Европейская средневековая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:21, реферат

Краткое описание

Средневековье – важный этап развития европейской культуры. Это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец – с ее возрождением в новое время. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием было средневековое общество.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Строго  следуя универсальным церковным  канонам, средневековые художники  призваны были в образной форме явить  божественную красоту. Эстетический идеал  средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира.

     Важнейшей чертой средневекового искусства является символизм. Скульптурный или живописный образ – это, прежде всего символ, некая религиозная идея, запечатленная в камне или красках. Главным жанром была иконопись, которая рассматривается как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным людям.

Символичен  весь образный строй средневекового искусства (длинные, почти бесполые тела апостолов и святых выражают идею о преодолении духовным началом  грешной материи – плоти).

     Разномасштабность фигур – еще  одна особенность средневекового искусства. Размер фигур определялся иерархической значимостью изображенного (что, кстати, позволяло легко "узнавать" изображенные персонажи). Христос всегда больше апостолов и ангелов, которые, в свою очередь, больше простых мирян.

     Для Западной Европы периода Раннего Средневековья был характерен романский стиль, получивший распространение с конца X в.

Контраст между тяжеловесными, приземистыми очертаниями собора и духовной экспрессией его образов отражал христианскую формулу красоты – идею превосходства духовного над телесным. Романский собор являл собой символ твердыни человеческого духа в искусстве. Архитектура, росписи, рельефы дверей необходимо дополняли друг друга, составляя единство, основанное на подчинении малого большому, отражая принцип средневековой иерархии. Росписи романского храма создают особый замкнутый мир, где мирянин становился участником изображенных сюжетов. Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи (сцены Страшного суда, борьба между ангелами и дьяволом за человеческие души - распространенный сюжет храмовых росписей) оказывали огромное эмоциональное воздействие, отражая идею греховности мира, идею искупления и спасения. Плоскостное, двухмерное изображение росписей и скульптуры романского стиля, обобщенность форм, нарушение пропорций, монументальная значимость образов символизировали вневременное, вечное в понимании мира.

Светские   постройки   романского стиля   отличаются массивностью форм,

узкими  оконными проемами, значительной высотой  башен, так как они выполняли  функции фортификационных сооружений. Для храмовых сооружений также характерны черты массивности, покрывающие изнутри настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Основными видами романских сооружений, которые дошли до нашего времени являются рыцарский замок, церковь, монастырский ансамбль.

К числу  выдающихся памятников романской архитектуры относятся собор

Нотр-Дам  в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), собор в Лунде (Швеция).                   Романский стиль широко представлен в декоративном искусстве в иллюстрировании рукописей (книжная миниатюра, рисунки заглавных букв часто "заселены" фантастическими персонажами, характерными для романской архитектуры).

     Романское искусство, на первый взгляд, кажется грубым, примитивным по сравнению с современным ему византийским или следующим за ним готическим. Между тем творцы романского стиля – архитекторы, скульпторы, художники – освоив и развив новые строительные и художественные ремесла, сумели воплотить в жизнь грандиозный замысел – создать сооружения, символизирующие собой твердыню человеческого духа в искусстве.

К концу XII в. романский стиль сменяется  готическим.

Расцвет его приходится на XIII-XV в.в. Это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере.

     С развитием городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой – стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству. Средневековые схоласты утверждали, что искусство есть подражание природе. Схоласты не отрицали  эмоциональную силу искусства, его способность вызывать восхищение.

В замысле  готического собора проявились и  новые идеи католической церкви, и  возросшее самосознание городских  слоев, и новые представления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Религиозные сюжеты сохраняют свое доминирующее положение в готическом искусстве. Образы готической скульптуры, олицетворяющие догматы и ценности христианства, сам облик собора, все формы готического искусства призваны были способствовать мистическому восприятию Бога и мира. Вместе с тем происходит пробуждение разума и чувств, нарастающий интерес к человеку.

