Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 02:48, реферат
Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К примеру, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные драмы.
I. Введение
II. Древнегреческий театр
1. Происхождение театра
2. Организация театральных представлений
3. Актеры и маски
4. Хор и зрители
6. Архитектура древнегреческого театра
7. Постановочная техника театра
III. Виды древнегреческих театров (историография)
1. Театр классической эпохи
2. Театр эллинистической эпохи
3. Театр в южной Италии и Сицилии
4. Кукольный театр
IV. Заключение
V. Список литературы
Исполнение женских ролей мужчинами вызывало необходимость использование маски. Употребление маски обусловливалось также размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов.
Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости прикреплялась так же борода. У трагической маски обычно делали выступ над лбом, увеличивавший рост актера.
В древней комедии большая часть масок должна вызывать смех, отсюда их карикатурный и гротесковый характер.
Кроме вымышленных персонажей, поэты древней комедии выводили на сцену и своих современников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным портретом.
Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон (одежда из льняной ткани) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: гилматий (широкий плащ, располагавшийся складками вокруг тела) и хламида (короткий плащ с застежкой на плече). Отдельные персонажи носили специальную одежду. На театральных хитонах и плащах вышивались различные, нередко сложные рисунки - цветы, пальмы, звезды, спирали, арабески, а также фигуры людей и животных. Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников.
Обувь трагического актера называлась котурнами (башмаки с высокими голенищами). Сценические котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался рост актера.
Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела. В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем вызвать смех.
Женские персонажи комедий носили обычный женский костюм, мужские персонажи - короткую или плащ.
“До наших дней дошло много статуэток, изображающих актеров древнегреческой комедии. У маски вытаращенные глаза, безобразный нос, широко открытый рот, живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек.”. (История зарубежного театра, т 1 , стр. 21)
4.
ХОР И ЗРИТЕЛИ
Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участники хора назывались хоревтами, предводитель хора - корифеем. При выходе на орхестру во главе хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенного в центре орхестры.
В трагедии хор обычно изображал людей, близких главному герою. “Так, в “Прометее Прикованном” Эсхила хор составляют Океаниды, дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу”. (История зарубежного театра, т 1 , стр. 21)
Комический хор изображал не только людей, но и животных и сказочных существ. “Например, в комедии Аристофана “Облака” хор состоит из облаков.”. (История зарубежного театра, т 1 , стр. 22)
“Существует мнение, что в трагедии хор тормозит действие и является данью культовой традиции. Однако это не так. Трагедия развивалась на основе трагического хора, из которого впоследствии был выделен один актер. С появлением второго и третьего актера роль хора ослабевает, драматический конфликт может происходить теперь между героями и без участия хора. Но хор не исчезает. Он существует как непременный компонент у всех трагических поэтов классического периода, хотя несет не всегда одинаковую драматическую нагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии он был необходим как выразитель общественного мнения. Хор был героем коллективным, его партии и поныне помогают понять философский и человеческий смысл трагедии в плане решения основного конфликта”. (История зарубежного театра, т 1 , стр. 22)
Театральные представления происходили в дни всенародных праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов на в течении всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже слуги, домашние рабы.
На эти представления люди собирались с восхода солнца. “Сперва им было предоставлено право самим занимать какие угодно места, и нередко дело доходило до драк, драчунов разнимали нанятые для этой цели служители.”. (В. Барбич, Г. Плетнева, Зрелища Древнего мира, стр. 12) Позже чтобы устранить беспорядки и для покрытия расходов по содержанию театральных зданий, городские власти ввели выдачу входных билетов - медных кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. При Перикле неимущим гражданам выдавались на посещение театра особые зрелищные деньги (теорикон).
В театре были строго определены места для разных групп зрителей. Первый отводили государственным лицам, жрецам и полководцам. Им, восседающим в креслах, билеты были не нужны.
За креслами, отделенными проходом, начинались скамьи-ступени для богатой публики. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с А (альфа). Той же буквой и помечали и оборотную билетов-символов с изображением головы богини Афины или морды льва, которого считали охранителем от всего плохого.
Значительно хуже вычеканенные символы, без каких либо изображений и помеченные одной и той же буквой на обеих своих сторонах, служили билетами на следующий ярус. Буквы на этих билетах соответствовали обозначением секторов для зрителей со средним достатком.
