Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 18:55, реферат
Древнейшие памятники искусства Китая восходят к 3 тысячелетию до н.э. - времени существования первобытно-общинного строя. В настоящее время по всей территории Китая обнаружено очень много неолитических стоянок. Наиболее крупные из этих земледельческих поселений найдены на территории современных провинций Ганьсу, Хэнань, Шаньси, Шэньси, Цзянсу и Чжэцзян. Открытая здесь неолитическая культура так называемой крашеной керамики наиболее ярко характеризуется керамикой типа Яншао, названной так по первоначальному месту раскопок, произведенных в 20-х годах 20 в. в провинции Хэнань.
В период Шан (Инь) 
достаточно высоко стояла и техника 
резьбы по камню и кости. Из красивого 
полупрозрачного и необычайно твердого 
камня нефрита выделывались ритуальные 
предметы, предназначенные для культовых 
церемоний, и предметы роскоши. Повидимому, 
на поверхность камня первоначально наносился 
рисунок, по которому алмазом производилась 
резьба или высверливались отверстия. 
Затем нефрит шлифовали сырым песком.  
В шанских погребениях 
найдено много различных 
Большим своеобразием 
отличаются белые керамические сосуды, 
осколки которых в большом количестве 
найдены близ Аньяна (илл. 378 а). Целых сосудов 
обнаружено немного. Для белой керамики 
характерен тонкий черепок, чуть желтоватый 
на поверхности и на изломе. Формы очень 
разнообразны и отличаются от бронзы большей 
гладкостью, округлостью и мягкостью. 
Белая керамика изготовлялась из каолиновой 
глины, покрывалась штампованным узором 
и обжигалась в специальных печах при 
температуре свыше 1000°. Узор поправлялся 
после обжига бронзовыми инструментами. 
Характер орнамента близок к бронзе, но 
на керамических сосудах он более плоский, 
менее динамичный. В нем преобладает геометрическая 
линейность. Белая керамика красива совершенством 
четкого орнамента, сочетающегося с такой 
же четкостью и ясностью форм сосудов.  
В целом памятники 
искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют 
о высоком для своего времени 
художественном мастерстве и о сложении 
своеобразного орнаментального 
стиля, традиции которого получили дальнейшее 
развитие в последующий период истории 
Китая, носящий название Чжоу, по имени 
племени, завоевавшего государство Шан 
(Инь) в 12 в. до н.э.  
*** 
Период Чжоу, 
охватывающий время с 12 по 3 в. до н.э., 
в экономическом и политическом 
отношениях не был единым и в свою 
очередь разделяется на ряд исторических 
этапов, наиболее значительными из которых 
были периоды Чуньцю (722 - 481 гг. до н.э.) и 
Чжаньго (480 - 221 гг. до н.э.). К началу первого 
тысячелетия до н.э. в Китае окончательно 
сложилась древневосточная деспотия и 
образовалось большое и сильное царство. 
Во главе господствовавшей землевладельческой 
аристократии стояли цари, управлявшие 
страной при помощи многочисленного чиновничества. 
Вместе с дальнейшим развитием сельского 
хозяйства совершенствовались ремесла. 
В это время существовали уже большие 
государственные ремесленные мастерские, 
где работали рабы под надзором особых 
чиновников. Сильно возросла и роль торговли. 
Изделия ремесленных мастерских шли на 
рынок, велся обмен и между городами. Культура 
Чжоу восприняла и развила многое из культуры 
Шан (Инь) - письменность, архитектурные 
приемы, религиозные представления. Памятники 
искусства, относящиеся к Древнему Китаю, 
достигла высокого уровня. Уже в очень 
давние времена ученые Китая сделали многие 
важные открытия в области астрономии, 
математики, медицины и других наук 
 
 
 
 
радиционная китайская 
живопись существенно отличается от 
западной. По форме она близка к 
европейскому импрессионизму - с той 
только разницей, что существовала 
уже за много веков до появления 
последнего. Картина - это иной мир, 
где трава может быть черной, а лица людей 
- красными. Но все вместе, в едином контексте 
смотрится органично, художник видит гармоничное 
слияние человеческого и природного. Китайская 
живопись движется от сложного к простому. 
Если рисуется рыба, то чистое пространство 
вокруг обозначает воду, при рисовании 
горы чистое пространство может превратиться 
в облако. Традиционная живопись стремится 
к монохромному, одноцветному полотну, 
полагая, в духе даосских представлений, 
что "пять цветов слепят человека". 
Имеется в виду, что изобилие внешних красот 
может отвлечь от красоты внутренней, 
подлинной. Обычно картины пишутся как 
бы на одном дыхании, не отрываясь. Часто 
люди по нескольку дней не отходят от полотна. 
