Древнегреческие города- государства и их роль в развитии культуры античного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. – с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II – I в.в. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

Оглавление

Введение 3

1. Этапы развития древнегреческой цивилизации
4
2. Полис как феномен древнегреческой цивилизации 7
2.1. Полис как государство 7
2.2. Общество в полисах 10
2.3. Экономическая жизнь полиса
3. Полис и античная культура

3.1.Влияние социальной жизни греческого полиса на формирование античной философии
3.2.Влияние полисов на развитие античной культуры 12


Заключение 20
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр по культурологии.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

    Но  тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других – демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборная власть – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

    Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, но не во всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общины создавала возможности (иногда остававшиеся нереализованными) для утверждения демократических принципов.

    Греческие полисы обычно были небольшими. Например, на острове Родос (его площадь  составляет около  1404 кв. км.) находились три само стоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв. км.) – несколько десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км.   

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Общество в полисах 

    Среди населения полисов привилегированное  положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами   полиса, считались неполноправными. К ним относились прежде всего зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но тем не менее им, как правило запрещалось покупать землю, а это закрывало доступ к управлению полисом.

    На  низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в  Риме, рабство отличалось от домашнего  рабства на Востоке особой жестокостью и определенностью (исключение составляла Спарта, где рабы-плоты сохраняли некоторую самостоятельность). Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного была такой отчетливой.

    Рабы  в Греции не имели никаких прав и действительно приравнивались к «говорящим орудиям», они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли  заключать брак, дети рабынь именовались  приплодом и тоже считались рабами. Даже в тех случаях когда рабов отпускали на волю, они оставались неполноправными и все равно зависели от прежнего хозяина, который становился их покровителем.

    В лучшем положении были рабы, которых  отпускали на оброк (а такое случалось не часто). В этом случае они могли открыть собственную мастерскую или лавочку и жить более самостоятельно.

    После 500г. до н.э. т.е. в эпоху колонизации, особенно во время воин с Персией (500-449 гг. до н.э.) число рабов начало стремительно расти. Но, как и на Востоке, они не были основными производителями. В сельском хозяйстве труд рабов использовался мало. Земледельцы предпочитали обходиться собственными силами, особенно в тех случаях, требовался тщательный уход за культурами. Зато на тяжелых работах в рудниках, в мастерских рабы были основной силой. Кроме того, многие из них трудились как слуги в домах зажиточных людей.

    Как правило основными источниками  пополнения рабов называют:

  1. военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители;
  2. продаваемые правящей верхушкой, аристократией фракийцев и скифов соплеменники;
  3. рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов;
  4. снабжали рабские рынки пираты и похитители свободных людей 3

    Обращенные  в рабство различным путем  люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки находились в каждом полисе.

    Рабство в Древней Греции воспринимали как  само собой разумеющиеся, свобода  считалась даром доступным далеко не всем людям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. 3. Экономическая  жизнь полиса 

    Некоторые историки считают, что в древних  средиземноморских цивилизациях выросли капиталистические отношения; существует даже специальный термин – «античный капитализм». Правильна ли такая точка зрения? У нее есть свои основания: действительно рано перейти к экспорту некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. Только так можно было избавиться от угрозы голода.

    Активная  торговля означала, что земледельцы и ремесленники работали не только на себя, но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V в. до н.э. стали Афины: на городских базарах крестьяне из окрестных селений продавали вино, овощи, растительное масло, древесный уголь и покупали привозной хлеб, рыбу и другие продукты. Возможности более крупных хозяйств были еще шире. В Афинах шла активная торговля с колониями и странами Востока: Из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфагена – ковры, их Африки – слоновую кость, из Причерноморья – зерно, скот, мед, воск и кожи. Эти товары в основном тут же перепродавались в другие города.

       В V – IV вв. до н.э. общий валовый доход только в Пирее, главной гавани в Афинах, достигал приблизительно 2 тысячи талантов – огромной по тем временам суммы (серебряный греческий талант весил примерно 26 кг)4. Соответственно росло денежное обращение, а вместе с ним и разнообразные кредитные и ростовщические операции. 

