Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 18:55, реферат
Древнейшие памятники искусства Китая восходят к 3 тысячелетию до н.э. - времени существования первобытно-общинного строя. В настоящее время по всей территории Китая обнаружено очень много неолитических стоянок. Наиболее крупные из этих земледельческих поселений найдены на территории современных провинций Ганьсу, Хэнань, Шаньси, Шэньси, Цзянсу и Чжэцзян. Открытая здесь неолитическая культура так называемой крашеной керамики наиболее ярко характеризуется керамикой типа Яншао, названной так по первоначальному месту раскопок, произведенных в 20-х годах 20 в. в провинции Хэнань.
В период Шан (Инь)
достаточно высоко стояла и техника
резьбы по камню и кости. Из красивого
полупрозрачного и необычайно твердого
камня нефрита выделывались ритуальные
предметы, предназначенные для культовых
церемоний, и предметы роскоши. Повидимому,
на поверхность камня первоначально наносился
рисунок, по которому алмазом производилась
резьба или высверливались отверстия.
Затем нефрит шлифовали сырым песком.
В шанских погребениях
найдено много различных
Большим своеобразием
отличаются белые керамические сосуды,
осколки которых в большом количестве
найдены близ Аньяна (илл. 378 а). Целых сосудов
обнаружено немного. Для белой керамики
характерен тонкий черепок, чуть желтоватый
на поверхности и на изломе. Формы очень
разнообразны и отличаются от бронзы большей
гладкостью, округлостью и мягкостью.
Белая керамика изготовлялась из каолиновой
глины, покрывалась штампованным узором
и обжигалась в специальных печах при
температуре свыше 1000°. Узор поправлялся
после обжига бронзовыми инструментами.
Характер орнамента близок к бронзе, но
на керамических сосудах он более плоский,
менее динамичный. В нем преобладает геометрическая
линейность. Белая керамика красива совершенством
четкого орнамента, сочетающегося с такой
же четкостью и ясностью форм сосудов.
В целом памятники
искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют
о высоком для своего времени
художественном мастерстве и о сложении
своеобразного орнаментального
стиля, традиции которого получили дальнейшее
развитие в последующий период истории
Китая, носящий название Чжоу, по имени
племени, завоевавшего государство Шан
(Инь) в 12 в. до н.э.
***
Период Чжоу,
охватывающий время с 12 по 3 в. до н.э.,
в экономическом и политическом
отношениях не был единым и в свою
очередь разделяется на ряд исторических
этапов, наиболее значительными из которых
были периоды Чуньцю (722 - 481 гг. до н.э.) и
Чжаньго (480 - 221 гг. до н.э.). К началу первого
тысячелетия до н.э. в Китае окончательно
сложилась древневосточная деспотия и
образовалось большое и сильное царство.
Во главе господствовавшей землевладельческой
аристократии стояли цари, управлявшие
страной при помощи многочисленного чиновничества.
Вместе с дальнейшим развитием сельского
хозяйства совершенствовались ремесла.
В это время существовали уже большие
государственные ремесленные мастерские,
где работали рабы под надзором особых
чиновников. Сильно возросла и роль торговли.
Изделия ремесленных мастерских шли на
рынок, велся обмен и между городами. Культура
Чжоу восприняла и развила многое из культуры
Шан (Инь) - письменность, архитектурные
приемы, религиозные представления. Памятники
искусства, относящиеся к Древнему Китаю,
достигла высокого уровня. Уже в очень
давние времена ученые Китая сделали многие
важные открытия в области астрономии,
математики, медицины и других наук
радиционная китайская
живопись существенно отличается от
западной. По форме она близка к
европейскому импрессионизму - с той
только разницей, что существовала
уже за много веков до появления
последнего. Картина - это иной мир,
где трава может быть черной, а лица людей
- красными. Но все вместе, в едином контексте
смотрится органично, художник видит гармоничное
слияние человеческого и природного. Китайская
живопись движется от сложного к простому.
Если рисуется рыба, то чистое пространство
вокруг обозначает воду, при рисовании
горы чистое пространство может превратиться
в облако. Традиционная живопись стремится
к монохромному, одноцветному полотну,
полагая, в духе даосских представлений,
что "пять цветов слепят человека".
Имеется в виду, что изобилие внешних красот
может отвлечь от красоты внутренней,
подлинной. Обычно картины пишутся как
бы на одном дыхании, не отрываясь. Часто
люди по нескольку дней не отходят от полотна.