И лишь закончив картину в целом, художник 
может вернуться к ней позже и уточнить 
детали. На китайских картинах, как правило, 
присутствуют иероглифы. Это название 
картины, имя автора и личная печать художника. 
Без личной печати картина считается незаконченной. 
Очень часто картина украшается стихами 
из традиционной китайской поэзии, подходящими 
по настроению или по мысли, а также философскими 
изречениями. 
История китайской 
культуры охватывает долгий 5000 лет. период. 
Историческое развитие Дальнего Востока 
и цивилизаций Китая создал много 
значимых предметов. В Китае создали 
первые звёздные карты и лунный календарь, 
изобретён компас, сейсмограф, бумага, 
чернила, техника лака, шёлк, фарфор. Китайская 
цивилизация помогла культурным традициям 
многих Восточных стран: Японии, Кореи, 
Индокитаю, Монголии. 
Вся китайская 
цивилизация делится на периоды, названные 
именами правящих династий страны. 
Древние находки 
датируются 3 тыс. до Р.Х. Это остатки 
культурные Янгшао (керамика геометрического 
орнамента, полированная кость, каменные 
инструменты). 2 тыс. до Р.Х. создаётся 
чёрная неорнаментальная керамика (Лунгшанская 
культура). Начинает формироваться старейшая 
Китайская религия, основы которой толкуют 
в Янгшанской культуре. 
Суть религии 
– обожествить явления и силы 
природы: солнце, луну, землю, реки и 
горы. Небо было главным божеством. 
Жертвы и молитвы относились к силам природы. 
Высочайшие функции жрецов относились 
к самому владыке.  
Большую роль играл 
культ мёртвых. В могилы мёртвых 
клали много разных вещей, которые 
должны их  провожать и охранять 
в загробной жизни. По разнообразным 
могильным остаткам можно судить о чётком 
классовом разделении. 
16-11 век до 
Р. Х. – Инкский (Шангский) период. 
Начал формироваться старый 
Жилые дома и 
дворец строили из твёрдой смеси земли 
(лёсс) и древесной добавки без камней. 
Появились пиктография и иероглифические 
записи, основы лунного календаря. Шороко 
распространялись изделия из бронзы, белой 
глины, гравированные нефритом, инкрустированные 
золотом, малахитом бронзовое оружие. 
В Шангский (Инкский) период найдено много 
изделий из бронзы, особенно бытового 
и культурного значения, посуда, украшения 
с орнаментом. Именно в это время сформировался 
стиль орнамента, сохранявшийся ещё долгие 
века. Простая бронзовая посуда снаружи 
украшалась символическими образами, 
а внутри – иероглифическими записями, 
с именами знатных людей или дарственными 
надписями. В этот период символические 
образы далеки от реальности и отличались 
абстрактной формой. Особенно были распространены 
образы молний и спиральных облаков, фантастических 
животных, изображение драконов в облаках, 
символизирующие могущество природных 
сил. По древним китайским повериям, эти 
образы имели магические значения – помогали 
получить от духов природы хорошую погоду, 
дожди, плодородие.  
Период династии 
Джоу(11-3 в. до Р.Х.) Система религиозно-
(Великая китайская 
стена 3век до Р.Х.- 15в.) 
Строили много 
фортификационных сооружений, отдельные 
защитные стены с севера королевства 
стали, объединятся в одну сплошную 
Великую китайскую стену (3 в. до Р.Х.-15 
в.; высота от 5 до 10 метров, ширина от 5 до 
8 метров и длина 5000 км) с четырёхугольными 
охранными башнями. Формируются каркасные 
конструкции, деревянная (позже кирпичная) 
типы прямоугольного плана строения. Двускатные 
крыши построек покрывались соломой (позже 
черепицей). Распространяются подземные 
двухэтажные мавзолеи, их стены и потолки 
украшались стенной живописью, инкрустацией, 
около ставились каменные статуи фантастических 
животных. Появились характерные виды 
китайской живописи – (конец 26стр.) 
  
  
Регламент искусства 
существующего в конфуцианской идеологии. 
Художественной речью желание напомнить 
людям нравственность прошедшего “золотого 
века”. Создаются конструктивные и декоративные 
элементы архитектурных строений (система 
множества кронштейнов, угловые изгибы 
крыш или “летающие крыши”. Картины небольших 
форматов писались на шёлке, веерах, ширмах, 
листах бумаги (8, 10 и 12 листов альбомы). 
Характерна тесная живописная, поэтическая 
и калиграфическая связь, которая присуща 
китайским декоративным произведениям, 
для всего искусства общии предмет — кисточка.  
В период Ханов 
распространяется керамическая посуда, 
украшенная геометрическим орнаментом. 
В этот период производят позолоченные, 
бронзовые зеркала, шелк, изделия 
из нефрита. 