    Сухопутная  торговля в Греции была развита гораздо  хуже по сравнению с морской. Она была невыгодна из-за плохих дорог и гор.

    Кроме того, трудности возникали из-за воин, которые часто вспыхивали между  полисами. Но даже в удаленных от моря греческих городах действовали  местные рынки, где торговали  в основном ремесленными изделиями. Продуктами, домашней утварью.

    Товарно-денежные отношения, успешно развивавшиеся  в Греции, были необычны для этой эпохи, если сравнивать с другими цивилизациями. Поэтому историки считают, что уже в древности в Средиземноморье зародилась особая модель экономики, из которой впоследствии вырос европейский капитализм. Но все-таки называть древнегреческую экономику капиталистической неверно. В основном хозяйство имело натуральный характер. Товарно-денежные отношения в одних полисах были развиты сильнее, а в других слабее, т.е. распространялись неравномерно и существовали в рамках натурального хозяйства.

    Мы  рассмотрели несколько сторон жизни  древнегреческого полиса – миниатюрного государства и основной ячейки цивилизации. Именно в полисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений, складывался особый тип личности – свободной, честолюбивой, безгранично преданной своему государству. Эти особенности полиса свойственны и древнегреческой цивилизации в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Полис и античная культура

3.1.Влияние социальной жизни греческого полиса на формирование античной философии

    Античная  философия развивала тему гармонии человека и мира. Категория гармонии, соразмерности частей в рамках целого являлась фундаментальной для философии древнегреческого полиса. Смысловая суть этой категории следующая. Гармония космоса соразмерна гармонии самого человека, но человек понимается тут не как растворяющийся в таинственном и недоступном космосе, а как особенная выделенная его часть, которая выступает мерой всех вещей. За этим, принципиально отличным пониманием отношений гармонии человека и миром стоит совсем иной, чем в восточных цивилизациях, способ социальной жизни греческого полиса, античной демократии, в которой индивидуальная активность, стремление личности к самовыражению отступали условием возникновения всей системы его социальных связей.     Тот факт, что именно Европа явилась колыбелью современной, цивилизации, которая завоевала мировое господство и распространилась по всему свету в XIX-XX вв., имеет, как известно, далеко не случайный характер. Этот тип цивилизации (иногда его называют техногенным обществом) характеризуется такими чертами, как ускоренный процесс все большего господства человека над силами природы и превращение этих сил (пар, электричество, атомная энергия и т.д.) в производительные силы общества, социальная мобильность, создание современной динамической политической системы общества, – которая базируется на идее прав человека. Техногенное общество как радикальный поворот в развитии человечества было подготовлено всей предыдущей историей Европы, начиная с античности. В этой связи один из влиятельных философов современности М. Хайдеггер заявил, что атомная бомба впервые взорвалась в философской поэме великого древнегреческого мыслителя Парменида.  Древнегреческая философия по праву может считаться той теоретической базой, на которой выросла не только вся европейская философия, но и мировая. Историки древней Греции констатируют удивительный факт необычайного расцвета всех форм духовной и материальной культуры, которую пережила эта небольшая страна в VII—III вв. до н.э. В древне Греции сложился совсем иной по сравнению с древневосточной цивилизацией тип социальных отношений, который дал личности возможность во всей полноте проявить свою творческую индивидуальность.            Большая роль торговли, посреднической деятельности в хозяйственной жизни древнегреческих городов-полисов, которые требовали от личности инициативы, предпринимательства и самостоятельности, обусловили своеобразие социального и политического строя этих государств. Древнегреческий полис представлял собой обычно небольшой город с прилегающими к нему сельскими окрестностями. Было создан новое социальное пространство с центром на городской площади, где граждане государства-полиса обсуждали все проблемы его социальной жизни. Быстрый слом архаичных форм родового строя в условиях технического прогресса и экономического подъема привел не к подавлению личности гигантской государственной машиной, а к возникновению идей, что, прежде всего сам индивид является хозяином личной судьбы.   Небольшие размеры полиса содействовали тому, что каждый его гражданин совсем не считал, что его голос при обсуждении важных государственных дел никто не услышит. Но для того, чтобы быть выслушанным на этом собрании и чтобы воздействовать на его решения, нужна была опора не на авторитет иерархии и традиций, а на авторитет логически непротиворечивого доказательства. Так постепенно вырабатывалась рациональная логика, намечалась важнейшая роль дискуссии как единственного средства нахождения истины.  Состязательная природа социальных отношений внутри полиса, желание доказать свое превосходство над соплеменниками в любых отраслях человеческой деятельности, будь это спортивная игра, политическая борьба или сферы познания природы и общества, формируют такую особенность древнегреческой философии, как наличие разных философских школ и направлений, которые стремились высказать свой собственный, оригинальный взгляд на все проблемы бытия. Это обусловило в древнегреческой мысли приоритет новаций над традициями (в отличие от китайский или индийской философии, где традиции были определяющим фактором). Однако для того чтобы принятая школой точка зрения получила преимущество в мировоззрении граждан, необходима была апелляция не к традиционным системам верований (которые как раз и оспаривались), а, прежде всего к разуму. Вот почему уже на ранних этапах развития древнегреческая философия выделяется своим вниманием к логике доказательств и опровержений.

