Фольклорное наследие хакасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:21, реферат

Краткое описание

Богатство духовного мира хакасов представлено бесценными сокровищами памятников фольклора, дошедших до нас из глубины веков. В народных произведениях отразились и ранние этапы исторического развития, и этнокультурные связи с соседями, и эстетические идеалы, и образность языка.

Файлы: 1 файл

Фольклорное наследие хакасов (УГДЫЖЕКОВ ПРО-21).pptx

— 3.00 Мб (Скачать)

Фольклорное наследие хакасов

 

Выполнил  студент группы ПРО-21

Угдыжеков Павел

Богатство духовного  мира хакасов представлено бесценными сокровищами памятников фольклора, дошедших до нас из глубины веков. В народных произведениях отразились и ранние этапы исторического  развития, и этнокультурные связи  с соседями, и эстетические идеалы, и образность языка.

 

Наиболее распространённым и почитаемым жанром хакасского фольклора  являлся героический эпос «алыптыг нымах». Он отличается значительным объемом (до 10-15 тыс. строк) и особым поэтическим стилем, характерным для эпических произведений народов Саяно-Алтая.

 В  центре героических сказаний  находятся образы богатырей алыпов. Смысл их жизни заключается в защите свободы своей Отчизны от посягательств чужих ханов и подземных чудовищ. Герои-алыпы в своих приключениях попадают и в подземное царство, и к верховным творцам.

 

Алыптыг нымахи исполнялись низким горловым пением под аккомпанемент музыкальных инструменов. У тюрков Южной Сибири музыкальные инструменты явно отождествлялись с ездовыми животными, как и шаманский бубен.

Во время исполнения алыптыг нымахов сказители должны чувствовать поддержку слушателей. Если слушатели пассивны, то хайджи выражает недовольство.

 

Среди многочисленных фольклорных  произведений хакасов, созданных задолго  до присоединения их к России, выделяется значительное количество общих сказок в фольклоре тюрко-монгольских  народов Южной Сибири и Центральной  Азии. Среди хакасов бытовали волшебные  сказки, имевшие, якобы, магическое воздействие  на окружающую атмосферу и погодные условия. В XIX в. Хакасский фольклор обогащается за счет сказок, заимствованных от русских крестьян. Появляются необычные для скотоводов сюжеты о солдате, купце, крестьянском сыне, Иване-царевиче и др.

 

Несказочная проза, известная у хакасов под названием «кип-чоох», объединяла в себе мифы, легенды и предания. Среди кип-чоохов выделяются топонимические легенды, объясняющие причину возникновения названий гор, рек и местностей Хакасии.

В хакасском фольклоре  выдедляются генеалогические легенды и предания о происхождении племен и родов. Насчитаны более 150 подобных произведений.

События недавнего  прошлого отразились в исторических рассказах «хара чоох». Это рассказы об известных баях, конокрадах и бегах, живущих в Хакасии в XVIII – XIX в.в.

 

К памятникам народной мудрости относятся пословицы и поговорки. Большинство из них имеют общие  корни с малыми жанрами фольклора  тюрко-монгольских народов Южной  Сибири. Например, «Если треснула голова, то она – в шапке, если сломается  рука – то в рукаве», т.е. «нельзя  выносить сор из избы».

В фольклоре хакасских  скотоводов отражены прекрасные знания повадок животных и умение сравнить их с человеческими поступками. Например: Хорошей лошади достаточно одной  плети, плохой – тысяча, хорошему человеку достаточно одного слова, плохому –  тысяча.

 

Хакасские загадки составляют значительную часть малого жанра  фольклора. Они широко применялись  для развития сообразительности  среди подрастающего поколения. Вечерами молодежь собиралась у кого-нибудь в юрте и, часто до утра, проводила  соревнования, блистая своими умственными  способностями. Кто не смог отгадать загадки, того со смехом «продавали»  старым людям аала: девушек – старику, а парней – старухе.

