составными, служебными и вспомогательными в мыслях и словах, которые и являются частью художественного произведения.
Также Выготский считает, что сущность и функция искусства не заключаются в форме. Ее основное значение открывается, когда мы рассматриваем форму по отношению к тому материалу, который она преобразует, и дает материалу жизнь в содержании художественного произведения. С этих позиций автор выступает против формализма в искусстве.
Существует два эстетических направления рассмотрения искусства по Выготскому: «Эстетика сверху» - направление непсихологического рассмотрения искусства, творчества и прекрасного. В этом направлении присутствует возвышенное потребление предметов искусства, здесь не должна присутствовать сухая научность. Вдохновение - является единственным объяснением творчества. Искусством и всем, что с ним связанно нужно наслаждаться, считают сторонники «Эстетики сверху».
В области эстетики сверху, по Выготскому, присутствует требование необходимости социологического, исторического и культурного соответствия, шаблона-базиса художества. Здесь предмет творчества находится в неразрывной связи с остальными областями социальной жизни.
«Эстетика снизу» - это направление психологического рассмотрения искусства, творчества и прекрасного. Эстетика здесь - это наука, изучающая особое эстетическое впечатление. Выготский говорил, что без специального психологического исследования мы никогда не поймем, какие законы управляют чувствами в художественном произведении, и можем ошибаться. Также нужно отметить, что и социологические исследования искусства не в состоянии до конца объяснить нам сам механизм действия художественного произведения.
Выготский считает, что есть необходимость изучать объективные психологические законы эстетического воздействия и восприятия. Несмотря на то, что все люди разные, говорит он, есть множество объединяющих их факторов, в границах единого сообщества, что позволяет представить некоего общественного человека с предсказуемой реакцией на предмет искусства. Это открывает перспективу научно найти и обосновать особую эстетическую реакцию и тот художественный прием, что придает творческому процессу именно художественное оформление - превращает его в искусство.
Автор ссылается на Плеханова, который заявил, что «природа человека делает то, что у него могут быть эстетические вкусы и понятия». Окружающие его условия и определяют переход этой возможности в действительность. Здесь объясняется то, что данный человек имеет именно эти эстетические вкусы и понятия, а не другие.
Искусство по Выготскому - это особая идеологическая форма, которая систематизирует особую сферу психики общественного человека, а именно сферу его чувства.
Основной вопрос исследования искусства, по мнению Выготского – это вопрос метода изучения предметов искусства. Изучение создателей творчества и теми, кто будет наслаждаться этим творчеством ему кажутся неперспективными, так как творческий процесс бессознательный, а значит неописуемый. Автор считает, что по самой своей природе эстетическое переживание остается непонятным и скрытым в своем существе и протекании от субъекта. Мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам понравилось то или иное произведение - это и есть обязательное условие силы воздействия произведения искусства на человека.
В своем труде Выготский поставил вопрос как эстетическая реакция соотносится со всеми остальными реакциями человека, и как понимается роль и значение искусства в обычной жизни?
По-разному можно определить роль и значение искусства. Некоторые считают, что искусство – это величайшее достоинство, а другие — обыкновенная забава и отдых.
Многие авторы выдвигали теорию, что искусство должно вызывать чувства и заражать нас этими чувствами. Этой теории придерживался Толстой. Он говорил, что на способности людей заражаться чувствами других людей и основана деятельность искусства.
Эта теория приводит искусство к обыкновенной эмоции. Следовательно, никакой разницы между обычным чувством и чувством, которое вызывает искусство нет. Поэтому искусство – это простой усилитель эмоции и чувства. С помощью него у человека рождается чувство прекрасного – это эстетическое чувство.
Автор считает, что искусство не может вызывать только эстетические чувства. По его мнению, искусство вызывает только общие эмоции, а эстетические эмоции играют лишь второстепенную роль. Здесь автор приводит в пример искусство военного периода народной жизни. Военная лирика и музыка «поднимает дух» войска, воодушевляет на подвиг, но не вызывает боевой эмоции. Они дисциплинируют боевой пыл, а также успокаивают нервную систему и прогоняют страх. То есть искусство вызывает не только эмоции и эстетические чувства, но и способствует поднятию духа, но искусство никогда не несет в себе практического действия, оно только готовит организм к этому действию.
Таким образом автор доказывает, что теория Толстого не оправдывается даже там, где он видел ее наивысшую правоту, — в искусстве прикладном. Что касается большого искусства — искусства Бетховена и Шекспира, то сам Толстой указал на то, что эта теория там не приложима. Как безотрадна была бы роль искусства в жизни, если бы оно не имело другой задачи, кроме как заражать чувствами одного — многих людей. Его значение и роль были бы при этом чрезвычайно очень малы, так как искусство не выходило бы за пределы единичного чувства.
