Факсимильные издания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:34, творческая работа

Краткое описание

Факсимильным изданием (от лат. facsimile - делай подобное) называется произведение печати, графически точно воспроизводящее ранее вышедшее оригинальное издание или рукопись фотографическим или печатным способом. Основная цель факсимильных изданий - сохранить во времени и сделать доступными широкому кругу читателей, прежде всего специалистов и библиофилов, наиболее редкие, уникальные и особо ценные в художественном и историческом отношении книги, рукописи, картины и пр.

Файлы: 1 файл

факсимильные издания.pptx

— 179.79 Кб (Скачать)

Факсимильные  
издания.

           Специальным видом антикварной книги с присущими ему характерными особенностями являются факсимильные издания.

 

           Факсимильным изданием (от лат. facsimile - делай подобное) называется произведение печати, графически точно воспроизводящее ранее вышедшее оригинальное издание или рукопись фотографическим или печатным способом. Основная цель факсимильных изданий - сохранить во времени и сделать доступными широкому кругу читателей, прежде всего специалистов и библиофилов, наиболее редкие, уникальные и особо ценные в художественном и историческом отношении книги, рукописи, картины и пр.

           Факсимильные издания появились в Европе в начале XIX века.

          

           Первым в мире факсимильным изданием считается копия единственного сохранившегося экземпляра старейшей немецкой книги "Mahnung der Christenheit wider den Tirken" ("Предупреждение христианам против турок" - Майнц, 1454), воспроизведенная литографским способом в 1806 году в Мюнхене.   

             Первые факсимильные издания представляли собой в основном копии инкунабул. Их тиражи не превышали 100-250 экземпляров; все экземпляры, как правило, нумеровались. Техника факсимильного воспроизведения этих изданий была несовершенной, и сделанная копия часто не давала полного представления об оригинале. Факсимильные издания изготовлялись ручным способом, посредством перерисовки оригинала через прозрачную бумагу, а затем гравирования на металле или дереве и литографирования, о чем иногда делалась пометка на титульном листе издания: "Списано литографическими чернилами на прозрачную бумагу". Подобная надпись имеется, например, на титульном листе факсимильно воспроизведенного в 1879 году "Жития преподобного Нифонта". Миниатюры оригинала воспроизводились абрисом, с последующим впечатыванием красок.

              Появление факсимильных изданий в России связано с деятельностью известного русского археолога, искусствоведа и коллекционера П.И.Севастьянова (1811-1867). На проходившей в 1858 году в Московском университете выставке древних рукописей и старопечатных книг им был представлен целый ряд собственноручно изготовленных фотографическим способом факсимильных изданий, в том числе Зографское евангелие, памятник глаголической письменности XI века, "Древняя книга и география Птолемея и Страбона" (византийский список) и др., вызвавших восторженные отзывы у посетителей выставки точностью воспроизведения и обративших на себя внимание "всей ученой и художественной Европы".

            Существенный вклад в совершенствова-

    ние техники воспроизведения факсимильных изданий внес замечательный русский полиграфист Г.Н.Скамони (1835-1907), работавший в области фототехники и впервые применивший для своих изданий гелиогравюру.

            В 1883 году было выпущено факсимильное издание древнейшего Остромирова евангелия, воспроизведенного фотолитографическим способом с сохранением многих особенностей оригинала. В 1889 году издание было повторено.

              На рубеже XIX-XX веков для изготовления факсимильных изданий начинает применяться фототипия, позволившая еще более повысить качество воспроизводимого изображения. К числу лучших факсимильных изданий, отпечатанных этим способом, принадлежат "Образцы славянорусского книгопечатания" (СПб., 1891) со 126 оригиналами книг XV-XVI веков и "Слово о полку Игореве" - прекрасная копия первого печатного издания А.И.Мусина-Пушкина 1800 года, имеющего значение рукописи (первоисточника) и осуществленная в 1904 году типографией А.С.Суворина.

             Лучшим факсимильным изданием дореволюционной России по праву считается копия Архангельского евангелия 1092 года, выдающегося памятника древнерусской книжности, выпущенная в 1912 году одной из лучших московских типографий А.Левенсона к 50-летию Румянцевского музея. Тираж издания - 100 экз.; к книге был приложен отдельно изданный краткий пояснительный текст, написанный известным палеографом Г. Георгиевским, хранителем Румянцевского музея.

                В последние годы удельный вес факсимильных изданий на мировом книжном рынке непрерывно возрастает, что тесно связано с расширением их целевого и читательского назначения, повышением общей читательской культуры и интереса к редкой книге, совершенствованием техники факсимильного репродуцирования, развитием международного книгообмена и т.д.

 

                Начиная с 1977 года выпуск факсимильных изданий в нашей стране регламентировался специальным документом-приказом Госкомиздата СССР №244 от 9 июня 1977 года "Об упорядочении распространения и совершенствования выпуска миниатюрных и факсимильных изданий", обязавшим издательства страны осуществлять планирование, подготовку и выпуск факсимильных изданий в соответствии с реальными потребностями читателей и задачами культурного строительства.

             Кроме "Книги", факсимильные издания выпускали многие издательства страны, в том числе "Художественная литература", "Наука", "Просвещение", "Машиностроение", "Аврора", "Физкультура и спорт", "Музыка" и др. Среди них факсимильные издания наиболее выдающихся памятников русской культуры прошлых столетий: рукописные - "Остромирово евангелие" (М., 1988), "Изборник Святослава 1073 года" (М.: Книга, 1983), "Киевская псалтырь 1397 года" (М.: Искусство, 1978) и т.д.

              Главным товарным свойством факсимильных изданий является степень их факсимильности, то есть приближенности к оригиналу: чем она выше, тем дороже оценивается издание.

 

              В зависимости от степени приближенности к оригиналу факсимильные издания делятся на две группы:

    • собственно факсимильные, то есть максимально точно воспроизводящие все особенности оригинала, включая его точные размеры, характер и внешний вид бумаги и переплета, все визуальные особенности текста и иллюстраций, следы времени, пользования и др.);
    • издания факсимильного типа, допускающие отклонения от оригинала (например, отличающиеся от него чисто внешними признаками: переплетом, писчим материалом и пр.), в том числе репринты.

Информация о работе Факсимильные издания