С III в., распространился 
буддизм из Индии, в пещерах скальные 
монастырские храмы, так же фигуры Будды. 
Строились и деревянные храмы. В алеях 
императорских кладбищ, называемых улицей 
душ, устанавливались фигуры животных 
и др. каменные статуи. Изображены первые 
пейзажи, заложены основы художественной 
теории. 
Династия Тангов 
(618-907) В живописи формируются новые жанры: 
портреты.  
Пятая династия 
(907-960) - созданы первые художественные 
академии, где уделяется много 
внимания теории и техники живописи. 
В эпоху династии 
Сунгов (960-1279) в городах созданы 
искусственные сады и озёра, характерные 
скульптурные формы, торжествует пейзаж. 
Во время молодой 
династии моголов (1279-1368) архитектура 
и искусство придерживались традиции 
Тангов и Сунгов. Особенных высот 
достигла живопись тушью и лаком. 
Скульптуры делались из глины, дерева, 
бронзы. Были созданы надгробные памятники 
(Армия первого китайского императора 
Цин Ши Хванг-ди из 7000 форм в натуральную 
величину-200 м.) 
Большую роль в 
истории китайской культуры сыграла 
древняя китайская книга 
  
Высшей степени 
почитания книга достигла в начале 
III века под управлением династиями 
Цинов и Ханов. В то время страна 
была объединена в крупное централизованное 
государство, достигающее границ Кореи 
и Индокитая. Оживилась торговля со Средней 
Азией, Сирией, Ираном, Римской империей 
(Великий шелковый путь). Введена единая 
метрическая система веса, длины, проведена 
письменная реформа. 
С сиридины II века 
конфуционизм утвердился как официальная 
религиозная философская система, но развивались 
и другие философские волны. В Китай начала 
проникать школа буддизма. 
В период династии 
Мингов (1368-1644) и Цингов (1644-1912) формировались 
симметричные, правильного плана 
города с внутренней и внешней 
частью. Во внутреннем центре города стоял 
так называемый Запрещенный город с большим 
императорским замком и комплексами храмов. 
Почти заново перестроена столица Пекин. 
В прикладном искусстве стали доминировать 
изделия из красного лака и фарфора. Прикладное 
искусство достигло такого уровня, что 
создало образ Китая в Европе.  
Предполагается, 
что бумага изобретена в Китае 
в 105 г. В Vlll в. она попала к арабам, 
а от них распространилась на Запад. 
(Первая греческая бумажная рукопись, 
созданная не в Византии , а в 
Дамаске , датируемая 800 г. В Византии бумага 
появилась не позже Xl в. 1109 годом датируемая 
древнейшая рукопись в Сицилии, в Xlll в. 
бумага появилась в Германии). Произведения 
китайской живописи в Европе впервые появились 
в конце XVll в. Не столько они, сколько описания 
путешествий в то время подняли настоящую 
китайскую моду в искусстве. Живописные 
ремесла были массово подражаемы и импортированы. 
В особенности излюблены лаковые изделия, 
фарфоровая посуда и скульптурки, шелк, 
веера и др. Гравюра с орнаментами, мебель, 
даже целые помещения были украшены сценами 
из жизни китайцев. В парках замка устроены 
были павильоны и пагоды (Дворец Потсдама 
Сансуси).  
Дальний Восток 
и Литва.  
Волна моды ориентализма 
не обошла и Литву XVlll-XlX в. B имениях, 
в городских дворцах появились 
китайские, японские тарелки, вазы, фарфоровая 
посуда, восточные лампы, зонты, мебель, 
японские рисунки на шелке, китайской 
письменности матрицы. Дворяне и зажиточные 
купцы путешествовали на Восток. Так граф 
Б. Г.Тышкявичюс во второй половине XlX в. 
бывал несколько раз в Восточных странах, 
а в Китае получил мандариновый титул. 
Рассказывают, что в Красном поместье 
близ Каунаса он собирал театрализованные 
гуляния и пиры. Помещик одевшись в старинные 
мандариновые одежды китайского чиновника, 
сидел в повозке, а слуги, переодевшись 
китайцами, носили его по парку, освещенному 
тысячей китайских фонариков. Здесь был 
построен и китайсский павильон. В конце 
XlXв. в Японии жил вильнюсец Нявярдовскис, 
который позже в Вильнюсе создал местный 
музей Восточного искусства. В начале 
XlX в. уже было немало выставок с примерами 
Восточного искусства. Известнейшие литовские 
коллекционеры В. Даумантас, П. Галауне, 
А.Рачкус и др. собирали предметы восточного 
искусства. В Литовских музеях хранятся 
ценные экспонаты. Например, в Шяуляйском 
музее “Аушра” есть интересная коллекция 
японских гравюр из имения Сантеклов, 
устраиваются выставки Восточного искусства.