    Борьба  идей, точек зрения, убеждений, основанная на рациональных началах, является движущим импульсом развития древнегреческой философии и науки. Для греков актуальными стали проблемы соотношений сущности мышления, бытия и мышления, проблемы изменения бытия, приведения к разумным основам.             Процесс обсуждения и решения данных проблем явился сильнейшим импульсом для обоснования и развития научных знаний. Таким образом, именно древним грекам удалось создать ту еретическую базу, на основе которой, по сути, и начало развиваться европейское естествознание и обществознание. Бурная политическая жизнь, которая протекала в полисе, высокая политическая активность граждан полиса (в отличие от пассивности, что господствовали в традиционном обществе Древнего Востока) вынуждали мыслителей думать над проблемами социального бытия человека, над социальными отношениями между людьми и над политической организацией общества.     Философы стремились классифицировать разные формы государственного строительства, найти общезначимые для огромной разновидности типов государств, социальных отношений законы функционирования общества, без учета которых любой тип государства рискует погибнуть. Вот почему именно к Платону и Аристотелю восходит традиция развития разнообразных концепций естественного права, которая ала такую большую роль в истории социальной философии и до сих пор имеет серьезные позиции в правоведении. Основы общественных наук, как и основы естествознания, были заложены гениальными мыслителями древней Греции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Влияние полисов на развитие античной культуры
 