Существовали символы, изготовленные еще грубее и помеченные двумя одинаковыми буквами на лицевой и оборотной сторонах. Эти билеты предназначались для верхнего яруса, где скамьи секторов, на которых располагались бедные зрители, были обозначены четырьмя буквами.
Количество людей, получивших символы на один раз, не должно было превышать числа мест на скамьях. При входе билеты отбирались.
Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приезжавшие со всей Греции.
Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.
Афинская
публика была очень восприимчивой и непосредственной.
Если пьеса нравилась, зрители выражали
одобрение аплодисментами и криками. Среди
зрителей были и подставные лица. “Рассказывают,
что комедиограф Филемон (IV в. до н.э.) не
раз с успехом использовал их против своего
противника - Менандра.” (История зарубежного
театра, т 1 , стр. 22) Если пьеса не нравилась,
зрители свистели, щелкали языком, стучали
ногами. Бывали и такие случаи, когда актера
прогоняли со сцены камнями и требовали
прекратить пьесу и начинать новую. Таким
образом, суждение народа имело существенное
значение для успеха представления.
6.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА
Народный
характер античного театра определил
особенности его организации
и устройства. Древнегреческий театр сооружался
на открытом воздухе и состоял
из 3-х основных частей: орхестры
(Орхестра - от глагола орхеомай - танцую),
тэатрона (Тэатрон - места для зрителей)
и скены (Скена - палатка, позже деревянное
строение. Театральная энциклопедия, т.
2, стр. 534.). Древнейшей из этих
частей является орхестра -- круглая площадка,
на которой выступали хор и актёры.
Вначале зрители свободно размещались
вокруг орхестры. Позднее появились особые
места для публики, расположенные на склонах
прилегающих холмов и
гор. Античный театр вмещал огромное количество
зрителей (Афинский театр, например
до 17 тыс. чел.). Скена,
первоначально предназначавшаяся только
для переодевания и выходов актёров, находилась
вне круга орхестры, позже уже на касательной
к его окружности. Передняя стена
скены - проскений, имевшей обычно
вид колоннады, изображая фасад храма
или дворца, приобрела со временем большое
значение в оформлении спектакля”. Так
как в трагедии действие почти
всегда происходило перед дворцом или
храмом, то, по мнению немецкого архитектора
и археолога В. Дёрпфельда, проскений
обычно имел вид колоннады или портика;
эта колоннада проходила либо вдоль всего
фасада скены, либо занимала только её
центральную часть”. На обоих концах здания
скены были пристроены (возможно, уже в
1-й пол. 5 в. до н.э.) два боковых строения,
которые назывались параскениями.
Параскении служили, по-видимому, местом
хранения декораций и другого театрального
имущества; в тех случаях, когда драма
требовала наличия двух или трёх жилищ,
параскении могли изображать эти жилища.
Между скеной и местами для зрителей,
занимавшими несколько более половины
круга, находились проходы - пароды , через
которые вступали на орхестру хор и актёры,
по ходу пьесы, прибывавшие из города,
гавани или из чужой страны. В V и IV вв. до
н.э. греческие актёры играли на орхестре
перед проскением. Никакой высокой
или низкой сценической площадки в это
время не существовало. Планировка греческого
театра была рассчитана на хорошую слышимость.
Кроме того, для усиления звука в некоторых
театрах применялись резонирующие сосуды,
помещавшиеся среди зрительных мест. ”Если,
стоя в центре орхестры, бросить на камень
пола монетку или разорвать клочок бумаги,
то звон упавшей монеты, шорох разрываемого
листа будут слышны в самом в верхнем ряду.”
(Колпинский Ю.Д., Великое наследие античной
Элады., стр. 134). Занавеса в греческом театре
не было, хотя возможно, что в некоторых
пьесах какие-либо части проскения временно
занавешивались от зрителя.
7.
ПОСТАНОВОЧНАЯ ТЕХНИКА ТЕАТРА
Развитие драматургии определяло эволюцию постановочной техники греческого театра. В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные деревянные сооружения (большой алтарь с кумирами двенадцати богов в «Умоляющих», гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прикованном Прометее»). При Софокле появились расписные декорации, помогавшие превращать проскений в фасад дворца или храма, в переднюю стену палатки предводителя. В некоторых комедиях действие переносилось из одного месте в другое (например, из города в деревню, с земли в подземное царство и т. д.), причём в театре они располагались рядом.