И лишь закончив картину в целом, художник
может вернуться к ней позже и уточнить
детали. На китайских картинах, как правило,
присутствуют иероглифы. Это название
картины, имя автора и личная печать художника.
Без личной печати картина считается незаконченной.
Очень часто картина украшается стихами
из традиционной китайской поэзии, подходящими
по настроению или по мысли, а также философскими
изречениями.
История китайской
культуры охватывает долгий 5000 лет. период.
Историческое развитие Дальнего Востока
и цивилизаций Китая создал много
значимых предметов. В Китае создали
первые звёздные карты и лунный календарь,
изобретён компас, сейсмограф, бумага,
чернила, техника лака, шёлк, фарфор. Китайская
цивилизация помогла культурным традициям
многих Восточных стран: Японии, Кореи,
Индокитаю, Монголии.
Вся китайская
цивилизация делится на периоды, названные
именами правящих династий страны.
Древние находки
датируются 3 тыс. до Р.Х. Это остатки
культурные Янгшао (керамика геометрического
орнамента, полированная кость, каменные
инструменты). 2 тыс. до Р.Х. создаётся
чёрная неорнаментальная керамика (Лунгшанская
культура). Начинает формироваться старейшая
Китайская религия, основы которой толкуют
в Янгшанской культуре.
Суть религии
– обожествить явления и силы
природы: солнце, луну, землю, реки и
горы. Небо было главным божеством.
Жертвы и молитвы относились к силам природы.
Высочайшие функции жрецов относились
к самому владыке.
Большую роль играл
культ мёртвых. В могилы мёртвых
клали много разных вещей, которые
должны их провожать и охранять
в загробной жизни. По разнообразным
могильным остаткам можно судить о чётком
классовом разделении.
16-11 век до
Р. Х. – Инкский (Шангский) период.
Начал формироваться старый
Жилые дома и
дворец строили из твёрдой смеси земли
(лёсс) и древесной добавки без камней.
Появились пиктография и иероглифические
записи, основы лунного календаря. Шороко
распространялись изделия из бронзы, белой
глины, гравированные нефритом, инкрустированные
золотом, малахитом бронзовое оружие.
В Шангский (Инкский) период найдено много
изделий из бронзы, особенно бытового
и культурного значения, посуда, украшения
с орнаментом. Именно в это время сформировался
стиль орнамента, сохранявшийся ещё долгие
века. Простая бронзовая посуда снаружи
украшалась символическими образами,
а внутри – иероглифическими записями,
с именами знатных людей или дарственными
надписями. В этот период символические
образы далеки от реальности и отличались
абстрактной формой. Особенно были распространены
образы молний и спиральных облаков, фантастических
животных, изображение драконов в облаках,
символизирующие могущество природных
сил. По древним китайским повериям, эти
образы имели магические значения – помогали
получить от духов природы хорошую погоду,
дожди, плодородие.
Период династии
Джоу(11-3 в. до Р.Х.) Система религиозно-
(Великая китайская
стена 3век до Р.Х.- 15в.)
Строили много
фортификационных сооружений, отдельные
защитные стены с севера королевства
стали, объединятся в одну сплошную
Великую китайскую стену (3 в. до Р.Х.-15
в.; высота от 5 до 10 метров, ширина от 5 до
8 метров и длина 5000 км) с четырёхугольными
охранными башнями. Формируются каркасные
конструкции, деревянная (позже кирпичная)
типы прямоугольного плана строения. Двускатные
крыши построек покрывались соломой (позже
черепицей). Распространяются подземные
двухэтажные мавзолеи, их стены и потолки
украшались стенной живописью, инкрустацией,
около ставились каменные статуи фантастических
животных. Появились характерные виды
китайской живописи – (конец 26стр.)
Регламент искусства
существующего в конфуцианской идеологии.
Художественной речью желание напомнить
людям нравственность прошедшего “золотого
века”. Создаются конструктивные и декоративные
элементы архитектурных строений (система
множества кронштейнов, угловые изгибы
крыш или “летающие крыши”. Картины небольших
форматов писались на шёлке, веерах, ширмах,
листах бумаги (8, 10 и 12 листов альбомы).
Характерна тесная живописная, поэтическая
и калиграфическая связь, которая присуща
китайским декоративным произведениям,
для всего искусства общии предмет — кисточка.
В период Ханов
распространяется керамическая посуда,
украшенная геометрическим орнаментом.
В этот период производят позолоченные,
бронзовые зеркала, шелк, изделия
из нефрита.