Различные жанры  хакасского фольклора в значительной степени развивались под влиянием общих канонов поэтического творчества тюрков Саяно-Алтая.

 

Традиционные мелодии  хакасских песен не отличаются большим  разнообразием, особенно у населения  долины Абакана. В Июсских степях, на севере Хакасии, песни более мелодичные и приятные на слух. Особенно захватывают дух древние мелодии, такие как поминальные песни –плачи «сыыт» по Одженбегу, чайзану Силиг-оолу, Чанархусу, Ханза-бегу и др.

Стихосложение хакасских  песен имеет те же законы и форму, что и у других тюркоязычных народов Саяно-Алтая. Конечная рифма не обязательна, но, как правило, необходима начальная аллитерация и параллелизм построения фраз.

По хакасскому правилу, каждый уважающий себя человек должен в течение жизни сочинить одну не большую оду о своей судьбе. Это было не очень трудно сделать, т. к. существовали устоявшиеся шаблоны.

 

Хакасы относятся к  тем немногим народам, у которых  бытовало горловое пение – «хай». В настоящее время оно известно на Алтае, Туве. Шории и Башкирии. Хай – это песенный жанр, исполняемый при помощи особого сжатия гортани нешироко открытым ртом.

Для того, чтобы  научиться хаю и приобщиться  к тайнам игры на музыкальных инструментах, отправлялись безлунной ночью на перекресток трех дорог, где, якобы, любили собираться духи – покровители  музыки и песен. На этом месте необходимо в течение трех ночей подряд петь и играть. При соблюдении таких  условий, на третью ночь должен явиться  «хай ээзи» и передать искусство хая.

 

ЧАТХАН

Самым популярным инструментом, принадлежавшим только хакасам, является чатхан. Он представляет собой длинный полный ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне его натягивались 7 или 9 струн из медной проволоки или бараньих кишок. В 1934 г. по всей Хакасии насчитывалось 126 самодельных чатханов, 28 хомысов и 1 бубен.

В этимологических  мифах тюрко-монгольских народов  Южной Сибири происхождение музыкальных  инструментов связывается с иным миром. Согласно хакасским легендам, в древности волшебный чатхан находился в руках семи слепых великанов – «сыгыров». Он был выкраден у них одним смышленым мальчиком и таким образом попал в руки людей. Под аккомпанемент чатхана исполнялись героические сказания.

 

ХОМЫС

Второй инструмент – хомыс  - напоминал большой половник. Верхнюю его деку закрывали сыромятью, которую затягивали кожаными ремешками. Две или три струны скручивали из конского волоса. По народным преданиям, хомыс был изобретен фольклорным героем Тасха Матыром, дабы совершить поминки над убиенным Кульбезеком. Отсюда происходит представление хакасов о том, что чатхан создан для веселья, а хомыс – для утешения горя.

 

ЫЫХ

 

Смычковый инструмент «ыых» почти не отличается от хомыса. Делался он из кедра с длинным грифом, а резонансная полость затягивалась сыромятью. Сердцевина, так же, как и у хомыса, выдалбливалась или выжигалась. Две струны, сделанные из конского волоса, смазывали нагретой лиственничной серой. «Ыых» при игре держали вертикально на колене. Аккомпанировали на нем при исполнении песен.

 

Хакасы сохранили богатое  фольклорное наследие, генетические истоки которого восходят к древнетюркской эпохе. В позднее средневековье  устное поэтическое творчество развивалось  под сильным влиянием монгольской  культуре. Анализ традиционных жанров хакасского фольклора подтверждает мнение исследователей, что эпическое  творчество тюрко-монгольских народов  Южной Сибири с древнейших времен составляет единую Саяно-Алтайскую  фольклорную зональную систему. По всей видимости, сюда примыкает и  фольклор тянь-шаньских киргизов, что  свидетельствует об этнокультурной общности их предков.

 

ИСТОЧНИК

 

    • Бутанаев В. Я. «Традиционная культура и быт хакасов» Аб., 1996.

Информация о работе Фольклорное наследие хакасов