    Цивилизацией, создавшей предпосылки для первого  шага по пути к собственно науке, была демократия античной Греции. Именно здесь происходит мутация традиционных культур и здесь социальная жизнь наполняется динамизмом, которого не знали земледельческие цивилизации Востока с их патриархальным круговоротом жизни. Хозяйственная и политическая жизнь античного полиса была пронизана духом состязательности, все конкурировали между собой, проявляя активность и инициативу, что неизбежно стимулировало инновации в различных сферах деятельности. Причем этот дух присущ чаще всего формам деятельности, лишенным утилитарного значения. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны. Стимулируются публичные споры по проблемам, не имеющим никакого прямого отношения к обыденным интересам спорящих, что способствовало развитию критичности, без которой немыслимо научное познание. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться "наука доказывающая". Нормы поведения и деятельности, определившие облик социальной действительности, вырабатывались в столкновении интересов различных социальных групп и утверждались во многом через борьбу мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании. Социальный климат полиса снимал с нормативов деятельности ореол нерушимого сверхчеловеческого установления и формировал отношение к ним как к изобретению людей, которое подлежит обсуждению и улучшению по мере необходимости. На этой основе складывались представления о множестве возможных форм действительности, о возможности других, более совершенных форм по сравнению с уже реализовавшимися. Идеал обоснованного и доказательного знания складывался в античной философии и науке под воздействием социальной практики полиса. Восточные деспотии, например, не знали этого идеала. Знания вырабатывались здесь кастой управителей, отделенных от остальных членов общества (жрецы и писцы Древнего Египта, древнекитайские чиновники и т.д.), и предписывались в качестве непререкаемой нормы, не подлежащей сомнению. В противоположность восточным обществам, греческий полис принимал социально значимые решения, пропуская их через фильтр конкурирующих предложений и мнений на народном собрании. Преимущество одного мнения перед другим выявлялось через доказательство, в ходе которого ссылки на авторитет, особое социальное положение индивида, предлагающего предписание для будущей деятельности, не считались серьезной аргументацией. Диалог велся между равноправными гражданами, и единственным критерием была обоснованность предлагаемого норматива. Этот сложившийся в культуре идеал обоснованного мнения был перенесен античной философией и на научные знания. Именно в греческой математике мы встречаем изложение знаний в виде теорем: "дано - требуется доказать - доказательство". Но в древнеегипетской и вавилонской математике такая форма не была принята, здесь мы находим только нормативные рецепты решения задач, излагаемые по схеме: "Делай так!", "Смотри, ты сделал правильно!". Сформировав средства для перехода к собственно науке, античная цивилизация дала первый образец конкретно-научной теории - Евклидову геометрию. Однако она не смогла развить теоретического естествознания и его технологических применений. Причину этому большинство исследователей видят в рабовладении и использовании рабов в функции орудий при решении тех или иных производственных задач. Дешевый труд рабов не создавал необходимых стимулов для развития солидной техники и технологии, а, следовательно, и обслуживающих ее естественнонаучных и инженерных знаний. Процесс становления древнегреческой науки шел через отделение мифа от логоса, т.е. научного элемента от фантастического. Миф - это бинарное образование, сочетающее реальный и фантастический элементы. Для мифа характерно мышление противоположностями, например, жизнь - смерть, белое - черное, мужское - женское, разум - интуиция и т. д. Мифологическое мышление обладает не менее стройной логикой, чем наука. Отделение мифа от логоса произошло постепенно, через разделение фантастического и реального, а также замену духовно-личностного отношения к действительности объективным. В античности в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это было по существу "триединое целое", не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое. Итак, появлению науки в Древней Греции способствовал ряд предпосылок, сложившихся в этом государстве: 1. У греков отсутствовала каста жрецов, и поэтому научные знания были доступны любому свободному гражданину, имеющему к ним интерес; 2. Демократическая форма правления в государстве, что гарантировало гражданские права и необходимость их отстаивания с помощью риторики, основанной на аргументации и убеждении оппонента. Это способствовало развитию логического, рационального стиля мышления, необходимого для науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Вся современная европейская, а частью и внеевропейская культура выросла на почве культуры античной. Без знания античной истории нельзя понять многих учреждений последующих периодов истории, искусства, архитектурных стилей, театра, современных политических, научных и других терминов. Античность во всем ее многообразии выступает на каждом шагу как в общественной, так и в частной жизни .

    Древнегреческая цивилизация как неповторимая историческая реальность отличается рядом существенных признаков от стран Древнего Востока, с одной стороны, и от Древнего Рима - с другой.

    Наибольшие  достижения греков проявились в трех основных областях:

  • организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важнейших условий цивилизованного существования;
  • установлением демократической республики (демократии) – наиболее прогрессивной формы государственного устройства;
  • создание замечательной культуры.

    Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации выделяю феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. История Древней  Греции / под ред. В.И. Кузищина –  М.: Высшая школа, 1996.
  2. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века – М.: Дрофа, 1998.
  3. Сергеев В.С. История Древней Греции – М.:ОГИЗ, 1948.
  4. Всемирная история в 10т., т. 1,2. М., 1956.
  5. История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова в 3 т. М., 1989.
  6. История Древней Греции / под ред. В.И. Авдиева. М., 1972. 
 

     

Информация о работе Древнегреческие города- государства и их роль в развитии культуры античного мира