Древнеримская мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:47, реферат

Краткое описание

Древнеримская мифология в ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой. Многие мифологические образы и сюжеты римляне полностью заимствовали у греков, скульптурные изображения богов делали по греческим образцам. Но греческие мифы начали проникать в Рим лишь в конце VI — начале V века до н. э. А в более древние времена у римлян существовало иное, самобытное представление о богах.

Файлы: 1 файл

Древнеримская мифология в ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой.docx

— 18.98 Кб (Скачать)

       Древнеримская мифология в ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой. Многие мифологические образы и сюжеты римляне полностью заимствовали у греков, скульптурные изображения богов делали по греческим образцам. Но греческие мифы начали проникать в Рим лишь в конце VI — начале V века до н. э. А в более древние времена у римлян существовало иное, самобытное представление о богах.

       Юпитер  был богом неба, дневного света  и грозы, Сатурн — богом урожая, Юнона — богиней брака и  материнства, Марс — богом войны, Минерва — богиней ремесел  и искусства, Венера — богиней  садов и огородов, Амур — богом  любви, Вулкан — огня, Диана —  богиней растительности.

       Древние римляне считали, что каждый предмет  и явление — независимо от своей  значительности — имеет особого  бога-покровителя.

       В римском пантеоне существовали бог  посева и бог произрастания семян, бог рождения ребенка, бог его  первого крика, бог выхода на прогулку, бог возвращения домой и так  далее.

       В отличие от большинства древних  народов, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали  мифов о них — об их рождении и родственных связях, взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях.

       Римляне сознательно отказывались придавать  своим богам какой-либо облик  и характер. Часто неопределенными  оставались даже их пол и имя. В  молитвах к божеству обращались так: «Бог ли ты или богиня, мужчина ли ты или женщина», а если все же называли бога по имени, то добавляли: «или каким иным именем ты желаешь  называться».

       Существует  предположение, что некогда у  римлян бытовал миф о создании мира богом Янусом. Его имя означает «двери», «ворота».

       Он  был богом входа и выхода, а  также всякого начала, нового года, начала войны, первого дня месяца, рождения человека Януса изображали с ключами, тремястами шестьюдесятью  пятью пальцами (по количеству дней в году) и с двумя лицами, имелось  в виду, что одно лицо обращено в  прошлое, другое — в будущее.

       Римляне, подобно всем древним народам, обожествляли силы природы, поклонялись деревьям и источникам, животным и птицам. Из деревьев больше всего они почитали дуб и смоковницу, среди животных — волка, среди птиц — орла и  дятла.

       Богом полей, лесов и пастбищ, покровителем животных считался Фавн, культ которого был связан с культом волка. К  Фавну был близок Сильван — бог леса и дикой природы. Его имя происходит от слова «сильва» — «лес».

       Богом водных источников был Фоне. В его праздник — фонтаналий — колодцы украшали цветами, а в источники бросали цветочные гирлянды.

       Богом всяческих перемен — смены  времен года, стадий созревания плодов, перепадов настроений человека —  был Вертумн.

       Среди богов, имеющих непосредственное отношение  к жизни и деятельности человека, известны братья Пилумн и Пикумн — покровители брака и рождения.

       Фортуна также первоначально была покровительницей рождения, позже ее стали почитать как богиню судьбы, счастья и удачи. Фортуну изображали стоящей на шаре или колесе — символ неустойчивости счастья.

       Особым  почитанием пользовались у римлян многочисленные божества, покровительствовавшие домашнему  очагу. Его главной покровительницей была богиня Веста. Ей посвящали вход в дом (отсюда «вестибюль»).

       Большое место в жизни древних римлян занимали различные гадания и  пророчества.

       Гаданиями занимались особые жрецы — авгуры, которые толковали волю богов  многочисленными способами по полету птиц, по внутренностям животных, по грому и молнии…

       Существует  предание о пророчице Сивилле, которая  могла предсказывать на тысячу лет  вперед. Она записала свои пророчества  на пальмовых листьях и составила  из них девять книг. Сивилла предложила купить эти книги римскому царю Тарквинию, но тот отказался, желая, чтобы пророчица  сбавила цену. Тогда Сивилла на глазах у Тарквиния сожгла шесть  книг, и он, уже не торгуясь, купил  оставшиеся три.

       В Риме, в храме Юпитера, действительно  хранились три книги пророчеств, которые называли Сивиллиными книгами. Ими пользовались вплоть до V века новой эры.

       Со  временем в Рим начала проникать  греческая культура, в том числе  и греческая мифология. Многие исконно  римские божества были отождествлены  с греческими богами-олимпийцами: Юпитер — с Зевсом, Юнона — с Герой, Минерва — с Афиной, Вулкан — с Гефестом, Диана — с Артемидой, Амур — с Эротом, Венера — с Афродитой.

       Римские поэты стали создавать произведения на сюжеты греческой мифологии, скульпторы делать копии со знаменитых греческих  изваяний, изображающих богов.

       В конце I века до н. э. в политической жизни Рима произошел переворот, республика сменилась империей. Императоры стали отождествлять себя с богами, а императриц — с богинями. Вскоре императоров стали обожествлять официально. Первым римским императором-богом был Юлий Цезарь (100-44 годы до н. э.).   

       В конце концов, в римский пантеон вошло несметное количество богов самого разного происхождения, религия древних римлян  утратила свою цельность и самобытность и через некоторое время сменилась христианством. Рим стал первым центром христианского мира.

       Легенда про Троянскую войну. Троянская война – одна из двух (вторая война - Семеро против Фив) великих войн, описанных в мифах. Незабываемая Троянская война была воспета во многих поэмах. Самой древней и самой знаменитой была «Илиада». Все началось с того, что Юпитер решил жениться на нимфе Фетиде. Но оракул предрек, что сын от этого брака будет сильнее отца, и Юпитер решил отказаться от брака с Фетидой и отдать ее замуж за аргонавта и своего внука Пелея. На свадьбе Пелея и Фетиды присутствовали все боги, кроме богини раздора Эриды. Она заявилась на свадьбу без приглашения и спровоцировала яблоком раздора спор между Юноной, Минервой и Венерой. Судьей этого спора стал троянец Парис (сын Приама), на которого и обрушился гнев проигравших в споре за яблоко Юноны и Минервы. А Венера (в благодарность за победу в споре) пообещала Парису самую прекрасную девушку – Елену. Парис выкрал Елену у ее мужа Менелая и увез ее в Трою, что и послежило поводом к Троянской войне. Троянская вонйа длилась десять лет. Причем первые девять лет ни у одной из сторон не было преимущества – греки, не смотря на свою храбрость, не могли взять Трою, а троянцы, не смотря на свою храбрость, не могли изгнать греков. Захват Трои при помощи хитрости Улисса (троянского коня) - произошли на десятый год.

       Одна  из главных легенд Древнего Рима, это  легенда об основании Рима. Ромул — легендарный основатель Рима и первый из римских царей — был сыном бога Марса. Мать Ромула и РемаРея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий приказал положить младенцев в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.

       Спустя  четыре года, по воле своего деда, Ромул  и Рем отправились к Тибру  искать место для основания новой  колонии Альба Лонга. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём.

Информация о работе Древнеримская мифология