Содержание греческой драмы требовало применения театральных машин. “Божества взлетали вверх и спускались вниз с помощью блоков, причем от зрителей ничего не скрывалось и всегда были видны веревка и крюк, которым зацепляли за пояс “парящего в воздухе” актера. Существовало в древности латинское выражение Deus ex machina (бог из машины). С помощью этих машин на сцену являлось божество и легко разрешало чересчур усложнившиеся взаимоотношения действующих лиц”. (В. Барбич Г. Плетнева, Зрелища Древнего мира, стр. 16). Наиболее употребительными были: эккиклема (выдвижная площадка на низких колёсах, показывавшая зрителям, что происходит или произошло внутри помещения) (в трагедиях, обычно сцены убийства), эорема (приспособление, позволявшее богам и др. действующим лицам подниматься в воздух и опускаться).
III. ВИДЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТЕАТРОВ
1.
ТЕАТР КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
ТЕАТР ДИОНИСА В АФИНАХ
Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраивавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 г. Дёрпфельдом.
По двум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру -- террасу с диаметром 27 м. (Э. Фихтер считает диаметр этой орхестры равным приблизительно 20 м). Она была расположена на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная -- подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с старым храмом. Никаких каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах и просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499--496 до и. э.) временные сидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей.
Скена
вначале не обозначала дворца или храма.
Однако более поздние пьесы Эсхила и драмы
Софокла уже требовали в качестве задника
дворца или храма, и на касательной орхестры
стали сооружать деревянное здание скены,
на фасаде которого вскоре появились 3
двери. В это же время входит в обиход и
сценическая живопись, причём расписные
доски могли расставляться между колоннами
проскения. При Перикле театр подвергся
перестройке, закончившейся, вероятно,
после его смерти. Старая орхестра была
отодвинута к северу. Таким образом, было
достигнуто несколько большее пространство
для представления актёров и для сценических
приспособлений, требовавшихся развитием
драмы Софокла и Еврипида. Южная граница
террасы была полностью перестроена, и
вместо старой кривой опорной стены была
сооружена из крупных глыб конгломерата
длинная (около 62 м) прямая стена, поддерживавшая
террасу. На расстоянии приблизительно
20,7 м от западного конца стены выступает
к Скене примерно на 2,7 м солидный фундамент,
имеющий в длину около 7,9 м. Предполагают,
что он служил опорой для машин, применявшихся
в театре. Но сама скена была еще из дерева.
Несколько южнее старого храма был построен
новый храм Диониса, в котором была помещена
статуя бога из золота и слоновой кости,
изваянная Алкаменом. Опорные стены зрительских
мест соприкасались с одеоном -- зданием
для музыкальных состязаний, постройка
которого была закончена Периклом в 443
до н. э. Сидения в этом перестроенном театре
были всё еще из дерева, за исключением,
может быть, некоторых почётных мест. Имелись
параскении. Здание скены при постановке,
требовавшей изображения дворца или дома,
было обычно двухэтажным, причём верхний
этаж, возможно, несколько отступал назад
и оставлял актёрам пространство спереди
и с боков. Храм мог иметь остроконечный
фронтон. Перикловская реконструкция
была завершена сооружением стоп -- большого
зала, идущего вдоль всей длины новой опорной
стены, с открытой колоннадой на его южной
стороне. Следующая большая перестройка
афинского театра происходила во 2-й пол.
4 в. до н.э. (завершена ок. 330) и была связана
с именем Ликурга, заведовавшего афинскими
финансами. Вместо временных деревянных
строений была построена постоянная каменная
скена. Параскении выступали прибл. на
5 м от фасада скены. Фасад скены имел 3
двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутренних
сторонах параскении имели колонны. Некоторые
учёные считают, что в каменном театре
Ликурга существовал деревянный проскений,
несколько отступавший от здания скены
и образовывавший портик (подобно тому,
как это было позднее в эллинистическом
театре). Пьесы разыгрывались по-прежнему
на уровне орхестры, перед скеной, фасад
которой приспосабливался (с помощью подвижных
ширм, перегородок и других приспособлении)
для представления отдельных пьес. Зрительские
места значительную часть которых можно
видеть в Афинах до сих пор) были сооружены
из камня. Для поддержки их была построена
двойная опорная стена. В нижнем ярусе
пространство мест для зрителей делилось
радиально подымающимися лестницами на
13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц
удваивалось. Всего на склоне холма имелось
78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута
ещё дальше на север. Вокруг орхестры для
стока дождевой воды был устроен канал.