Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 04:44, контрольная работа
В своем романе Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания.
Но только постоянная душевная забота, терпеливое внимание Сони смогли вернуть Родиона Романовича к жизни. Мучаясь сам, он мучает Соню. Но придет время, и обновленный герой поймет, что "бесконечною любовью” искупит он теперь все ее страдания.
Роман
заканчивается оптимистичными мечтами
героев о счастье, которое они выстрадают
годами, проведенными на каторге. Что же
хотел сказать своим романом Федор Михайлович
Достоевский? Неотвратимость наказания
за преступление — это слишком просто,
даже примитивно для писателя, он намного
шире и глубже. Писатель-гуманист Достоевский
показал невозможность безнаказанно совершать
преступления и дает шанс даже оступившемуся,
но раскаявшемуся человеку рассчитывать
на прощение. Человек не волен в своей
судьбе, его ведет провидение, но живущий
по Божьим законам приближается к тому
идеалу, о котором мечтал Федор Михайлович
Достоевский,— к "совершенному человеку”.
Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня “блудница”, как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей своей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием отца.
Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.
Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. “...А взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...” Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.
Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию — “теорию Бога”. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом.
Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она- через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: “Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...”
Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.
5. Ф.М. Достоевский -
борец за обездоленных
и угнетенных
Беспощадно правдиво показал Достоевский горестную участь угнетенных и обездоленных. Его книги ценны прежде всего выраженными в них идеями добра и справедливости. Образами своих героев писатель пробуждал сочувствие, симпатию и уважение ко всем «униженным и оскорбленным». В этом состоит его главная заслуга. Оригинальный, исключительно талантливый художник, Достоевский стоит рядом с крупнейшими писателями России и других стран. «Гениальность Достоевского неоспорима,- писал Горький,- по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру».
С
особенно большой художественной силой
показал Достоевский
Достоевского волновала печальная участь детей бедняков, и нередко дети становились главными героями его произведений. Тяжело складывается жизнь чуткой и отзывчивой Неточки (повесть «Неточка Незванова»): ее мать, замученная непосильным трудом, умирает. Отчим сходит с ума. Безрадостна жизнь Неточки среди чужих людей. Ее единственным утешением становятся книги. Необыкновенно ярок образ Нелли в романе «Униженные и оскорбленные», тянущейся ко всему хорошему, но в то же время болезненно самолюбивой, озлобленной девочки.
Теплое чувство вызывают мальчики, изображенные в романе «Братья Карамазовы». Илюша Снегирев, защищая своего отца от оскорблений, вступает в драку с шестерыми ребятами. Приятель Илюши, Коля Красот-кин, видя, что в отношениях между людьми царят несправедливость и жестокость, решает «хоть когда-нибудь принести себя в жертву за правду».
Всем этим героям, изображенным с горячей симпатией и искренним состраданием, Достоевский противопоставляет людей из имущих классов - бездушных, черствых, готовых ради достижения своекорыстных целей на любую гнусность и подлость. Чувство омерзения вызывают помещик Быков («Бедные люди»), князь Валковский («Униженные и оскорбленные»), делец Лужин и помещик Свидригайлов («Преступление и наказание»).
Достоевский жил и творил в эпоху, когда в среде угнетенных росло недовольство существовавшими в стране порядками, когда в душах многих тысяч русских людей накапливались возмущение и гнев. И писатель показал в своих произведениях людей, которые пытаются протестовать против царившего в стране зла. Таков Родион Раскольников - главный герой одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание». Страшная бедность повергает Раскольникова в отчаяние. Он хорошо понимает, что вокруг него царят волчьи нравы собственнического строя, и до глубины души возмущается бессердечием и жестокостью богачей. Раскольников, однако, не становится борцом за лучшее будущее. Знакомый с революционными идеями лишь понаслышке, он убежден, что справедливое устройство общества невозможно. «Не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить… Так доселе велось и так всегда будет!» -с горечью заявляет он. Но и примириться со своей жалкой участью Раскольников - человек волевой и гордый - не хочет. Во что бы то ни стало стремится он избавиться от нищеты. Возомнив себя необыкновенной, выдающейся личностью, человеком, которому дозволено все, даже преступление, Раскольников решает убить и ограбить богатую старуху-процентщицу. После долгих и мучительных колебаний он осуществляет этот ужасный план.
Необычайно выразительно и ярко передает Достоевский невыносимые душевные терзания своего героя, ставшего убийцей. Раскольникова непрестанно мучают страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, ощущение безысходного одиночества. Люди, пытавшиеся в одиночку отстаивать свое право на человеческое существование и шедшие по чудовищному пути грабежей и убийств, конечно, не улучшали жизни, а делали ее еще мрачнее и ужаснее.