Главная особенность готического собора – устойчивая каркасная система. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры, которой принадлежала ведущая  роль в изобразительном искусстве  этого периода. Готическая скульптура более подчинена архитектуре и имеет более самостоятельное значение, чем романская. В многочисленных нишах на фасадах соборов помещались фигуры, олицетворяющие догматы христианской веры.  Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам в проемах по сторонам от входа в собор.

Таким образом, готическое искусство возродило  собственно скульптуру, неизвестную  средневековой культуре со времен античности. Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального  мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает).

Наиболее  знаменитые памятники французской готики – соборы Амьена и Реймса (XIII в.), церковь Сен Шапель (XIII в.). Самый знаменитый памятник английской готики - Вестминстерское аббатство (XIII - XVI вв.).

     Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство.

     3.3. Литература.

     Средневековая литература носит религиозный характер. В ней преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке. Основные черты литературы – это героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалах. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии "Поэма о Беовульфе", которая рассказывает о ратных подвигах мужественного и справедливого Беовульфа.

     Особым направлением была рыцарская литература, воспевающая дух войны, вассального служения, поклонения прекрасной даме. Героем такой литературы был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известными произведениями являются "Тристан и Изольда" (Германия), "Песнь о Нибелунгах" (Германия) и др.

К рыцарской литературе также относится рыцарская   лирическая поэзия,

которая воспевает образцы верности даме сердца, ради которой  рыцари

подвергали  себя испытаниям с риском для жизни.

Еще одним  значительным направлением в литературном творчестве была поэзия вагантов, родиной  которой является Франция. Особенностью творчества вагантов была ее яркая антиклерикальная направленность, что вызывало ответные чувства со стороны церкви.

     3.4. Музыкальное искусство.

     Основу музыкальной культуры составляла духовная музыка, неразрывно связанная с церковным богослужением и, прежде всего литургией (в католичестве - мессой), воспевающей Бога в напевах, а потом и в гимнах, соединяющих стихотворный текст с песенной мелодией. К концу VI - началу VII вв. относится  складывание основной разновидности западноевропейской церковной музыки – григорианского хорала. Григорианский хорал – одноголосное каноническое пение.  Плавное, одноголосное развертывание единой мелодии символизировало единство, "соборность" мирян.

Другой  пласт музыкальной культуры связан с идеологией рыцарства (куртуазная лирика трубадуров), а также творчеством профессиональных музыкантов-менестрелей.

     3.5. Городская культура.

     В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества – горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. Во многих городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования.

Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством  наиболее ярко отразила городская литература.  В городской вольнолюбивой, антицерковной  литературе формируется самостоятельный  пласт, пародирующий основные моменты  церковного культа и вероучения (как на латинском, так и на народных языках). Сохранились многочисленные пародийные литургии (например, "Литургия пьяниц"), пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны.

В пародийной литературе на народных языках главное  место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы средневековья - животные, плутовские, дурацкие.

Одним из популярнейших жанров французской  городской средневековой литературы XII – XIV вв. были фаблио. Фаблио – это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы. Героем этих коротких рассказов чаще всего выступал простолюдин. Тематически к фаблио примыкает – жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви.

     В этот период появляется новый жанр городской литературы – прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.

     С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), которые выступали на площадях городов как актеры, дрессировщики, музыканты и др.

     3.6. Театр.   

     Одной из основных форм театрального искусства был церковный театр. Во время литургии в храмах разыгрывались драматические религиозные сценки, основанные на библейском сюжете, называемые мистериями. Позднее все эти действа стали выноситься на площади перед храмом. В представлениях участвовали горожане. По ходу представления стали появляться разные импровизации, включающие сценки из повседневной жизни, которые назывались фарсом. Фарс стал главным народным жанром.

Широкое  распространение   получил   особый   жанр   драмы   в    стихах –

моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи которой олицетворяли добродетелей и пророков.

Уже в XIV в. в культурной жизни европейских  стран появляются новые тенденции, которые усиливают интерес к человеческой личности, реалистическому отображению действительности.

     Заключение

     Подводя итоги всему сказанному можно сделать вывод, что для средневековой культуры характерны искреннее почитание Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам, воплощение идеи иерархии.

Информация о работе Европейская средневековая культура