Воздействие искусства на человека сложнее и многообразнее, чем простая передача чувства. Здесь автор ссылается на исследования Бюхера о происхождении искусства. Эти исследования позволяет понять истинную роль и назначение искусства. Бюхер установил, что музыка и поэзия возникают из тяжелой физической работы и что их главная цель – это облегчить напряжение труда. Вот как он формулирует общее содержание рабочих песен:
«1) следуя за ходом работы, они дают знак к одновременному напряжению всех сил;
2) они стараются подстрекнуть товарищей к работе насмешкой, бранью или ссылкой на мнение зрителей;
3) они дают выражение размышлению работающих — о самой работе, о ходе ее, об орудиях работы, — дают исход их радости или недовольству, жалобам на тягость работы и малое вознаграждение;
4) они обращаются с просьбой к самому предпринимателю работы, к надсмотрщику или простому зрителю».
Бюхер показал, что единственная особенность этих песен в том, чтобы облегчить что-то мучительное и трудное. Это то, что должно выполнять искусство. Когда искусство начинает существовать как самостоятельная деятельность, оно вносит в само произведение искусства тот элемент, который прежде составлял труд, то есть то чувство, которое нуждается в разрешении, теперь начинает возбуждаться самим искусством. Поэтому интересно общее утверждение Бюхера: «Ведь народы древности считали песни необходимым аккомпанементом при всякой тяжелой работе».
Мы можем сделать вывод, что песня, во-первых, организовывала коллективный труд, во-вторых, облегчала тяжелое физическое напряжение.
Выготский считает, что невозможно свести роль искусства и творчества только к передаче чувства и эмоции. Искусство должно еще и нести контроль над этим чувством. Если бы искусство умело только вызывать в нас только эмоции, оно никогда не сохранилось бы и не приобрело того значения, которое за ним необходимо признать.
Выготский поясняет нам роль искусства в будущем. Автор считает, что искусство будет связано с реальной жизнью и будет определяться ценностями этой эпохи. Если смотреть на искусство как на украшение жизни, то эта точка зрения противоречит тем законам искусства, которые открывает психологическое исследование. Искусство - это важнейшая часть всех биологических и социальных процессов личности в обществе. Поскольку в будущем начнется переустройство всего человечества на новых началах, то изменится не только овладение новыми социальными и хозяйственными процессами, но и изменится роль искусства.
Нельзя и представить себе, какую роль в изменении человека будет играть искусство, какие уже существующие в нашем организме силы оно призовет к формированию нового человека. В этом процессе искусство и творчество окажет очень большое воздействие на сознание. Без нового искусства не будет нового человека. И возможности будущего также нельзя предвидеть как для искусства, так и для жизни, считает Выготский.
Дальше Выготский говорит о жизненном значении творчества и искусства. Он делает вывод, что эстетическими являются те чувства, которые не связаны с практическими интересами. Эта точка зрения связана с теорией игры. Эта теория искусства как игры не позволяет нам понять искусство как творческую деятельность. Поэтому автор считает, что справедливее те теории, которые показывают, что искусство - это особый прием уравновешивания организма в критические минуты нашего поведения. Только в трудных моментах жизни мы обращаемся к искусству.
Мы можем сделать вывод, что искусство не может возникнуть там, где есть просто живое и яркое чувство. Даже самое искреннее чувство само по себе не в состоянии создать искусство. Чтобы создать произведение искусства автору нужно преодолеть это чувство и только тогда осуществляется искусство. Поэтому и восприятие искусства требует творчества. Для того чтобы понять искусство недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором при создании художественного произведения, недостаточно разобраться в структуре самого произведения — необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство и только тогда действие искусства окажется понятным.
«Психология искусства» была написана Выготским сорок лет назад – в годы становления советской психологической науки.
Эта книга содержит новые идеи о теории искусства, которые составили главный вклад Выготского в науку, и развитию которых он посвятил всю свою дальнейшую жизнь.
Л. С. Выготский в своей книге выступает против традиционного подхода в трактовке искусства. Избранный им метод является объективным, аналитическим. Его метод состоял в том, чтобы, анализируя особенности структуры художественного произведения, воссоздать структуру той реакции, которую оно вызывает. В этом Выготский видел путь, позволяющий познать значения великих произведений искусства, найти то, почему они до сих пор продолжают доставлять нам художественное наслаждение.
В книге Выготского немалое место занимает критика односторонних взглядов на специфику искусства, специфику социальной функции. Он выступает против сведения функции искусства к функции познавательной. Если искусство и выполняет познавательную функцию, то это – функция особого познания, выполняемая особыми приемами. Обращение к образу, символу само по себе еще не создает художественного произведения. «Ее действительное значение открывается, лишь, когда мы рассматриваем ее по отношению к тому материалу, который она преобразует и дает ему новую жизнь в содержании художественного произведения».
Информация о работе Функции искусства в культуре по Выготскому