С III в., распространился
буддизм из Индии, в пещерах скальные
монастырские храмы, так же фигуры Будды.
Строились и деревянные храмы. В алеях
императорских кладбищ, называемых улицей
душ, устанавливались фигуры животных
и др. каменные статуи. Изображены первые
пейзажи, заложены основы художественной
теории.
Династия Тангов
(618-907) В живописи формируются новые жанры:
портреты.
Пятая династия
(907-960) - созданы первые художественные
академии, где уделяется много
внимания теории и техники живописи.
В эпоху династии
Сунгов (960-1279) в городах созданы
искусственные сады и озёра, характерные
скульптурные формы, торжествует пейзаж.
Во время молодой
династии моголов (1279-1368) архитектура
и искусство придерживались традиции
Тангов и Сунгов. Особенных высот
достигла живопись тушью и лаком.
Скульптуры делались из глины, дерева,
бронзы. Были созданы надгробные памятники
(Армия первого китайского императора
Цин Ши Хванг-ди из 7000 форм в натуральную
величину-200 м.)
Большую роль в
истории китайской культуры сыграла
древняя китайская книга
Высшей степени
почитания книга достигла в начале
III века под управлением династиями
Цинов и Ханов. В то время страна
была объединена в крупное централизованное
государство, достигающее границ Кореи
и Индокитая. Оживилась торговля со Средней
Азией, Сирией, Ираном, Римской империей
(Великий шелковый путь). Введена единая
метрическая система веса, длины, проведена
письменная реформа.
С сиридины II века
конфуционизм утвердился как официальная
религиозная философская система, но развивались
и другие философские волны. В Китай начала
проникать школа буддизма.
В период династии
Мингов (1368-1644) и Цингов (1644-1912) формировались
симметричные, правильного плана
города с внутренней и внешней
частью. Во внутреннем центре города стоял
так называемый Запрещенный город с большим
императорским замком и комплексами храмов.
Почти заново перестроена столица Пекин.
В прикладном искусстве стали доминировать
изделия из красного лака и фарфора. Прикладное
искусство достигло такого уровня, что
создало образ Китая в Европе.
Предполагается,
что бумага изобретена в Китае
в 105 г. В Vlll в. она попала к арабам,
а от них распространилась на Запад.
(Первая греческая бумажная рукопись,
созданная не в Византии , а в
Дамаске , датируемая 800 г. В Византии бумага
появилась не позже Xl в. 1109 годом датируемая
древнейшая рукопись в Сицилии, в Xlll в.
бумага появилась в Германии). Произведения
китайской живописи в Европе впервые появились
в конце XVll в. Не столько они, сколько описания
путешествий в то время подняли настоящую
китайскую моду в искусстве. Живописные
ремесла были массово подражаемы и импортированы.
В особенности излюблены лаковые изделия,
фарфоровая посуда и скульптурки, шелк,
веера и др. Гравюра с орнаментами, мебель,
даже целые помещения были украшены сценами
из жизни китайцев. В парках замка устроены
были павильоны и пагоды (Дворец Потсдама
Сансуси).
Дальний Восток
и Литва.
Волна моды ориентализма
не обошла и Литву XVlll-XlX в. B имениях,
в городских дворцах появились
китайские, японские тарелки, вазы, фарфоровая
посуда, восточные лампы, зонты, мебель,
японские рисунки на шелке, китайской
письменности матрицы. Дворяне и зажиточные
купцы путешествовали на Восток. Так граф
Б. Г.Тышкявичюс во второй половине XlX в.
бывал несколько раз в Восточных странах,
а в Китае получил мандариновый титул.
Рассказывают, что в Красном поместье
близ Каунаса он собирал театрализованные
гуляния и пиры. Помещик одевшись в старинные
мандариновые одежды китайского чиновника,
сидел в повозке, а слуги, переодевшись
китайцами, носили его по парку, освещенному
тысячей китайских фонариков. Здесь был
построен и китайсский павильон. В конце
XlXв. в Японии жил вильнюсец Нявярдовскис,
который позже в Вильнюсе создал местный
музей Восточного искусства. В начале
XlX в. уже было немало выставок с примерами
Восточного искусства. Известнейшие литовские
коллекционеры В. Даумантас, П. Галауне,
А.Рачкус и др. собирали предметы восточного
искусства. В Литовских музеях хранятся
ценные экспонаты. Например, в Шяуляйском
музее “Аушра” есть интересная коллекция
японских гравюр из имения Сантеклов,
устраиваются выставки Восточного искусства.