Доминирующая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости оттого, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Оглавление

1. Доминирующая культура.
2. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
3. Романский стиль.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

     В конце XX века теория Н.Я.  Данилевского получила новое рассмотрение, основные идейные установки ученого конца XIX века совпали с общей тенденцией социально-гуманитарной и культурологической мысли нашего времени. Большинство современных исследователей, как и Данилевский, рассматривают вопрос о России и Европе не как географический, а как историко-культурологический и отмечают, что у России и Европы глубокие культурно-цивилизационные различия, делающие невозможным непосредственное перенесение и воплощение западных идей. Идеи Данилевского о неизменности и фундаментальности национального начала культурно-исторического типа находят сегодня свое второе рождение.

   Для нас актуальным остается тезис Данилевского о том, что разнообразие культур - необходимое условие и ключевой показатель выживания и развития различных цивилизаций на Земле на протяжении тысячелетий. Полицивилизационная парадигма, которую отстаивал Н.Я. Данилевский, представляет собой схему для понимания того, что происходит в мире в конце XX начала XXI вв. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Романский стиль

     Романский стиль (от латинского romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), является одним  из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

     Термин  «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Камон установивший связь архитектуры XI—XII веков с  древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

     В романской архитектуре основным строительным материалом становится камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.

     В Италии было много мрамора, который  особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Камень  был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.

     Там, где недоставало камня, использовался  кирпич, который был несколько  толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень  твердый, сильно обожженный. Кирпичные  постройки романского периода сохранились, прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии. 

     Для романских построек характерно сочетание  ясного архитектурного силуэта и  лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

     Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным  элементом композиции монастыря  или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части храма
  • Увеличение высоты храма
  • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
  • Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны
  • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
  • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
 

  Значительную  роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена. Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но и всей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний. Именно благодаря монастырским библиотекам до наших времён дошло большинство древних трудов самых различных цивилизаций и конфессий.

     Одной из главных задач при строительстве  храмов этого периода было вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).

     Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных  к местным условиям и специфическим  требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно, вело к архитектурному прогрессу.

     В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных  сооружений. Это продольные в плане  здания, иногда очень простые, прямоугольной  формы с апсидой, приставленной  с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.

     Развитие  романской архитектуры характеризуется  изменениями в организации внутреннего  пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени - базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.

     Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Проповедью в камне  часто называют скульптуру в романских  соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Доминирующая культура